Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Статьи » Живем качественно

Социальные индикаторы качества жизни

Для качественной характеристики условий жизни населения необходимо использовать показатели социальной статистики.

В настоящее время ООН разработана концепция уровня жизни . в которую включены следующие основные составляющие:

• качество системы здравоохранения;

• обеспечение здоровой жизни человека.

2. Обеспечение получения знаний :

• обучение детей;

• возможность обучения личности;

• возможность поддержания знаний;

• удовлетворенность человека уровнем своего развития.

3. Сохранение и обогащение культурного уровня .

4. Занятость и качество трудовой жизни .

5. Возможность приобретения товаров и пользования услугами :

• уровень личного дохода и владение собственностью;

• степень равенства в распределении доходов и собственности;

• качество, разнообразие и доступность услуг для личного и общественного потребления.

6. Состояние окружающей среды .

7. Личная безопасность и правосудие .

8. Участие в общественной жизни .

Для изучения такой составляющей уровня жизни, как здоровье населения, необходимо иметь информацию о продолжительности жизни, уровне смертности, распространенности и частоте возник­новения заболеваний по населению в целом и его демографиче­ским группам, об уровне развития лечебно-профилактической помощи населению. В свою очередь, уровень развития лечебно-профилактической помощи населению характеризуют такие пока­затели, как число медицинских учреждений и число больничных коек, а также численность медицинского персонала на 10 тыс. че­ловек и др.

Для характеристики состояния образования в стране использу­ются такие показатели, как численность и состав образовательных учреждений, численность контингента обучающихся, численность и качественный состав преподавательского персонала, обеспечен­ность техническими средствами обучения, библиотечными фонда­ми и др. Уровень образования определяется для всего населения, мужчин и женщин, для различных возрастных групп и измеряется следующими показателями:

• число грамотных на 100 человек в возрасте от 9 до 49 лет;

• число лиц, имеющих определенный уровень образования (выс­шее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее об­щее, неполное среднее, начальное) на 1000 человек в возрасте от 15 лети старше.

Важными характеристиками при изучении уровня благососто­яния населения являются обеспеченность его информацией, сте­пень развития сети спортивных сооружений, учреждений культу­ры и искусства, отдыха и туризма.

Огромное влияние на качество жизни оказывает состояние окружающей среды. В связи с этим необходима информация о ка­честве среды обитания (воды, почвы, воздуха), о соответствии фактических уровней загрязнения нормативным показателям.

В последние годы XX столетия широко обсуждалась концепция человеческого развития. Авторы концепции подчеркивали необхо­димость создания условий, при которых жизнь людей была бы долгой, здоровой и наполненной творчеством.

Поскольку понятие человеческого развития чрезвычайно разностороннее, очень важно построить наиболее полную систему показателей.

В качестве обобщающей характеристики используется индекс человеческого развития (ИЧР). однако он не может отразить все ас­пекты жизнедеятельности человека. В отличие от ВНПна душу населения, который служит измерителем лишь благосостояния, экономического благополучия, ИЧР рассчитывается на основе ба­зовых показателей (определяемых для всех стран по сопоставимой методике), каждый из которых характеризует какое-либо одно на­правление человеческого развития — долголетие, достигнутый уровень образования, уровень жизни. Индекс человеческого раз­вития позволяет не только сравнивать страны и регионы, но и обосновывать приоритеты их развития.

Источник: http://studopedia.ru/1_73263_sotsialnie-indikatori-kachestva-zhizni-naseleniya.html

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные документы

Понятие статистической оценки уровня жизни, социальных нормативов и потребностей, основных индикаторов уровня жизни. Современный уровень жизни населения, социальная защищенность и борьба с бедностью. Закономерности изменения благосостояния населения.

контрольная работа [56,8 K], добавлен 12.01.2011

Индекс развития человеческого потенциала как метод оценки уровня и качества жизни населения. Модель благосостояния в современной России. Пути повышения уровня и качества жизни российского населения и возможность применения положительного опыта Бразилии.

дипломная работа [1,3 M], добавлен 21.10.2014

Сущностные характеристики уровня и качества жизни населения России. Анализ основных показателей качества жизни на примере Брянской области. Знакомство с понятием минимального уровня потребления. Способы повышения уровня и качества жизни населения России.

дипломная работа [2,6 M], добавлен 08.12.2011

Теоретические основы уровня и качества жизни населения, индикаторы и их сущность. Основные показатели уровня и качества жизни населения развитых зарубежных стран и России. Проблема бедности, государственное регулирование социально-экономической политики.

дипломная работа [332,7 K], добавлен 26.05.2009

Понятия, предмет, задачи, система показателей статистического изучения уровня и качества жизни населения, методы их оценки. Анализ уровня доходов и обеспеченности населения жильем в каждой области России и перспективы улучшения этих показателей.

курсовая работа [77,5 K], добавлен 01.03.2009

Соотношение между понятиями уровня и качества жизни. Примеры и краткие описания систем индикаторов, соответствующих основным факторам, определяющим качество жизни населения при межстрановых сопоставлениях и на уровне внутринациональных исследований.

статья [2,7 M], добавлен 20.04.2012

Понятие и система показателей качества и уровня жизни населения, методы оценки. Инвестиционная деятельность как фактор повышения качества уровня жизни. Направления модернизации Северо-Кавказского региона. Совершенствования рынка труда в кризисный период.

дипломная работа [1,1 M], добавлен 30.05.2012

Понятие уровня и качества жизни. Основные особенности понятия "качество жизни". Основные критерии и показатели качества жизни. Качество жизни населения Украины. Выбор основных направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.

реферат [18,5 K], добавлен 20.02.2011

Динамика изменения индекса развития человеческого потенциала в мире и в России. Оценка ожидаемой продолжительности жизни, уровня грамотности населения страны и уровня жизни. Интегральные индексы физического качества жизни, гендерного неравенства.

контрольная работа [17,8 K], добавлен 18.03.2015

Понятия "уровень жизни", "качество жизни". Социальная политика как средство эффективного повышения уровня жизни. Основные показатели, принятые в международной практике для сопоставления уровня и качества жизни населения. Направления социальной политики.

курсовая работа [1,8 M], добавлен 05.12.2014

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Анализ социальных индикаторов уровня и качества жизни населения в федеральных округах России (индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), покупательная способность денежных доходов населения (ПС), доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума (БПМ), уровень экономического неравенства (коэффициент Джини) и душевой валовой региональный продукт по паритету покупательной способности (ВРП по ППС) позволяет выявить следующие особенности.

Социальные индикаторы качества и уровня жизни населения российских регионов в 2007 г. в целом характеризовались «средними» и «ниже среднего» значениями. По сравнению с 2006 г. их размеры выросли. В большинстве субъектов Федерации ИРЧП находился в диапазоне интервала средних значений (0,5-0,8) при размере индекса в целом по России - 0,805, превысившем нижнюю границу интервала высоких значений. Наибольшая величина данной) показателя отмечена в Москве (ЦФО) - 0,907, наименьшая - в Республике Тыва (СФО)

0,691.

Преобладающие размеры покупательной способности денежных доходов населения зафиксированы отмечены на уровне от 2 до 4 БПМ (наибольший в Москве - 6,01 БПМ, наименьший - в Республике Ингушетия (ЮФО) - 1,35).

Доля населения с доходами ниже БПМ в большинстве субъектов Федерации превысила общероссийский уровень (13,4%). Только в 23 субъектах данный показатель был ниже. В их числе Республика Татарстан (ПФО) - 9,4%;Санкт-Петербург (СЗФО) - 9;Ненецкий автономный округ (СЗФО) - 8,1;Ханты-Мансийский автономный округ (УФО) - 7,2;Ямало-Ненецкий автономный округ (УФО) - 6,4%. Наибольшие масштабы бедности по доходам были отмечены в Ингушетии - 51,2;Калмыкии (ЮФО) - 41,8;Республике Алтай (СФО) -34,7%.

Индекс экономического неравенства (коэффициент Джини) в большинстве субъектов не превысил 0,422 (размер индикатора по России) с максимальным значением в Москве - 0,556 и минимальным - 0,310 в Республике Алтай.

В большинстве субъектов уровень душевого ВРП (по ППС) не превысил 10 тыс. долл. (граница высокого значения данного показателя) при общероссийском значении 13 173 долл. Региональные значения данного индикатора находились на «среднем» уровне в интервале от 1535 до 10 тыс. долл. Максимальный его размер составил 127 885 долл. (Ненецкий автономный округ), минимальный - 1535 долл. (Ингушетия).

1. Современная практика оценки уровня и качества жизни

Показатели уровня и качества жизни населения призваны отражать степень развития социально-экономических отношений в стране.

Современное государство может развиваться только при условии, что его экономическая политика имеет своим ориентиром рост уровня и качества жизни граждан. Согласно теории человеческого капитала межстрановая миграция населения основана на рациональном сравнении мигрантом имеющегося уровня и качества жизни с возможным их изменением в районе предполагаемого вселения и оценке ожидаемой выгоды от такого перемещения. Неспособность государства обеспечить гражданам удовлетворительный уровень и качество жизни, таким образом, формирует отрицательный миграционный баланс в форме «утечки мозгов». Последнее негативно сказывается прежде всего на качестве трудовых ресурсов и может окончательно похоронить перспективы экономического роста и ухода от сырьевой ориентации экономики.

Таким образом, методология оценки уровня и качества жизни населения является важным аналитическим инструментом государственной социально-экономической политики, который позволяет:

1. Устанавливать ориентиры социально-экономической политики государства на перспективу.

2. Осуществлять анализ текущего уровня социально-экономического развития страны;оценивать уровень бедности.

3. Проводить межрегиональные сопоставления уровня и качества жизни населения.

Показатели, с помощью которых оценивается уровень и качество жизни, можно разделить на количественные и качественные.

Количественные показатели уровня и качества жизни наиболее очевидны. Прежде всего это ВНП, или национальный доход на душу населения, уровень дохода и его распределение в обществе, уровень потребления различных материальных благ и услуг по классам товаров, уровень занятости и т. п.

Качественные показатели уровня и качества жизни включают показатели условий труда, быта и досуга человека.

В современной практике оценки уровня и качества жизни приняты два подхода:

1. Оценка производится с помощью системы показателей - социальных индикаторов. При этом национальные системы имеют свои особенности, в целом, однако, базируясь на методологических рекомендациях ООН и ОЭСР.

2. Рассчитывается сводный индекс уровня и качества жизни на основе отдельных показателей. Подобный подход наиболее широко применяется ООН и другими международными организациями для проведения межстрановых сопоставлений уровня и качества жизни населения разных стран.

2. Количественные показатели

Исследование уровня и качества жизни населения обычно начинают с рассмотрения показателей совокупного дохода и его производных.

В качестве показателей дохода, включаемых в характеристику уровня и качества жизни используют распределение семей по величине дохода на семью, по доходу на одного члена семьи, по душевому доходу. Рассчитываются также показатели средней заработной платы, пенсии, стипендии, пособия.

Совокупный доход включает все виды денежных доходов, стоимость натуральных поступлений от личного приусадебного хозяйства (ЛПХ), а также стоимость бесплатных услуг государства.

Принято выделять общий доход (доход - брутто), т. е. доход до уплаты налогов и прочих обязательных платежей, и располагаемый доход (доход - нетто) - доход после уплаты налогов и прочих обязательных платежей или, иначе говоря, максимальную сумму, которую семья может потратить на конечное потребление товаров и услуг без использования сбережений и других источников.

Зарплата рассчитывается в двух вариантах:

1) как валовая (до вычета налогов и других обязательных платежей);

2) как чистая (после вычета налогов и других обязательных платежей).

Российская статистика определяет среднюю зарплату в расчете на одного работника, международная - в расчете на один человеко-час. Объясняется это тем, что в большинстве стран мира значительная часть работников занята неполное рабочее время.

Доходы населения помимо зарплаты включают все остальные виды денежных и натуральных доходов, полученных изо всех источников.

И заработная плата, и доходы населения могут быть определены в двух вариантах:

1) как номинальные;

2) как реальные.

Номинальная зарплата и доходы представляют собой денежное выражение этих показателей в текущих ценах. Реальная зарплата и доходы характеризуются суммой материальных благ и услуг, которые может приобрести на свою зарплату и доходы их владелец. Реальные доходы (зарплата) равны номинальному показателю, соотнесенному с индексом потребительских цен.

Государственная статистика России наиболее достоверно фиксирует информацию о трех основных источниках личных доходов: 1) заработной плате;2) социальных трансфертах;3) доходах от предпринимательской деятельности и других социально-экономических систем.

Структура личного дохода во многом объективно обусловлена системой государственного устройства, экономической ситуацией, формами собственности, традициями. Одним из отличий России от развитых стран является относительно высокая доля продукции ЛПХ в совокупном доходе населения. Чем беднее регион, тем выше, как правило, доля доходов от ЛПХ.

В связи с тем, что во многих странах (в том числе и в России) минимальные размеры заработной платы и социальных выплат государства ориентируются на величину прожиточного минимума (согласно ст. 26, ч. 2 Декларации прав и свобод человека и гражданина), исследуется также степень соответствия доходов населения прожиточному минимуму, что позволяет выявлять степень распространения бедности среди населения.

В мировой экономической науке прожиточный минимум выражается в двух видах: жизненном (физиологическом) и социальном.

Физиологический прожиточный минимум отражает физиологические потребности человека, удовлетворение которых обеспечивает поддержание стабильной физической способности человека к трудовой деятельности.

Социальный прожиточный минимум помимо физиологического включает в себя затраты на удовлетворение минимальных социальных и духовных запросов, характерных для уровня развития данной страны.

Для определения прожиточного минимума в практике социальной статистики приняты следующие методы: метод экспертных оценок, метод социальных опросов, нормативный метод (метод потребительской корзины) и т. д.

В России до 1992 года прожиточный минимум определялся по нормативному методу через так называемый минимальный потребительский бюджет (МПБ). Последний представлял собой денежную оценку набора материальных благ и услуг, обеспечивающих нормальное воспроизводство рабочей силы и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных. Этот набор включал в себя наименование более 200 товаров и услуг. При этом отдельно определялась стоимость:

- продовольственной потребительской корзины;

- непродовольственной потребительской корзины;

- набора минимума платных услуг.

Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. №210 был введен новый агрегированный социальный норматив - “бюджет прожиточного минимума” (БПМ).

Методические рекомендации по расчетам прожиточного минимума по регионам России Министерства труда РФ от 10 ноября 1992 г. определяют, что БПМ представляет собой показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

Следует заметить, что названная «потребительская корзина» определялась на период «кризисного развития» и подлежала пересмотру через 8 месяцев, так как не она обеспечивала нормального воспроизводства рабочей силы и, следовательно, являлась лишь временным ориентиром социальной политики. Тем не менее она используется и по сей день, хотя Федеральным законом «О потребительской корзине в целом по РФ» от 27 октября 1999 г. была определена новая методика ее расчета в целях увеличения ее стоимости.

БПМ рассчитывается в среднем на душу населения или на семью, а также отдельно для основных социально-демографических групп населения: трудоспособное население (мужчины в возрасте 16-59 лет и женщины в возрасте 16-54 лет), пенсионеры, дети до 6 дет, подростки 15-17 лет. Это позволяет дифференцированно подходить к оценке стоимости воспроизводства, а следовательно, и определению минимально необходимых уровней дохода практически для любых по составу типов семей: супружеской пары с детьми и без детей, одиноких работников, неполных семей, пенсионеров.

Структура БПМ включает в себя расходы на питание, расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи.

Информационной базой для определения структуры БПМ являются материалы исследований семейных бюджетов по группам населения с различным уровнем среднедушевого дохода.

Помимо величины прожиточного минимума в качестве критерия выделения бедных могут использоваться и другие показатели.

В США (и ряде других развитых стран) используется метод, разработанный в 1964 г. Управлением социального обеспечения, в соответствии с которым общий уровень бедности по стране определяется удельным весом числа бедных людей в общей численности населения от 15 лет и старше. Причем за порог бедности принимается ситуация, когда 1/3 доходов семейного бюджета уходит на питание.

Европейская статистическая комиссия (Евростат) в странах ЕС для определения уровня бедности использует величину, равную половине медианного дохода населения страны (дохода, разделяющего всю распределенную численность населения на две равные части).

В Германии в настоящее время нет официально установленной границы бедности, хотя до 1991 г. уровень бедности определялся по потребительской корзине. Сейчас граница определяется порогом предоставления социальной помощи, если среднедушевой доход семьи составляет ниже 1.000 марок в месяц, который условно принимается за бедность.

Международные институты для стоимостного определения границ бедности до середины 90-х годов использовали два показателя - 275 долларов и 370 долларов дохода на душу населения в год (по покупательной способности 1985 г.). Наиболее низкий показатель для определения бедности использовался в Индии. По верхнему показателю бедности определяли общее число бедных в развивающихся странах.

В середине 90-х годов МБРР перешел к показателю абсолютной бедности, составляющему 1 доллар дохода или потребления в день. Данная величина рассчитана на основе паритета покупательной способности, учитывающего различия в ценах по стране. За основу взяты стоимость и уровень цен 1985 года. Этот показатель выражает тот минимальный уровень потребления, ниже которого возникает угроза выживания человека. Устанавливаемый на уровне выживания показатель не охватывает бедных в западных странах, где уровень потребления значительно выше.

Более глубокой характеристикой уровня и качества жизни населения считаются коэффициенты дифференциации доходов, устанавливающие размер превышения денежных доходов высокодоходных групп по сравнению с низкодоходными группами населения. В международной практике рассчитываются следующие коэффициенты дифференциации:

коэффициент фондов - соотношение между средними значениями доходов внутри сравниваемых групп

населения или их долями в общем объеме доходов;

децильный коэффициент дифференциации показывает различия в уровне доходов 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных групп населения;

квартильный (квинтельный) коэффициент дифференциации показывает различия в уровне доходов 20% наиболее обеспеченных и 20% наименее обеспеченных групп населения;

коэффициент стратификации - отношение числа бедных к числу обеспеченных. К бедным относят семьи с денежными доходами ниже БПМ, к обеспеченным - семьи с денежными доходами от БПМ до бюджета высокого достатка (БВД), обеспечивающего развивающий характер потребления. Значение, превышающее единицу, свидетельствует о преобладании бедных по сравнению обеспеченными и наоборот.

Показатели дифференциации охватывают и коэффициенты концентрации Лоренца и Джини, относящиеся к системе оценок, известной как методология Парето-Лоренца-Джини.

Первоначально итальянский экономист и социолог В. Парето, обобщив данные некоторых стран, установил наличие обратной зависимости между уровнем доходов и числом их получателей. В дальнейшем О. Лоренц развил закон Парето, предложив его графическое изображение в виде кривой, названной его именем (см. рис.1).

Кривая Лоренца представляет собой кривую концентрации отдельных элементов статистической совокупности по группам. Прямая АВ отражает модель полного равенства в распределении, когда, например, 20% населения получают 20% всех доходов и т. д. Кривая Лоренца (кривая АВС) строится на основании данных о фактическом распределении доходов. Чем она более вогнута, тем неравномернее распределение доходов и выше их концентрация.

В случае полного равенства в распределении доходов коэффициент Лоренца равен 0, а при полном неравенстве - 1.

С течением времени в результате проводимой политики в области доходов могут происходить существенные изменения в распределении, и иногда весьма сложно определить прогрессивность этих изменений по изменению коэффициента Лоренца, если, например, доля беднейших 10% населения снизится, а доля беднейших 40% населения возрастет.

Подобного недостатка лишен коэффициент Джини, который рассчитывается как отношение площади, ограниченной кривой Лоренца и линией полного равенства (заштрихованная часть на рис. 1), к общей площади, находящейся под прямой полного равенства.

Коэффициент Джини, так же как и коэффициент Лоренца, изменяется в интервале от 0 до 1.

Для оценки изменения уровня жизни используется расчет индекса стоимости жизни (индекса потребительских цен - ИПЦ) (ИСЖ). В России этот показатель исчисляется с 1919 г. когда впервые были исчислены Всероссийский бюджетный индекс и бюджетные индексы по отдельным районам страны. В 1919-1922 гг. данные индексы исчислялись по очень ограниченному набору, в основном по продуктам питания. В последние годы этот бюджетный набор систематически расширялся как по продуктам питания, так и по непродовольственным товарам и услугам. К 1926 г. бюджетный набор уже достиг 90% реального бюджета семьи рабочего, что свидетельствует об относительно высокой степени его репрезентативности. Эти индексы исчислялись до 1932 г. Затем их расчеты были прекращены и возобновились в середине 50-х гг.

В настоящее время ИСЖ исчисляются по набору товаров и услуг для различных социально-демографических групп населения и по минимальному набору.

Процесс исчисления ИСЖ в обобщенном виде можно представить следующим образом. На первом этапе проводится обследование семейных бюджетов для получения информации о структуре расходов различных групп населения. Затем отбираются магазины, в которых исследуются изменения цен на товары-представители, а затем определяется сам набор товаров-представителей. Количество товаров, входящих в этот набор, колеблется в различных странах от 100-200 до 1000. Широко развитая система «весов» позволяет переходить от конкретных товаров-представителей к агрегированным товарным позициям.

3. Качественные показатели

3.1 Показатели условий труда

Показатели условий труда в практике международной статистики включают в себя следующие сведения, тесно связанные с демографической характеристикой населения:

1) границы рабочего возраста;

2) установленная и фактическая продолжительность рабочей недели (по отраслям и секторам экономики);

3) продолжительность оплачиваемого отпуска;

4) показатели условий труда непосредственно на рабочих местах (уровень запыленности, зашумленности, вибрации, различных видов излучений;монотонность труда, неудобная поза, необходимость много передвигаться и т. д.).

В прямой зависимости от условий труда находятся показатели, отражающие уровень профессиональных заболеваний, производственного травматизма и смертности на производстве. К ним относятся:

а) коэффициент частоты несчастных случаев, который определяется путем деления числа несчастных случаев на среднюю численность занятых;

б) показатель средней продолжительности нетрудоспособности, который представляет собой отношение общего числа дней нетрудоспособности к числу пострадавших в несчастных случаях;

в) коэффициент тяжести несчастных случаев, который рассчитывается как отношение общего числа дней нетрудоспособности к общему числу отработанных человеко-дней;

г) коэффициент смертности от несчастных случаев, определяемый как отношение числа погибших на производстве к общему числу пострадавших или к средней численности занятых за этот период;

3.2 Показатели условий быта и досуга

Исследование условий быта и досуга основано на анализе направлений использования полученного дохода и доли расходов на различные товары и услуги в общих расходах.

Анализ структуры и уровня потребления основных видов товаров и услуг на душу населения или семью опирается на критерий рациональности структуры расходов семей, предложенный немецким статистиком Э. Энгелем в XIX в. с ростом доходов семьи снижается доля затрат на питание, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных потребностей существенно увеличивается.

Уровень потребления отдельных видов продуктов питания, одежды, обуви, обеспеченность жильем, мебелью и другими товарами длительного пользования и различными видами услуг рассчитывается обычно в годовом исчислении на одного человека или семью и анализируется в динамике за определенный период времени, а также сопоставляется как с научно обоснованными национальными нормативами потребления, так и с соответствующими показателями других стран.

Доходы населения используются либо на покрытие текущих расходов, либо на сбережения. В состав текущих расходов населения включаются затраты на продукты питания, напитки и табак;одежду и обувь;жилье, отопление и освещение;мебель, домашнее оборудование и уход за домом;расходы на здравоохранение;на транспорт и связь;на образование, культуру, физкультуру и спорт, отдых и туризм;на прочие услуги и материальные блага.

Следует подчеркнуть, что эта группировка текущих расходов для каждой страны имеет свои особенности в зависимости от сложившейся статистической практики.

К числу показателей материального благосостояния часто относят также имущественные и денежные накопления, поскольку текущий доход не всегда точно отражает уровень реального потребления.

Сбережения населения представляют собой разность между доходами и текущими расходами. Сбережения могут иметь денежную и натуральную форму. Денежные сбережения представляют собой либо прирост денег на руках у населения, либо прирост вложений в финансовые учреждения, либо прирост вложений в ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты и т. д.). Сбережения в натуральной форме выражаются в виде прироста стоимости принадлежащей населению земли, основного капитала (жилья, хозяйственных построек, транспорта и т. д.) и материальных запасов.

Однако зачастую международные сопоставления по критерию доли сбережений в доходах носят весьма условный характер в силу различий в темпах инфляции и сложностей учета различий в качестве как потребляемых, так и накопленных благ.

При характеристике жилищных условий международная статистика прежде всего выделяет владельца жилья. С этой целью весь жилищный фонд делится на собственный, арендуемый и муниципальный. В связи с тем, что некоторые владельцы имеют несколько жилых владений, статистика также выделяет первичные резиденции (где пользователь проводит большую часть времени) и вторичные резиденции.

При исследовании качества жилья используются группировки по этажности, по материалу стен, по высоте потолков, по степени его оборудования коммунально-бытовыми удобствами. Для собственного жилья указывается размер принадлежащего ему участка земли. Для обобщающей характеристики обеспеченности населения жильем применяют такие показатели, как численность населения, живущего в жилищах, не отвечающих установленному стандарту, и его доля в общей численности населения;количество комнат, приходящихся на одного жителя. При этом стандарт обеспеченности жильем в западных странах предполагает наличие одной комнаты на каждого жильца плюс одну общую комнату.

Что же касается обеспеченности населения различными предметами длительного пользования, то международная статистика рассчитывает число предметов длительного пользования в среднем на 100 семей, или на 1000 человек населения. Это касается автомобилей, холодильников и морозильников, телевизоров и телефонов, стиральных машин, пылесосов и полотеров и т. д.

Характеристика потребления населением важнейших видов продовольственных и непродовольственных товаров производится путем определения показателей среднегодового потребления на душу населения мяса, птицы, рыбы, яиц, хлеба и хлебобулочных изделий и других продуктов как для всего населения, так и для отдельных социально-профессиональных групп. При этом потребление продовольственных товаров рассматривается не только с точки зрения количества, но и с точки зрения калорийности потребляемых продуктов, а также содержания в них белков, жиров, углеводов и витаминов. Однако в международной статистике подобные показатели рассчитываются кране редко из-за отсутствия необходимой информации.

Для изучения уровня образования и культуры населения Статистическая комиссия ООН рекомендует ряд показателей. К ним относятся:

а) число неграмотных и их доля в общей численности лиц старше «возраста грамотности» (этот возраст определяется каждой страной в зависимости от конкретных условий);

б) численность детей школьного возраста, не посещающих школу;

в) численность и структура учащихся начальных и средних школ;

г) численность студентов вузов на 100 тысяч жителей;

д) тираж книг на 100 тысяч жителей, а также ряд других показателей.

3.3 Показатели здравоохранения включают в себя

а) количество учреждений здравоохранения и их мощность, которая измеряется либо числом посещений в смену, либо количеством мест в стационаре;

б) обеспеченность населения медицинским персоналом (число врачей на 1000 человек жителей как в целом, так и по отдельным специальностям;подготовка медицинских кадров);

в) показатели деятельности медицинских учреждений (число больных в стационарах;число вылечившихся больных;смертность в медицинских учреждениях и т. п.);

г) общий объем финансирования здравоохранения за счет всех источников.

4. Международные и национальные системы измерения уровня и качества жизни населения

В мировой практике оценки уровня и качества жизни используется система так называемых социальных индикаторов: производство ВНП на душу населения, число и доля лиц, живущих ниже черты бедности, ИПЦ, уровни детской и материнской смертности, продолжительность предстоящей жизни, доля социальных расходов в ВВП, ряд дополнительных показателей бедности (расходы на социальные нужды, доступность начального образования, системы здравоохранения, источников питьевой воды и т.д.).

Первая международная система показателей, отражающих качество жизни населения, появилась в 1960 году при ООН. Последний вариант этой системы разработан в 1978 году и включает 12 основных групп показателей: а) демографические характеристики населения (рождаемость, смертность, заболеваемость, продолжительность жизни и т. д.);б) санитарно-гигиенические условия жизни;в) потребление продуктов питания;г) жилищные условия и обеспеченность потребительскими благами длительного пользования (автомобиль, холодильник, телевизор и т. д.);д) образование и культура;е) занятость и условия труда;ж) доходы и расходы населения;з) стоимость жизни и потребительские цены;и) транспортные средства;к) организация отдыха, физкультура и спорт;л) социальное обеспечение;м) свобода человека.

Кроме названных групп Статистической комиссией ООН был выделен общий раздел, охватывающий ряд информационных показателей, необходимых для оценки качества жизни, но не являющихся, по мнению экспертов ООН, непосредственными его характеристиками. Сюда включены следующие показатели: национальный доход, ВВП на душу населения и среднегодовой коэффициент его роста;объем и виды социального обслуживания;расходы на личное потребление населения, их структура и средний годовой коэффициент роста, плотность населения;транспортное обслуживание населения;работа средств связи, печать и др.

В ноябре 1980 г. Советом ОЭСР был утвержден Список социальных индикаторов ОЭСР (см. таблицу).

Источник: http://revolution.allbest.ru/sociology/00318011_0.html

Частич­но 1935 и 1960

Среди ветеранов в сфере организации социальной защиты населения лидирует Германия, а среди сравнительных новичков в этой области из указанных 6 стран замыкают США.

Термин "социальное обеспечение", или "социальная за­щита", относится к программам, организуемым правительством на основании установления факта, что индивид на вре­мя или окончательно потерял способность получать доход и для выполнения специальных расходов, связанных с женить­бой, рождением, смертью. Пособия семьям на детей также включаются в это определение. Помощь людям, охваченным этими программами, оказывается:

а) в форме денежных вып­лат, возмещающих потери дохода в результате старения, потери трудоспособности или потери кормильца, краткосроч­ного заболевания рождения ребенка, производственного трав­матизма, безработицы;

б) в форме госпитализации, медицин­ского обслуживания, реабилитационного ухода и т.д.

Программы, которые оплачиваются в денежной форме, обычно называются программами регулирования доходов;второй тип программ предоставляется в натуральной форме и определяется как программы социального обслуживания населения.

Информация по системе социальной защиты в каждой стране делится на следующие основные разделы:

- старость;

- нетрудоспособность;

- смерть кормильца;

- болезни и материн­ство;

- производственный травматизм;

- безработица;

- семейные пособия.

В каждом разделе, в свою очередь, определяется кон­тингент;источники финансирования;условия получения пен­сий и пособий;организация выплат (размер и продолжитель­ность);организация и управление программами.

Законодательная база по каждой программе представле­на двумя действующими законами —законом по данной про­блематике и общим законом.

В странах с переходной экономикой показатели социаль­ного развития резко идут "вниз". Это объясняется как проявлением накопленных недостатков в социальной сфере, ко­торые не были приняты своевременно в расчет, так и разрушением старой системы социальной защиты населения без предоставления адекватной замены. Наиболее остро стоят проблемы обеспечения минимальных доходов, организации рынка труда, охраны здоровья, экономической защиты населения. Складывается критическая ситуация в сфере доходов. В условиях усиливающегося социального расслоения, происходит ротация в группах со средним доходом за счет "вымывания"наиболее образованной и квалифицированной части населения. Слой бедных не исчезает даже в развитых странах, где он колеблется от 3 до 8%. Однако в странах с переходной экономикой в эту группу включаются многочисленные слои людей ("новые бедные"), желающих трудиться, но не имеющих такой возможности. В эту группу попадают на­учные сотрудники, бывшие военнослужащие, которые paнее принадлежали к высокодоходным группам общества. Рост числа бедных и длительное пребывание в этом состоянии ведут к осложнению соци­ально-политической обстановки в обществе.

Страны с переходной экономикой проводят радикальные экономические, социальные и политические преобразования, учитывая опыт и достижения передовых стран мира. Глобаль­ные проблемы социальной политики можно сформулировать следующим образом: экологическая ориентация социальной политики и социальная ориентация экономики —некоторые факторы национальной и международной безопасности, пе­реход стран на модель устойчивого развития, обеспечиваю­щего равенство интересов настоящего и будущих поколений в социально-экономическом и экологическом аспекте.

Экономика и общество создают и поддерживают свободные и самофинансирующиеся ассоциации, которые удовлетворяют нужды граждан и приемлемы для государства. Общественные группы участвуют в принятии политических реше­ний и одновременно им приходится участвовать в согласовании интересов самых разнообразных партнеров в социальной сфере. Государство порой реализует регулирующие функ­ции не посредством законов и распоряжений, а через актив­ную деятельность самих общественных групп.

Ориентиром для социально-экономической политики яв­ляется система измерителей, или индикаторов: нижние, по­роговые значения, переход на которые ведет к социальной напряженности, а в последующем —к угрозе экономической и общественной безопасности, и верхние, в том числе мини­мальные с поэтапным выходом на рациональные социальные стандарты уровня и качества жизни граждан.

К этим социальным измерителям следует отнести ве­личину доходов (в том числе размер заработной платы, пен­сий, стипендий, пособий, прожиточного минимума), индекс потребительских цен, задолженность по заработной плате, уровень безработицы, соотношение доходов наиболее и наи­менее обеспеченного населения и др.

Пороговым значением, фиксирующим возможность по­явления социальных конфликтов, является, как показывает мировой опыт, недовольство 30% населения своим жизнен­ным уровнем (сюда входят примерно 10% тех, кто имеет доход ниже прожиточного минимума, и 20% тех, у кого до­ход превышает на 40-50% минимум;вместе они составляют группу социального недовольства). У нас же в стране это пороговое значение достигнуто.

По среднемесячным доходам пороговые значения опре­деляются по отношению к прожиточному минимуму и долж­ны составлять 2,5;а пороговое значение размера пенсии к прожиточному минимуму —1,5. В России эти пороги также пройдены. Также должно быть определено пороговое значе­ние разрыва между доходами 10% богатых и 10% бедных и, как показывает зарубежный опыт, разрыв не может превы­шать 8 —10:1. В нашей стране ныне этот разрыв превышен почти вдвое.

Оценка рейтинга стран по совокупному индексу разви­тия человеческого потенциала, в котором учитываются пред­полагаемая при рождении продолжительность жизни, уро­вень грамотности взрослого населения, средний коэффици­ент приема в учебные заведения, доход ВВП на душу насе­ления (по паритету покупательной способности в тыс. долла­ров). Россия среди 174 стран занимала в 2000 г. 71-е место.

Уровень жизненный (уровень жизни) населения —важ­нейший обобщающий социальный показатель, дающий пред­ставление о благосостоянии общества в целом, основных со­циально-демографических групп населения либо отдельных граждан и их семей, позволяющий оценить эффективность социально-экономической политики государства. Уровень жиз­ни характеризует состояние и развитие потребностей граж­дан в материальных, духовных и социальных благах и сте­пень удовлетворения этих потребностей. Потребности людей разнообразны, зависят от возраста, пола, социального ста­туса, культурного уровня и других личностных качеств че­ловека, а также от природно-климатических условий, исто­рических и национальных особенностей и традиций, эконо­мических ресурсов, социальной обстановки на территории его проживания и деятельности.

При оценке степени удовлетворения потребностей исполь­зуется система интегральных и частных, натуральных и сто­имостных индикаторов. Например, это реальные доходы на душу населения и их структурные составляющие (зарплата, предпринимательский доход, доход от собственности, соци­альные трансферты —пенсии, пособия, стипендии и др.), количество и ассортимент потребляемых человеком продук­тов питания, непродовольственных товаров, услуг (в том числе образования, здравоохранения, культуры), жилищные ус­ловия и т. п. Показатели уровня жиз­ни являются одним из критериев развитости социального государства.

Качество жизни —совокупность показателей, отража­ющих не столько уровень потребления товаров и услуг, сколь­ко социальные результаты экономического развития государ­ства —рождаемость и смертность, среднюю ожидаемую про­должительность жизни, уровень заболеваемости населения, ус­ловия и охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека, степень социальной защищенности населения, его дифференциацию по уровню доходов, характеризуется также уровнем заня­тости населения и качеством трудовой жизни, количеством свободного времени граждан и возможностью проведения до­суга и отдыха, уровнем преступности в обществе, состоянием экологической обстановки.

Качество образования —одна из основных характеристик образования, показывающая степень усвоения знаний, умений и навыков. Требования к качеству образования обусловлены потребностями производства, общественных отношений, науки, техники и культуры. Качество образования оценивается пол­нотой полученных знаний, навыков и умений, соответствую­щих современным требованиям науки, экономики, социальной сферы, техники, характеризуется подготовленностью челове­ка к определенному виду деятельности, профессии. Оно —не­обходимое условие формирования личности, предпосылка ее включения в систему общественного и производственно-тех­нического разделения труда. Одна из задач социального государства —обеспечение реальности по­лучения всеми гражданами России качественного образова­ния, обновления знаний с целью их эффективного примене­ния в научной и практической деятельности.

Качество социального обслуживания населения - сте­пень реализации конституционных прав граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, по удовлетворению их основных жизненных потребностей.

Коэффициент Джинни (индекс Джинни) —макроэко­номический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фак­тического распределения доходов от абсолютно равного рас­пределения их между жителями страны. Другой показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов, —это соотношение доходов 10 (20)% наиболее богатых и наи­более бедных. Коэффициент Джинни в России в последние годы колеблется в пределах 0,55-0,00, а отношение доходов 10% наиболее обеспеченных к 10% наименее обеспеченных людей —от 1:5 до 1:15. Перераспределение доходов богатых в пользу бедных, снижающее степень поляризации доходов населения, ставится в числе задач государственной социаль­ной политики. Многие европейские социальные государства следят, чтобы отмеченные соотношения доходов не превы­шали 1:5:7. В Швеции это соотношение составляет 1:4.

Коэффициент рождаемости определяется как отноше­ние числа живорожденных детей к соответствующему числу населения. Различают общие, специальные (мужской и жен­ский) и частные (возрастные, кумулятивные и др.) коэффициенты. Общий коэффициент рождаемости —отношение числа родившихся в определенный период детей к среднегодовой численности населения и, как правило, рассчитывается в промилле. Специальный коэффициент рождаемости —отно­шение числа родившихся к числу женщин репродуктивного возраста. Суммарный коэффициент рождаемости равен сум­ме коэффициентов рождаемости, вычисленных для всех воз­растных интервалов. В 2000 г. общий коэффи­циент рождаемости в России равнялся 8,7%. Социальные го­сударства следят, чтобы общий К. р. был в пределах 10-15%.

Коэффициент смертности в наиболее общем виде —это показатель, равный отношению числа умерших за опре­деленный период (год, полугодие, квартал) к числу живущих на определенной территории. В демографии используются различного рода коэффициенты смертности. Общий коэффи­циент смертности исчисляется как отношение общего числа умерших в течение исчисляемого периода к средней числен­ности населения и, как правило, выражается в промилле.

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации населения по уровню денежных доходов) характеризует сте­пень социального расслоения населения по доходам и рас­считывается как соотношение между средними уровнями де­нежных доходов 10% населения с самыми низкими и 10% населения с самыми высокими доходами.

Лекция добавлена 12.05.2013 в 05:30:13

Источник: http://ucheba-legko.ru/education/pravovedenie/osnovyi_sotsialnogo_gosudarstva/lecture_sotsialnyie_indikatoryi-izmeriteli.html

Особенн

оврел

шлытт

нно

1. Социально-экономические индикаторы уровня жизни населения формируются на основе статистических данных, характеризующих объем, состав, основные направления использования и распределения между отдельными группами денежных доходов населения, а также с привлечением других данных, отражающих конечный результат экономической и социальной политики в областях, связанных с различными сторонами повышения благосостояния населения. 2.

Важное место занимают показатели уровня жизни населения — степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

Показатели, характеризующие и обуславливающие уровень жизни населения. условно объединяются в шесть групп — для опенки.

производства — показатели национального дохода страны, валового внутреннего продукта, их использование;.

потребностей — обобщенные показатели доходов и расходов населения, состава и объема "продовольственной корзины";.

уровня потребления — показатели потребления населением материальных благ и услуг, в том числе обеспеченности жильем;.

культурно-бытовых условий жизни — показатели образования и культуры;.

социальных условий жизни — показатели занятости и бюджета времени населения;.

демографических последствий роста уровня жизни — показатели численности, состава и воспроизводства населения (рождаемость, смертность, продолжительность жизни).

Эти показатели в известной степени соответствуют международным параметрам. В Конвенции Международной организации труда (МОТ) "Об основных целях и нормах социальной политики" отмечается, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который.

обеспечивает поддержание здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход, социальное обеспечение);.

реализует право на обеспечение в случае безработицы, инвалидности, вдовства, других случаев утраты средств к существованию.

Специалисты ООН, разработавшие "Программу развития ООН" (ПРООН), предложили обобщающий индикатор уровня жизни, который исчисляется как средняя из трех величин — валового внутреннего продукта на душу населения с учетом порога бедности, ожидаемой продолжительности жизни и уровня образования населения в возрасте 25 лет и старше.

В 90-е гг. ООН стала исчислять "совокупный индекс развития человеческого потенциала”. В нем учитываются по странам предполагаемая при рождении продолжительность жизни, уровень грамотности взрослого населения, средний коэффициент приема в учебные заведения, доход на душу населения (по паритету покупательной способности в долларах). 3.

Понятие термина "качество жизни"более узкое — оно охватывает различные стороны жизни человека без экономических показателей (ощущение покоя, комфортности, стабильности;наличие свободного времени и возможности успешно его использовать;природноклиматические условия;соблюдение прав личности и т. п.).

Ученые ГУ ИМЭИ Минэкономразвития РФ считают, что в минимальный состав выборки для построения интегрсыьного показателя качества жизни по региону должны быть включены следующие "частные" индикаторы. характеризующие наиболее значимые аспекты качества жизни.

обеспеченность населения платными товарами и услугами (единица измерения — число прожиточных минимумов, приходящихся на одного жителя);услугами нерыночного характера, предназначенными для индивидуального потребления;продукцией собственного производства (число потребительских корзин, приходящихся на одного жителя);.

возможность населения делать накопления (число прожиточных минимумов, приходящихся на одного жителя);.

уровень:

ных минимумов);

%;.

экологический фактор, тыс. т выбросов;.

природно-климатический фактор, разы.

Социальные нормы — показатели, которые характеризуют качество жизни населения.

Разработкой социальных норм занимаются отраслевые научноисследовательские организации, министерства и ведомства.

Обязанностью государственной власти является разработка социальных стандартов'.

социальной защиты;.

культуры;.

средств массовой информации;.

жилищно-коммунального хозяйства;.

городского транспорта и др.

Главным и перспективным содержанием социальной политики должна стать система приоритетов, механизмов эффективного использования ресурсов, которые ежегодно выделяются на социальные цели.

Необходимо разграничение двух основных задач.

защита от жесткого воздействия рынка нетрудоспособных граждан, нуждающихся в поддержке государства, и;.

содействие экономической активизации различных слоев населения, развитию их способности адаптироваться к рынку, реализовать те преимущества, которые формируются новыми экономическими условиями и выражаются в возможности увеличения трудового вклада и соответственно дохода. 5.

Особенности современного периода — изменение модели социальной политики.

По мнению руководителей Минэкономразвития РФ. к числу таких изменений следует отнести.

отказ государства от жесткого регулирования поведения человека в социальной сфере;набора определенных социальных услуг, которые получал гражданин;.

разгосударствление социальной сферы и освобождение государства от функции непосредственного предоставления гражданину социальных услуг;.

формирование рынка социальных услуг с возникающей конкуренцией их производителей, реально повышающимся их качеством и снижением издержек производства;.

приоритет заявительного принципа, при котором гражданин, учитывая свое материальное положение, сам обращается к государственным органам за определенными услугами на льготной или бесплатной основе;.

необходимость четкого разграничения бесплатности и доступности предоставления социальных услуг;.

переход от преимущественно социальной поддержки к преимущественному социальному страхованию населения с дифференциацией рисков и зависимостью размеров страховых выплат от страховых взносов;.

муниципализацию социальной сферы.

Источник: http://bookucheba.com/sotsialnaya-rabota-kniga/vopros-otsialno-ekonomicheskie-20597.html

Категория: Живем качественно | Добавил: vladhrom (15.05.2016)
Просмотров: 311 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar