Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Статьи » Живем качественно

Составляющие качества жизни

Главная »Педагогика »ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Статья посвящена анализу результатов, полученных в ходе исследований психологических составляющих качества жизни лиц, имеющих разное обра —зование, и лиц, проживающих в крупных и малых городах.

Ключевые слова: качество жизни, субъективно-оценочные составляющие и объективно-оценочные составляющие качества жизни, психологический потенциал.

Основной стратегической целью со —циально-экономического развития страны является повышение качества жизни лю —дей. В большинстве исследований качества жизни населения экономические факторы рассматриваются как приоритетные, а пси-

хологическим отводится роль «вспомога —тельных». В исследованиях Г. М. Зараков- ского (Зараковский Г. М. 2009) качество жизни раскрывается как системное понятие, определяемое единством его компонентов: самого человека как биологического и ду-

ховного существа, его жизнедеятельности и условий, в которых она протекает. Отсюда следует, что перечень показателей качества жизни должен включать как объективные характеристики самого человека, его жизне- деятельности и условий жизни, так и субъ —ективные оценочные характеристики, от —ражающие отношение субъекта к реалиям его жизни. По мнению Г. М. Зараковского,

«качество жизни человека (индивида) — это оценочная категория, обобщенно харак —теризующая параметры всех составляющих жизни: жизненного потенциала, жизнеде —ятельности и условий жизнедеятельности (инструментов, ресурсов и среды) по отно —шению к некоторому эталону» [1, с. 62].

Психологические составляющие каче —ства жизни делят на объективные (оценки специалистами объективно существующих психологических свойств жизни по отно —шению к объективным эталонам) и субъек- тивно-самооценочные (оценки человеком собственной жизни, её элементов).

В качестве субъективно-самооценочных составляющих качества жизни выступают эмоционально-когнитивные оценки чело —веком собственной жизни и её элементов. Г. М. Зараковский и Т. Н. Савченко [2] вы —деляют в субъективно-самооценочных со —ставляющих два компонента: эмоциональ —ный (ощущение счастья, переживания, чувства) и когнитивный (мнения и сужде —ния, высказываемые при социологических опросах об удовлетворённости жизнью, её качеством). Р. М. Шамионов [4] и В. А. Ха —щенко [3] выделяют третий компонент — конативный, или мотивационно-поведенче —ский. Критерии, по которым можно судить о степени выраженности субъективно-са —мооценочных составляющих качества жиз —ни, включают субъективное благополучие, отношение к переживанию стресса, жизне —стойкость и целенаправленность, степень приспособленности и удовлетворённости разными сторонами жизни, отношение к работе и переменам в стране, способность к прогнозированию своего будущего.

В качестве объективно-оценочных со —ставляющих качества жизни выступают оценки психологических элементов жизни

по отношению к объективным эталонам, в качестве которых выступают норматив —ные значения элементов психологического потенциала или других психологических характеристик. Конативный компонент качества жизни определяется величиной его психологического потенциала, сте —пенью удовлетворения психологических и культурных потребностей, уровнем са —мореализации в различных сферах жизне —деятельности, а также характером оценоч —ных суждений и переживаний, вызванных состоянием любого элемента жизни. Из этих составляющих особая роль отводит —ся психологическому потенциалу, который составляет «ядро» качества жизни, кото —рый определяется как система психологи —ческих свойств личности, определяющих возможность успешной жизнедеятель —ности индивида в разных сферах жизни. К таким свойствам относятся общая актив —ность человека (мотивация достижения), направленность личности (потребности, интересы, убеждения, стремления, идеа —лы), способности, регуляторные качества (самооценка, нервно-психическая устойчи —вость, поведенческие установки, ценност —ные ориентации, воля).

Анализ современных зарубежных и от —ечественных научных трудов подтверждает тот факт, что достаточно сложно выделить детерминанты, определяющие позитивную субъективно-оценочную составляющую качества жизни. Проблема качества жиз —ни россиян приобретает свою специфику в первую очередь в связи с территориаль —ными особенностями страны. Условия жиз- ни разных по масштабу городов обладают своими особенностями. Вряд ли «средние показатели» качества жизни населения страны могут отразить истинное положе —ние дел. Необходим более дифференциро —ванный подход к изучению качества жизни населения, в том числе и его психологиче —ских характеристик. Наибольшую актуаль —ность данная проблема приобретает в ус —ловиях социально-экономических реформ, проводимых в нашей стране.

Все вышесказанное позволило сфор-

мулировать две проблемы исследования:

влияет ли уровень образования и уровень материального достатка на удовлетворён —ность качеством жизни, а также влияет ли проживание в крупных или малых городах на оценку качества жизни респондентами?

Целью нашей работы стало выявление различий в субъективной оценке качества своей жизни в двух выборках: жителей раз —ных городов и выборке лиц с разным до —статком и разным уровнем образования.

В нашей работе в качестве эмоцио —нального компонента качества жизни ис —следовалось субъективное благополучие и жизнестойкость как способность совла —дания со стрессом и сохранения внутрен- него равновесия, в качестве конативного компонента изучались ценностные ориен- тации, стремление к самоактуализации. Когнитивный компонент качества жизни оценивался с помощью авторской анкеты

«Качество жизни»). В качестве диагности —ческого инструментария использовался тест жизнестойкости Д. А. Леонтьева, опросник

«Ценностные ориентации» Ш. Шварца), опросник «ЛиО» Э. Шострома, методика

«Шкала субъективного благополучия» Мен —дельсон, Чич, опросник приспособленности Белла, опросник «Деятельностный стресс» Н. П. Фетискина.

На первом этапе в исследовании приняли участие жители г. Гусь-Хрустального (сред —ний город по официальной классификации Градостроительного кодекса), Владимира (крупный город) и Москвы (мегаполис) — по 25 человек из каждого города в возрасте

21–35 лет. Для обеспечения эквивалентно —сти групп при отборе испытуемых учитыва —лись возраст, пол, образование, доход.

В процессе обработки данных с привле —чением методов математической статисти —ки (Н-критерия Круcкала-Уоллиса и крите —рия углового преобразования Фишера (φ*)) были выявлены достоверные различия между исследуемыми группами по следу —ющим параметрам:

1. Для жителей крупного города и ме —гаполиса характерна более высокая зна —чимость ценностей самостоятельности на уровне идеала (р ≤ 0,05), доброты (р ≤ 0,05) и гедонизма на уровне реального поведения

(р ≤ 0,01), способность к близким контак —там (р ≤ 0,05), активность в планировании своей жизни и достижении поставленных целей (р ≤ 0,05), стремление к активной трудовой жизни (р ≤ 0,05) и низкая кон —формность на уровне реального поведения (р ≤ 0,05). Работа для них — важная, но не самая главная сфера в жизни (р ≤ 0,05). Кроме того, для жителей мегаполиса более значимы ценности достижения (р ≤ 0,05) и менее значимы ценности традиций и вла- сти (р ≤ 0,05), характерна большая ориен —тация на свои убеждения и чувства в выбо —ре решений (р ≤ 0,05), гибкость поведения (р ≤ 0,05), способность адаптироваться к переменам в жизни (р ≤ 0,05), убежден —ность в том, что в жизни многое зависит от их собственных усилий (р ≤ 0,05).

2. Для жителей среднего города харак —терен низкий интерес к происходящему (р ≤ 0,05), неуверенность в возможность влиять на события (р ≤ 0,05), более значи —мы ценности безопасности и универсализ —ма: общественный порядок, социальная справедливость, терпимость, защита при —роды (р ≤ 0,05), работа рассматривается как источник получения денег для суще —ствования;одной из главных целей являет —ся обеспечение финансового благополучия (р ≤ 0,05). Вместе с тем жители среднего го —рода демонстрируют большую уверенность в улучшении качества жизни в будущем (р ≤ 0,05). Таким образом, полученные ре —зультаты подтвердили выдвинутое в работе предположение о различиях в оценке ка —чества жителей городов разной величины. Различия в образе жизни, а следовательно, и качестве жизни, жителей разных по мас —штабу городов есть и всегда будут. Вопрос в том, какие из них считать допустимыми, а какие — нет, и какова роль психологиче —ских составляющих качества жизни.

На втором этапе в исследовании приня —ли участие работники инструментально —механического завода города Владимира:

30 человек с высшим образованием в воз —расте 25–45 лет, из них 15 мужчин и 15 жен —щин и 30 человек со средним образованием в возрасте от 25–46 лет, из них 15 человек женщин и 15 мужчин.

В ходе исследования проверялись раз —ные рабочие гипотезы. Деление выборки по половому признаку и уровню заработной платы с последующим сравнением исследу —емых параметров не выявило достоверных различий в оценке качества жизни. В то же время гипотеза о различиях в оценке со —ставляющих качества жизни лицами с раз —ным уровнем образования подтвердилась.

Анализ полученных результатов пока —зал, что параметр субъективного благопо —лучия на достоверном уровне выше в груп —пе лиц с высшим образованием (p ≤ 0,01). Сравнение результатов исследуемых групп по субъективной оценке стрессовой на —грузки выявило, что процентная доля чис- ленности лиц, находящихся в переходной фазе стрессовой нагрузки, на достоверном уровне выше в группе лиц со средним об —разованием (p ≤ 0,01), что свидетельствует о ригидности мышления, неумении быстро принимать решение в проблемной ситуа —ции, склонности к переживаниям. Также параметры жизнестойкости (вовлечен —ность, контроль, принятие риска) и при- способленности в сфере здоровья и эмо —циональных переживаний на достоверном уровне выше в группе лиц с высшим обра —зованием (p ≤ 0,01).

Анализ ответов на вопросы анкеты «Ка —чество жизни» выявил достоверные разли —чия в пользу лиц с высшим образованием по следующим параметрам: удовлетворен —ность жизнью, позитивное отношения к пе —ременам в жизни, целеполагание в жизни, уверенность в завтрашнем дне, внутренняя мотивация в профессиональной деятель —ности, творческая самореализация, образо-

вание, семейная жизнь, уверенность в себе (p ≤ 0,01). Результаты позволили сделать ряд выводов и предположений: развитие по —знавательных способностей, широкий кру —гозор, способность к рефлексивной оценке происходящего, разнообразие когнитивных стилей мышления, формирующихся в обра- зовательном процессе, по всей видимости, способствуют формированию стрессоустой —чивости, жизнестойкости, эмоциональной лабильности, целеустремлённости и в це —лом удовлетворённости жизнью.

Выявление различий в оценке качества жизни и установление их причин — одно из условий повышения ее качества. Кор —ректировка недопустимых различий может быть осуществлена на уровне политики государства, при этом необходим интегра —тивный подход, т. е. учет как материальных, информационных, так и психологических составляющих качества жизни. Мерами корректировки могут быть формирование позитивных ценностей и потребностей, большей вовлеченности и инициативности населения, создание условий, способству —ющих самореализации человека.

Полученные результаты особенно акту —альны в ситуации реформирования высше —го образования. Качество жизни и качество образования — это главные акценты на —циональной идеи России XXI века и кри- терии, с помощью которых определяется качество самой государственной политики внутри России. Можно предположить, что реформирование системы высшего образо- вания приведет к снижению уровня удов —летворенности качеством жизни.

Материал взят из: Научно-методический журнал «Вестник ВлГУ. Серия: Педагогические и психологи —ческие науки » №13(32) 2013

Источник: http://moyuniver.net/psixologicheskie-sostavlyayushhie-kachestva-zhizni/

Категория: Живем качественно | Добавил: vladhrom (13.05.2016)
Просмотров: 204 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar