Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Статьи » Живем качественно

Слух определяет качество жизни

Федеральное государственное бюджетное  учреждение

Ульяновск 2013 год.

Слух — способность  биологических организмов воспринимать звуки органами слуха;специальная функция слухового аппарата, возбуждаемая звуковыми колебаниями окружающей среды, например, воздуха или воды. Одно из биологических дистантных ощущений[2], называемое также акустичеcким восприятием. Обеспечивается слуховой сенсорной системой.

Общие сведения

Человек способен слышать  звук в пределах от 16 Гц до 22 кГц при  передаче колебаний по воздуху, и  до 220 кГц при передаче звука по костям черепа. Эти волны имеют  важное биологическое значение, например, зву­ковые волны в диапазоне 300—4000 Гц соответствуют человеческому  голосу. Звуки выше 20 000 Гц имеют малое  практическое значение, так как быстро тормозятся;колебания ниже 60 Гц воспринимаются благодаря вибрационному  чувству. Диапазон частот, которые способен слышать человек, называется слуховым или звуковым диапазоном;более высокие  частоты называются ультразвуком, а  более низкие — инфразвуком.

Роль органов слуха в жизни  человека.

Ограниченный слух - это не просто снижение слуховой способности. Врожденный или приобретенный медико-биологический дефект органа чувств под названием «ухо», говоря другими словами, повреждение слухового органа обычно влечет за собой ограниченность слуха. В свою очередь, эта ограниченность, независимо от степени потери слуха, ведет к ухудшению жизни и затруднению социальных отношений.

Отдельные функции, осуществляемые слухом, взаимосвязаны, влияют друг на друга и даже частично друг друга обусловливают. То есть, с функциональной точки зрения они  представляют собой единое целое. Рассматривая слух через призму многофункциональности, важно помнить, что даже незначительное ограничение каких-либо возможностей слухового восприятия, могут иметь  серьезные социально- психические  последствия для человека.

Функция информации. В первую очередь слух информирует нас обо всех изменениях в окружающей обстановке. В качестве основного фонового чувства он непрерывно контролирует все, что нас окружает, даже когда мы спим. Слух действует бессознательно, и мы не в состоянии его отключить.

Потеря  слуха сильно ограничивает эту функцию. В сознании человека появляются серьезные  «информационные пробелы». Он перестает  замечать такие важные звуки, как  шум автомобиля за спиной, шаги приближающегося  человека, звук открываемой двери. Он не воспринимает объявления через вокзальный громкоговоритель, теряет доступ к  информации, передаваемой по радио, не слышит звонок будильника, телефона и  т.д.

Тревожная и предупреждающая функция.

Человек способен ограничивать поле акустического  восприятия окружающей обстановки. Подобное сенсорное ограничение может  быть как сознательным, так и бессознательным.

Если  разговор проходит в шумной обстановке, то человек отстраняется от акустического  фона, чтобы понимать высказывания собеседника. Это своеобразное «фокусирование внимания» происходит сознательно. В ходе этого процесса входящая акустическая информация оценивается по степени  значения, которое она в этот момент имеет для данного индивидуума.

Ограниченная слуховая способность сильно затрудняет дифференцирующее, структурирующее и изолирующее свойства слуха, и часто делает этот процесс невозможным. Поэтому многие слабослышащие люди оказываются неспособными понимать речь в шумной обстановке.

Такая же сенсорная фильтрация может происходить  бессознательно, при наличии определенных акустических раздражителей. Звонок телефона или дверной звонок, свисток чайника, сигнал будильника — все это раздражители, представляющие собой сигнал определенного  качества и интенсивности. Человек  реагирует согласно заученному образцу (условная реакция), выполняя, не задумываясь, необходимое действие. Невозможность  восприятия этих сигналов значительно  затрудняет жизнь слабослышащему человеку. Ему приходится переходить на дополнительную (оптическую) систему сигнализации.

Человеческий организм бессознательно реагирует на внезапные громкие звуки, такие, как выстрел, удар грома, автомобильный гудок и скрежет шин. Эти звуковые сигналы вызывают реакцию испуга, и человек либо инстинктивно убегает, либо готовится к обороне. Но из-за потери слуха человек воспринимает громкие звуки по-другому: они кажутся ему гораздо тише, а потому теряют характер тревожного сигнала. Поэтому человек перестает правильно реагировать в тревожных ситуациях, что влечет за собой прямую угрозу для жизни.

Функция активации. Ухо, как и другие органы чувств, отвечает за стимуляцию коры головного мозга. Внешние сигналы, поступающие в кору головного мозга, стимулируют мышление и память, ведут к возрастанию живости, бодрости и творческих способностей человека. Потеря слуха уменьшает количество слуховых раздражителей, а вместе с ним и число стимулирующих импульсов. Повышенная утомляемость слабослышащих людей, среди многих других причин, обуславливается еще и этим.

Функция ориентации. Мы ориентируемся в пространстве, используя не только зрение, но и слух. Умение с помощью слуха определять направление и удаленность источника звука играет для нас жизненно важную роль. Но, так как этот процесс осуществляется бессознательно, люди с нормальным слухом убеждены в том, что ориентируются исключительно по зрению. И лишь потеряв слух, они на собственном горьком опыте убеждаются, что это не так. Теперь им приходится долго перестраиваться на усиленную зрительную ориентацию.

Функция коммуникации. Речевое общение (коммуникация) людей практически полностью опирается на слух. Коммуникация построена на двух основных принципах: человек должен понимать и быть понятым. Однако общение плохослышащих людей с нормально слышащими часто связано с трудностями и непониманием, то есть, нарушено.

В начале речевого высказывания находится  цель речи, или намерение отправителя. Свою цель он сознательно преобразует  в речевые знаки, кодирует ее в  слова и понятия. Для успешного  понимания должно происходить преобразование кодированной речевой цели в сигналы  устной речи. Если это образование  сигналов у людей с нормальным слухом происходит быстро, бегло и  чаще всего бессознательно, в виде автоматического моторного  процесса, то люди с ограниченным слухом сталкиваются с серьезными проблемами, так как  у них затруднено и восприятие речевых образцов, и слуховое восприятие собственной речи. Сравнение речевого образца с собственными речевыми сигналами без посторонней  помощи для них затруднительно.

Приведем  всего один пример: в ходе разговора  человек слышит непрерывную последовательность устных звуков, которые нужно распознать и сложить из них осмысленную  речь. Для человека с плохим слухом это крайне сложная задача, так  как речевые знаки он воспринимает не полностью, и о том, что он не расслышал, он должен догадываться по контексту.

Влияние потери слуха на человека

Плохослышащие люди часто жалуются на вегетативные нарушения: метеозависимость, головные боли, нарушения сна и боли в сердце. Все это типичные индикаторы стресса, которые очень опасны. Более того, у поздно оглохших людей, по сравнению с рано оглохшими, эти признаки выражены гораздо сильнее.

Тугоухость  или глухота, наступившая в зрелом возрасте, часто воспринимается как  «пинок по биографии». Человек не только теряет привычную уверенность в  поведении, ему приходится отказаться от многих жизненных устремлений  и планов на будущее.

Плохослышащие люди подвергаются повышенной нагрузке из-за того, что им приходится прикладывать больше усилий для обычной ориентации в окружающем мире.

При всех преимуществах, которые влечет за собой  невидимость потери слуха, это явление  имеет и отрицательную сторону. Если при разговоре возникают  проблемы непонимания, слышащий человек  чаще всего реагирует на них нетерпеливо  и сердито. И объясняет для  себя «странности» в поведении собеседника  умственной ограниченностью, не догадываясь  о тугоухости. А так как недоразумения, вызываемые плохим слухом, часто бывают смешными, то такой человек становится еще и мишенью для шуток.

Плохослышащие люди попадают в социальные конфликты гораздо чаще, чем хотелось бы. При этом основные проблемы связаны с душевными муками или с конфликтами на работе.

Наиболее  частой причиной конфликтов являются душевные муки, что еще раз свидетельствует  о глубоких переживаниях, вызванных  внезапной потерей слуха. Поздно оглохшие люди в десять раз чаще пытаются покончить с собой (по сравнению  со среднестатистическим показателем).

Конфликты на рабочем месте чаще всего случаются  из-за недостаточно внимательного отношения  коллег, а также мнимого пренебрежения  при повышении по службе. Плохослышащие люди часто подозревают, что сотрудники втихомолку подсмеиваются над их ограниченностью.

Суммируя  все сказанное, можно сделать  следующее заключение:

Человек, имеющий нарушенный слух, страдает не только потому, что он слышит плохо, или вообще не может слышать. В первую очередь он страдает от нарушения физического, психического и социального равновесия, сопровождающегося вегетативными симптомами, душевными переживаниями и социально-психологическими конфликтами.

Удивительные способности  человека. Слух.

Мир звуков у многих животных сильно отличается от нашего. Волк улавливает  звук шагов охотника за 50 м. Человек  мог бы услышать этот звук лишь в  пяти метрах от себя. Лисица находит  мышей под толстым слоем снега  и наста по их шуршанию. Но дело не только в том, что животные могут  слышать очень тихие звуки: они  различают такие высокие и  низкие звуки, которые человеческое ухо не воспринимает.Один натуралист 19 века ставил опыты с муравьями, пытаясь привлечь их внимание голосом, свистками, игрой на скрипке. Но муравьи оставались глухи к этим звуковым сигналам. Оказалось, что все эти звуки находятся для них за пределами слышимости.Слух собаки тоже отличается от человеческого по диапазону воспринимаемых ею звуков. Порой собак дрессируют с помощью особых свистков, подающих ультразвуковые сигналы, которых не слышит даже сам дрессировщик. Затем они удивляют зрителей в цирке, точно выполняя не слышимые людям команды.

Ультразвук

Но настоящими чемпионами слуха являются дельфины, киты и  летучие мыши. И для тех, и для  других слух – гораздо более важное чувство, нежели зрение. Дельфины живут  в воде. Даже в самой чистой воде дальше 10-20 метров уже ничего не видно. Дельфины и киты полагаются на слух, они «ощупывают» предметы направленным ультразвуковым лучом, прислушиваясь  к отраженному от предметов звуку  – эху.

Дельфины генерируют ультразвуковые щелчки в носовых проходах благодаря  дыхалу. Эти звуковые волны фокусируются в узкий пучок в  куполообразной, заполненной жиром полости, называемой мелон. Этот пучок затем направляется на потенциальные препятствия. Возвратное эхо достигает внутреннего уха дельфина через акустический канал в его нижней челюсти, которая заполнена жиром. Кашалот может послать сигнал, и эхо этого сигнала вернётся к нему от его возможной добычи – кальмара, плывущего в полукилометре от него. Но зато и особый орган, посылающий сигналы и находящийся в голове, у кашалота огромный – до 5 м в длину;из-за этого голова животного непропорционально велика. Киты используют ультразвуковой шум в качестве оружия, оглушающего рыбу. С 1942 года у исследователей появились сведения, что дельфины и зубатые киты испускают ультразвуковые эхолокационные щелчки, которые используют для навигации и для ловли рыбы в мутной воде. Работая с гавайским вертящимся дельфином (Stenella longirostris), исследователь китов профессор Кен Норрис установил, что, направляя ультразвуковые сигналы на косяки рыб, киты могут оглушать и даже иногда убивать рыбу. Эти сигналы заставляют наполненные воздухом плавательные пузыри рыб резонировать так интенсивно, что вибрация, передающаяся тканям тела, дезориентирует рыб. В воде ультразвуковые щелчки вертящегося дельфина идут быстрее, чем в воздухе, и проходят внутрь тела рыбы. Не менее интересным стало открытие того, что дельфины могут использовать не только очень высокие, но и низкочастотные звуки для оглушения добычи. В 2000 году доктор Винсент Жаник изучал обыкновенную афалину (Tursiops truncatus)  в заливе Мори-Ферт (графство Элгиншир). Он установил, что афалины издают характерный резкий шум из низкочастотных звуков исключительно во время еды. Поскольку сами дельфины нечувствительны к низким частотам, Жаник предполагает. Что дельфины издают эти звуковые сигналы для оглушения добычи.

Так же ориентируются в  полёте и летучие мыши. Каждую секунду  они посылают впереди себя до 60 ультразвуковых сигналов. Услышанное ими эхо может  быть порой в миллион раз слабее исходного сигнала. Высокая чувствительность позволяет летучим мышам на полной скорости огибать натянутую капроновую нитку толщиной 0,1 мм и безошибочно  ловить в темноте крошечных, весом  в тысячные доли грамма, насекомых. Является фантастичным и то, как  рыбоядные летучие мыши могут  хватать мелких рыбок, проплывающих у поверхности, ориентируясь только по волнению воды, возникающему от движения рыбы.

Инфразвук

Говорящие жирафа и слоны, которые могут общаться через  большие расстояния, - чего только не встретишь в природе!

Согласно всеобщему  заблуждению  жирафы считаются немыми. Живущие  на огромных пространствах и обладающие острым зрением жирафы могут легко  видеть друг друга и, кажется, не нуждаются  в голосовом общении. Но недавно  исследователям удалось услышать разговоры  жирафов, записав и прослушав  их в инфразвуковом диапазоне. За этим фактом последовало случайное  открытие того, что окапи, короткошеий  кузен жирафа, живущий в густых джунглях Конго, также общается со своими сородичами на инфразвуковых частотах. Прослушивая носорогов в  зоопарке Сан-Диего, учёные случайно услышали одного из живущих в зоопарке окапи, подающего  голос на частоте 7 Гц – ниже той, которую могут слышать леопарды и другие хищники конголезского леса.Слон был первым наземным млекопитающим, у которого обнаружили способности к инфразвуковому общению. Первые сообщения об этом пришли независимо от двух исследователей в 1981 году. Дальнейшие исследования показали, что слоны издают короткие крики на частотах 14-24 Гц длительностью 5-10 секунд, в течение 10 минут.  Учёные обнаружили также важный внешний признак момента, когда слон издаёт звук. У издающего инфразвук слона кожа на бровях дрожит, слегка вибрируя от воздуха, проходящего по носовым проходам. Открытие неизвестной до сих пор способности объяснило существовавшую много лет загадку поведения слонов: каким образом они координируют движение стада, рассредоточенного на больших пространствах. Только распространение инфразвука на большие расстояния может это объяснить. Слоны в Африке могут слышать инфразвуки, издаваемые друг другом на расстоянии 4 км днём, а вечером в результате температурных инверсий в атмосфере, это расстояние увеличивается до 10 км.Общение при помощи инфразвука известно теперь у многих африканских стадных млекопитающих, включая носорогов и гиппопотамов. Эта способность отмечена также у некоторых крупных рептилий, таких как аллигаторы и крокодилы.Последним из видов, демонстрирующих способность слышать звук на сверхнизких частотах, является голубь. Это открытие позволило некоторым учёным предположить, что птицы способны узнавать инфразвук, создаваемый восходящими потоками горячего воздуха.Луговые тетерева из Северной Америки издают громкие брачные крики, которые слышны на расстоянии более километра. Поэтому показалось удивительным, что голос глухаря (Tetrao urogallus) распространяется только на 200 метров. Когда двое британских исследователей записали и проанализировали голос глухаря, они обнаружили, что большая часть глухариной песни состояла из инфразвуков, благодаря чему голос этих птиц распространяется так же далеко, как голоса их американских собратьев.

Органы слуха

Размещаются органы слуха  в разных частях тела. У кузнечиков, например, на передних ногах. У позвоночных  ухо развилось из органа равновесия. Причём ушная раковина, которую мы видим у млекопитающих, возникла в последнюю очередь.

Слушающие лёгкими

Разве возможно, чтобы позвоночное  животное слышало, если у него нет  не только внешнего, но и среднего уха  для проведения звуков окружающего  мира во внутреннее ухо? Один из видов, способных на это, - дальневосточная  жерлянка (Bombina orientalis). Она чувствительна к ряду шумов, возникающих в воздухе, и является разносторонним вокалистом. Но как она определяет звуковые волны? В 1999 году в университете штата Огайо исследователь доктор Эрик Линдквист и доктор Томас Хетерингтон раскрыли этот секрет. Звуковые волны, проходя через рот и кожу, входят в лёгкие, где они резонируют, перед тем как

Источник: http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-174807

при использовании материалов www.psi.webzone.ru

Данный словарь создан специально для пользователей сайта psihotesti.ru чтобы можно было найти любой психологический термин в одном месте. Если вы не нашли какое то определение или наоборот знаете его, а унас его нету, обязательно пишите нам и мы его добавим в словарь психологического портала "Психотест".

Слухи

СЛУХИ — не подтвержденные и не проверенные сведения или известия, передающиеся от одних людей к другим. Слухи — выражение недовольства, разочарования, страха, беспокойства, самовыставления, потребности блеснуть осведомленностью. Люди передают слухи, удовлетворяющие их в чем-либо. При этом они за счет своих эмоций приукрашивают слухи, нередко дополняя их своими собственными вымыслами. Пессимистические и оптимистические слухи могут быть показателями уровня стабильности общественного порядка, уверенности населения в своем будущем. Нужна своевременная и упреждающая информация о возможных изменениях в социальной жизни людей. Иначе будут ходить слухи. Для их нейтрализации и преодоления надо знать: среди кого циркулируют слухи, о чем они свидетельствуют и какие эмоции, настроения выражают.

Список случайных тегов:

Гипотеза лингвистической относительности - Гипотеза лингвистической относительности (от лат. lingua –язык) —предположение, выдвинутое в работах Э. Сепира и Б. Уорфа, согласно которому процессы восприятия и мышления обусловлены этноспецифическими особенностями структуры языка. Те или иные языковые конструкции и словарные связки, действуя на бессознательном уровне, приводят к созданию типичной картины мира, которая присуща носителям данного языка и которая выступает в качестве схемы для каталогизации индивидуального опыта. Грамматический строй языка навязывает способ выделения элементов окружающей действительности. В дальнейших исследованиях было показано, что в познавательный процесс включены значения, существующие не только в языковой форме, но и в форме сенсорно–перцептивных эталонов и символических действий. В силу этого некий ряд значений может быть не представлен в словесной форме, но все–таки присутствовать в сознании и обусловливать поведение. Поэтому при анализе картин мира, которые действительно могут иметь определенную этническую специфичность, необходимо исследовать не только разговорный язык, но и другие языки, например графику, трудовые навыки.

Книжный киоск издательства „Академия“- Книжный киоск издательства „Академия“. Разделы психологии: Теоретическая психология, психолингвистика, психология искусства и др. Адрес: Москва, Ленинский проспект, 32а, 1–й этаж. Телефон: 121-89-45.

Комплекс Терсита - Комплекс Терсита (от лат. cоmplexus –сочетание и имени безобразного (горбатого, лысого, косого, болтливого) воина, участвовавшего в Троянской войне со стороны ахейцев) —клиническое нарушение. Навязчивые переживания индивида по поводу того, что из–за того или иного его физического недостатка (ношение очков, искривленные уши, неестественный цвет кожи) он воспринимается всеми как совершенно безобразный. По Х. Шутте (H. Schutte, 1957) представляет собой достаточно обычную юношеская реакция на ситуацию вхождения в новый круг жизнедеятельности. На основе этих переживаний —при невозможности отреагировать накопленный аффективный заряд —возможны эксцессы, в том числе криминального характера. Литература. Friedrich Dr. Doucet W. Taschenlexikon der Sexualsymbol. Munchen: Heyne Verlag, 1971.

Источник: http://psihotesti.ru/gloss/tag/sluhi/

Aphelocoma wollweberi

Alan Vernon

Исследование группы орнитологов из Польши и Южной Кореи позволило установить один из способов, которым птицы могут отличать хорошие семена и орехи от некачественных, не вскрывая их скорлупу. Как оказалось, птицы оценивают орехи, как доктор, выстукивающий грудную клетку больного, или как покупатель, которые выбирает зрелый арбуз, стуча по нему пальцем.

Ученые изучили питание мексиканской кустарниковой сойки (Aphelocoma wollweberi ). Эти птицы в конце лета и осенью запасают в различных укромных местах большое количество желудей и кедровых орешков, которые составляют их рацион в течение зимы. Живут кустарниковые сойки большими группами, в которых потомство оставляет одна доминирующая пара, а прочие птицы помогают выращивать птенцов. Как правило, птицы в такой группе представляют собой выросших потомков главной пары, но к ним могут присоединяться и посторонние кустарниковые сойки.

Авторы работы наблюдали над девятью такими группами, живущими на засушливых восточных склонах гор Чирикауа в Аризоне. Орнитологи приучили птиц по звуку полицейского свистка слетаться на площадки, где для них выкладывался арахис. Птицы могли съедать угощение на месте, но гораздо чаще они, не повреждая арахис, уносили его, чтобы запасти на зиму.

Твердые бобы арахиса содержат одно или несколько семян, которые часто называют «земляными орехами». Исследователи предварительно вскрывали арахис, из некоторых бобов семена удаляли, а скорлупу потом вновь склеивали. Чтобы птицы не могли определить по звуку, в каких бобах есть семена, арахис с семенами также предварительно вскрывали и закрепляли семя так, чтобы оно не ударялось о внутренние стенки, а затем склеивали скорлупу.

В первом опыте птицам давали 20 бобов арахиса, из которых половина на самом деле была пустыми. Во втором ученые решили проверить, отличают ли птицы более тяжелые, чем обычно бобы. Для этого половину бобов оставили без изменения (лишь закрепив семена внутри), а внутрь второй половины клали глину, которая увеличивала вес боба в 1,6 раза. Наконец, целью третьего эксперимента было определить, влияет ли на выбор птицы размер арахиса. Для этого выбрали бобы с одним семенем и более длинные бобы с тремя семенами. Чтобы уравнять их вес, длинные бобы вскрывали и удаляли два семени из трех.

При помощи портативных высокоскоростных камер, снимающих в режимах 250, 500 и 1000 кадров в секунду, орнитологи зафиксировали детали поведения птиц, выбирающих арахис. Кустарниковые сойка, как оказалось, оценивали каждый арахис, нанося по нему несколько быстрых ударов клювом, но не повреждая при этом скорлупу. Такой способ позволял им в первом и втором экспериментах безошибочно выбирать более тяжелые бобы. Когда же птицам предложили короткие и длинные бобы равной массы, они сумели определить, что крупный арахис весит гораздо меньше, чем ожидалось бы при таком размере, поэтому отдавали предпочтение мелкому.

Работа ученых опубликована в Journal of Ornithology.

Источник: http://polit.ru/news/2015/05/29/ps_jay/

Лихорадочный ритм времени обрушивает на наши органы чувств настоящий ураган ощущений. Чаще всего мы ориентируемся в этом бурном море с помощью зрения. Именно ему адресована львиная доля информации. Его ласкают полиграфия, телевидение, видео, виртуальная реальность и разные шоу. Зато слуху уделяется до обидного мало внимания. Такое пренебрежительное отношение ведет к тому, что жизнь наших современников все чаще отягощают проблемы, связанные с ухудшением слуховосприятия. Более того, по статистике люди обращаются за слуховыми аппаратами на 7-10 лет позже, чем следует (если вообще обращаются). Призывы к «новому осознанию значения функции слуха»воспринимаются с трудом.

Актуальность этой темы ярко подтверждает августовский «энергетический кризис»2003 года. «Great Blackout»на целых девять часов погрузил во мрак 8 штатов Америки и канадскую провинцию Онтарио. Миллионы людей оказались в кромешной тьме из-за аварийного отключения электричества. Многим в ту ночь пришлось ориентироваться исключительно по слуху.

Человек привык к тому, что слух является неотъемлемой частью его жизни, и столь же естественен, как дыхание. Вы без всяких усилий слышите все, что происходит вокруг. Вы непринужденно общаетесь с людьми. Вы просыпаетесь от малейшего шума.

Но постепенно Вы начинаете ощущать, что в Вашей жизни что-то меняется. Куда-то подевались пение птиц и шорох листвы. Окружающие Вас люди начали говорить столь неразборчиво, что Вам все чаще приходится их переспрашивать. Вам стало труднее разбирать речь в общественных местах. Вы не всегда слышите дверной звонок. А когда Вы смотрите телевизор, окружающие почему-то зажимают уши ладонями и просят Вас убавить громкость.

Что происходит?

Слух —важнейшее из человеческих чувств. Несмотря на то, что здоровые люди ценят его меньше, чем зрение. А ведь с помощью слуха мы поддерживаем более тесную связь с окружающим миром, чем с помощью зрения.

В отличие от зрения, слух действует непрерывно, даже во сне. Его невозможно «выключить».

  • Слух –первое чувство, которое формируется у ребенка. Еще в утробе матери он начинает слышать и узнавать окружающие звуки.
  • Слух –самое острое человеческое чувство. Интенсивность звука, вызывающего в ухе самое слабое слуховое ощущение, в десять в десятой степени (!) раз меньше, чем аналогичная интенсивность света.
  • Слух –самое совершенное чувство. Он может не только различать огромный диапазон звуков, но и точно определять пространственное нахождение их источника.
  • Слух позволяет нам чувствовать себя в безопасности. Только он дает возможность услышать шум приближающегося сзади автомобиля и вовремя среагировать.
  • Слуховой орган имеет настолько сложное устройство, что до сих пор ни одно техническое приспособление не в силах полностью его заменить. В то время как близорукость элементарно корректируется с помощью очков.

Люди, страдающие тугоухостью, подтвердят, что потеря слуха воспринимается и переживается человеком более тяжело, чем потеря зрения. Это объясняется тем, что каждый из нас является частью слухового мира, в то время как видимый мир мы всего лишь наблюдаем. Поэтому слепой человек сохраняет способность общаться с окружающими людьми, в то время как глухой человек оказывается в изоляции.

«Слепота отделяет нас от вещей. Глухота –от людей», —сказал однажды Эммануил Кант и был прав. В пользу хорошего слуха существует множество аргументов. Прислушайтесь к ним!

Человеческое ухо состоит из трех частей: наружное, среднее и внутреннее ухо. Снаружи видна лишь небольшая часть, все остальное надежно скрыто в прочных костях черепа.

Наружное ухо состоит из ушной раковины и слухового прохода. Оно действует в качестве рупора, усиливая попадающие в него звуковые волны, то есть, колебания воздуха. Слуховой проход оканчивается барабанной перепонкой.

За ней располагается среднее ухо, в котором находится цепочка из трех слуховых косточек: молоточек, наковальня и стремечко. Это самые маленькие кости человека. Стремечко весит всего 0,3 г. Звуковые волны вызывают колебания барабанной перепонки, которые передаются по цепочке прикрепленных к ней слуховых косточек. Так как цепочка является рычажной системой, проходящий по ней звук усиливается в 20 раз.

Далее колебания попадают в заполненное жидкостью внутреннее ухо, основная часть которого свернута спиралью, а потому называется улиткой. В улитке находятся тысячи микроскопических сенсорных клеток, соединенных с волокнами слухового нерва и имеющих окончание в форме волосков. Разные группы этих волосковых клеток реагируют на различные звуковые частоты. Попадая в улитку, звуковые волны вызывают в ней колебания жидкости. При этом волосковые клетки, сгибаясь и разгибаясь, порождают электрические импульсы.

Дальше эти электрические сигналы по слуховому нерву поступают в слуховые центры головного мозга. И лишь там они, наконец, распознаются в качестве звуков. Поэтому можно сказать, что человек слышит не только ушами, но и мозгом.

Осталось упомянуть о том, что по принципу действия орган слуха делится на две части. Это часть, проводящая звук (наружное и среднее ухо), и часть, воспринимающая звук (улитка, слуховой нерв, слуховые центры мозга).

Как видно даже из этого очень упрощенного объяснения, слух —невероятно сложный процесс. Ученые полагают, что он еще не изучен до конца. Поэтому любая проблема, возникшая в какой-либо части слуховой системы, неизбежно ведет к ухудшению слуха.

Есть много причин потери слуха. Возможно, самая распространенная среди них –это возрастные изменения. С годами волосы седеют, зрение теряет остроту, а чувствительные волосковые клетки во внутреннем ухе разрушаются. Согласно статистическим данным, среди людей в возрасте от 50 до 60 лет слабослышащих примерно 20%. В возрастной категории 60-70-летних эта величина возрастает до 30%, а для людей старше 70 лет —превышает 40%.

Вторая распространенная причина потери слуха –громкий шум. Современная жизнь полна громких звуков. Одни из них мы просто не в состоянии контролировать: шум самолета, метро, городского транспорта на оживленной улице. Другим люди, особенно молодые, подвергают себя сознательно: грохот музыки на рок-концерте, дискотеке, включенный на полную громкость плеер.

Многие люди не знают о том, что сильный шум убивает сенсорные волосковые клетки, которые после гибели не восстанавливаются, так же, как и любые другие нервные клетки. Мощный звуковой импульс у самого уха, например, выстрел из игрушечного пистолета или взрыв новогодней хлопушки могут навсегда повредить Ваш слух. Еще коварнее длительный шум, которому люди подвергаются, например, на рабочем месте. Если не пользоваться средствами защиты слуха, то через некоторое время, медленно и совершенно незаметно, у человека разовьется профессиональная тугоухость.

Потеря слуха может произойти в результате сильного стресса, инфекционного заболевания, приема сильнодействующего лекарства (некоторые антибиотики и даже аспирин), травмы головы, заболевания уха и по многим другим причинам. Бывают проблемы, которые с легкостью можно устранить, например, закупорка слухового прохода ушной серой. При заболевании среднего уха может помочь хирургическая операция. Если же медицина бессильна, в подавляющем большинстве случаев на помощь придет слуховой аппарат.

Знайте, что при ухудшении слуха необходимо как можно быстрее обратиться к специалисту. Звуковые сигналы распознаются в слуховых центрах головного мозга. Так как при тугоухости тихие звуки (щебет птиц, шорох листвы, шум дождя) перестают поступать в мозг, он вначале «отвыкает»от них, а затем их «забывает». Чем позднее слабослышащий человек обратится за слуховым аппаратом, тем больше усилий придется ему потратить, чтобы вновь научиться слышать «правильно».

По принципу действия орган слуха делится на две части. Это часть, проводящая звук (наружное и среднее ухо), и часть, воспринимающая звук (улитка, слуховой нерв, слуховые центры мозга). Исходя из этого, различают три вида потери слуха.

Кондуктивная потеря слуха возникает в наружном и среднем ухе. При этом нарушается проведение звуковых волн, а восприятие их остается неизменным. То есть, человек продолжает слышать тот же самый звук, хотя и с меньшей громкостью.

Этот вид потери слуха может быть вызван следующими причинами: закупорка слухового прохода ушной серой, повреждение барабанной перепонки, отит (инфекционное заболевание среднего уха), отосклероз (заболевание среднего уха, при котором слуховые косточки теряют подвижность), врожденная патология и др.

Данный вид потери слуха в большинстве случаев поддается медицинскому лечению. Если же это невозможно, на помощь приходит слуховой аппарат.

Сенсоневральная потеря слуха возникает в улитке и (или) в центральной нервной системе. При этом нарушается восприятие звука. То есть, громкость звука может оставаться неизменной, но сам звук искажается, порой до неузнаваемости.

Этот вид потери слуха может быть вызван следующими причинами: родовая травма у ребенка, травма головы, инфекционное заболевание (менингит, краснуха, скарлатина), употребление сильнодействующих лекарств (антибиотики), нарушение кровоснабжения уха под действием сильного стресса и т.д. Однако наиболее частой причиной является разрушение волосковых клеток в результате старения организма или травмы, вызванной слишком громкими звуками.

К сожалению, волосковые клетки не восстанавливаются, а потому данный вид потери слуха является необратимым и не поддается медицинскому лечению. Вместе с тем, 90% всех потерь слуха относится именно к этой категории. Помочь здесь может только слуховой аппарат.

Смешанная потеря слуха сочетает в себе кондуктивные и сенсоневральные элементы. И в этом случае может эффективно помочь слуховой аппарат.

Потеря слуха очень редко затрагивает все звуковые частоты с одинаковой силой. Чаще всего потеря слуха в области высокочастотных звуков (пение птиц, человеческая речь и др.) больше, чем в низкочастотном диапазоне, хотя может быть и наоборот. У каждого человека потеря слуха является такой же индивидуальной, как и отпечатки пальцев.

Для компенсации тугоухости соответствующей степени существуют слуховые аппараты различной мощности. классификация которых ориентирована, прежде всего, на значение максимального выходного уровня звукового давления (ВУЗД 90). Специалистами в России принята следующая градация.

Параметр СА —Max ВУЗД 90 /

Источник: http://terrafon.gollos.ru/articles/6769

Категория: Живем качественно | Добавил: vladhrom (20.05.2016)
Просмотров: 369 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar