Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Статьи » Живем качественно

Рейтинг регионов рф по качеству жизни 2014

Эксперты констатируют: в контексте импортозамещения регионам жизненно необходимы новые модели взаимодействия с частным капиталом. Привлечение инвесторов в нужные для экономик регионов отрасли через косвенные меры стимулирования (налоговые льготы, бюджетные гарантии) позволит направить потоки финансирования в нужное импортозамещающее русло. Предприятиям нужны гарантии, что с ними будут работать, и работать по заранее оговоренному плану. Поэтому заключение долгосрочных соглашений станет для производителей гарантией сбыта российской продукции, позволит заместить импорт и увеличить поступление налогов от развития собственной промышленности в бюджет. Модели партнерства с государством в разных сферах активно развиваются, давая понять, что ГЧП – это шаг к развитию эффективного диалога. Пока же по объему привлеченных инвестиций Северо-Запад уступает всем округам России, опережая показатели только Северного Кавказа.

Палитра проектов

Согласно представленному рейтингу регионов, подготовленному по итогам 2014 года Минэкономразвития и Центром развития государственно-частного партнерства при поддержке ТПП РФ, лидерами Северо-Запада являются пионер движения государственно-частного партнерства в России Санкт-Петербург и его сосед – Ленинградская область. В Северной столице к 2014 году введены в эксплуатацию по давно запущенным проектам две школы на 825 мест и четыре дошкольных образовательных учреждения на 210 мест на территории Славянки Пушкинского района.

Реклама

Однако, как считают эксперты, приход на пост губернатора Георгия Полтавченко никак не повлиял на развитие новых ГЧП-проектов, все реализованные запускались еще при Валентине Матвиенко, а новые идеи Смольный пока не представил. Если Санкт-Петербург лидирует по инерции за счет старых проектов – аэропорта Пулково и Западного скоростного диаметра (в 2014 году не было прироста ни по развитию законодательства, ни по новым проектам), то Ленобласть активно осваивает это направление. По данным рейтинга, Ленинградская область и Республика Коми лидируют по России как субъекты с наиболее развитой институциональной средой в сфере ГЧП, что включает качество законодательства и работу органов власти, ответственных за эту сферу. В Ленинградской области был дан старт проекту в сфере здравоохранения в форме концессионного соглашения – строительство в городе Коммунаре Областного центра медицинской реабилитации на 200 коек путем предоставления частному инвестору комплекса зданий, находящихся в собственности Ленинградской области, для реконструкции, эксплуатации и последующего технического оснащения. Предполагаемое финансовое участие ЛО в проекте – софинансирование 85% капитальных затрат в течение десяти лет. Областью будет предоставляться гарантия минимального дохода. Если для инвестора установят тариф ОМС, менее указанного в концессионном соглашении, или будет предоставлен меньший объем медицинских услуг по ОМС, нежели указано в соглашении, инвестору будут предоставляться субсидии из бюджета. В ближайшее время объявят конкурс на поиск инвестора, как поясняют в правительстве Ленинградской области;начать оказание медицинских услуг в новом учреждении планируется в 2019 году. Также по проекту ГЧП в регионе заработают восемь плавательных бассейнов в муниципальных образованиях. Стоимость проекта со сроком реализации 25 лет составила порядка 2,5 млрд рублей. В мае планируется подписание первого концессионного соглашения в рамках программы реконструкции объектов теплоэнергетики.

Возможно, в области в скором времени по механизмам ГЧП будет создан культурно-туристский кластер в Старой Ладоге. Как отмечают эксперты, реализация и устойчивое развитие кластера напрямую зависят от того, будет ли создана эффективная система взаимодействия между отраслевыми федеральными ведомствами, органами исполнительной власти, турбизнесом и экспертно-академическим сообществом. «Государственно-частное партнерство – наиболее разумный механизм сотрудничества, который позволяет придать большое значение экономической эффективности вложений, создавать привлекательные условия для инвесторов и ориентироваться на востребованность тех или иных продуктов и объектов», – оценивает перспективы проекта директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Екатерина Шадская.

Замыкает тройку лидеров Республика Коми. В стадии реализации проект по созданию Центра по предоставлению социальных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района, частным инвестором в проекте стало ООО «Норд Девелопмент», общая стоимость проекта составила 32 млн рублей. Второй проект – создание негосударственного учреждения для предоставления социальных услуг и услуг по постоянному и временному пребыванию граждан пожилого возраста и инвалидов в условиях стационарного учреждения повышенной комфортности совместно с ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми», стоимость проекта 289,4 млн рублей. Проекты реализуются по формам, предусмотренным региональным законом о ГЧП. На стадии конкурсных процедур на право заключения концессионного соглашения находится проект автодороги Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар до границы с Ненецким автономным округом;после ввода автодороги в эксплуатацию инвестор будет содержать ее до окончания действия концессионного соглашения, которое будет заключено сроком на 11 лет. Конкурс на проект проводится во второй раз, в первый не было подано ни одной заявки на участие, при повторном отборе на конкурс подана единственная заявка –  ООО «Дорожная концессия». Среди ближайших перспектив правительства республики – проекты пула из 11 социальных проектов в сферах образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и спорта. Общая сумма капитальных вложений по этим проектам составляет 4,8 млрд рублей.

В Псковской области на принципах государственно-частного партнерства планируется строительство котельных на сжиженном природном газе в Пушкинских Горах и Опочке, клинико-диагностической лаборатории на базе Псковской областной больницы, крытый спортивный комплекс в Пскове.

Применяет механизмы ГЧП и Мурманская область. Так, правительством региона, администрацией города Кировска и ОАО «Апатит» реализован проект по строительству восьмиместной гондольно-кресельной канатной дороги на склоне горы Айкуайвенчорр в городе Кировске Мурманской области, с января 2015 года она эксплуатируется в штатном режиме. Суммарный объем инвестиций по проекту составил 559 млн рублей, 355 из которых – средства инвестора. Важнейшим для региона стал проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», предусматривающий развитие инфраструктуры морского, железнодорожного и автомобильного транспорта, а также логистической и складской инфраструктуры. Как пояснили в правительстве Мурманской области, общий объем финансирования по проекту составляет более 152 млрд рублей, из них 62,7 млрд – это федеральное финансирование, 89,3 – финансовые средства частных инвесторов.

В планах освоения

«В целом ситуация с подготовкой и запуском проектов ГЧП в Северо-Западном регионе, как и в остальных российских регионах, слегка притормозилась, однако маховик инерции уже раскручен, и мы видим будущее скорее в позитивных тонах», – констатирует управляющий партнер адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Денис Качкин. Эксперты видят интерес инвесторов к проектам государственно-частного партнерства. Наиболее заманчивыми сферами для вложения частного капитала за последнее время стали проекты в сфере ЖКХ (теплоснабжение, водоснабжение и др.), проекты в транспортной сфере и в сфере здравоохранения. «На сегодняшний день, основываясь на нашем опыте, это наиболее востребованные и в то же время достаточно специфические сферы, в которых инвесторы хотят реализовывать проекты», – отмечает руководитель практики ГЧП и инвестиций ООО «Юридическая фирма «Лигал студио» Анастасия Русинова.

За последние несколько лет ключевой нормативный документ в сфере ГЧП – Федеральный закон № 115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях» – претерпел ряд значительных реформ, создавших предпосылки его активного использования в различных отраслях экономики. «В первую очередь, это касается сферы ЖКХ, и здесь мы наблюдаем наиболее активное применение концессионных механизмов в сфере тепло- и водоснабжения. Традиционно востребованы концессии и в транспортной отрасли – сразу несколько регионов СЗФО планируют концессии в области фото- и видеофиксации», – констатирует Денис Качкин. Одним из таких проектов станет «Развитие системы автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения в Республике Карелия». В самое ближайшее время эксперты ожидают ряд проектов, направленных на разгрузку действующей улично-дорожной сети (вылетные трассы) и запуск легкорельсового транспорта.

В качестве наиболее перспективных сфер для применения ГЧП Денис Качкин оценивает сферу обращения отходов: «В настоящий момент проходит этап полномасштабного реформирования. Однако уже в 2016-2017 годах сфера обращения отходов ожидает быть одной из наиболее востребованных со стороны профессиональных инвесторов ввиду более понятных и прозрачных правил регулирования». Среди регионов Северо-Запада через проекты ГЧП перерабатывать твердые бытовые отходы планируют Вологодская область (строительство полигона твердых бытовых отходов в урочище Пасынково Вологодского района, стоимость проекта длительностью цикла 25 лет составит 732 931тыс. рублей) и Республика Карелия (по предварительной оценке объем инвестиций составляет 877 млн рублей).

Развивать регионы по схеме ГЧП собирается и государственная корпорация «Автодор», совместно с субъектами Российской Федерации создавая региональные центры государственно-частного партнерства. Региональные центры ГЧП будут учреждаться совместно администрациями субъектов РФ и ООО «Автодор-Инвест» на равных началах, с целью отбора  наиболее перспективных проектов ГЧП, проводить предварительную экспертизу отобранных проектов и давать предложения по схеме их воплощения в жизнь.

Партнеры по ЖКХ

Помимо добровольных форм ГЧП, для регионов появилось и «добровольно-принудительное». Так, Владимир Путин в мае 2013 года по итогам заседания Госсовета по вопросам ЖКХ дал поручения правительству России модернизировать объекты ЖКХ к 2020 году, в том числе через передачу к 2016 году объектов ЖКХ, которые неэффективно управляются МУПами и ГУПами, частным операторам в управление на основе концессионных соглашений. Для населения страны этот шаг откровенно пугающий, в том числе из-за неизвестности, стоящей за термином «концессия», для муниципалитетов это необходимость предельно четкого контроля деятельности частного оператора. Добавляет проблем и отсутствие стабильности законодательства.

«В сфере тепло- и водоснабжения существует проблема задержек при разработке и принятии нормативно-правовых актов и методологических указаний, необходимых для формирования документации в соответствии с новыми правилами, вступившими в силу в 2013 году. Так, основные нормативно-правовые акты, которые устанавливают порядок расчета параметров, подлежащих включению в конкурсную документацию для заключения концессионных соглашений, были приняты только в 2014 году. Вычислительная программа по определению дисконтированной валовой выручки участника конкурса на право заключения концессионного соглашения, с помощью которого организаторы конкурсов должны установить победителя, была разработана и опубликована Минэкономразвития только в августе 2014 года. Большинство конкурсов по предоставлению объектов коммунальной инфраструктуры в аренду или концессию, проводившихся в 2013 и 2014 годах, не соответствует требованиям законодательства, и, следовательно, соглашения, заключенные на основании таких конкурсов, могут быть оспорены в любой момент. Это реальный риск для зарождающегося рынка ГЧП-проектов в сфере ЖКХ», – описывает ситуацию Анастасия Русинова.

«В целом если говорить о сфере ЖКХ, важным препятствием является тарифное регулирование, отсутствие практического опыта утверждения долгосрочных тарифов, тем более для концессионеров. Часто проблемой является отсутствие утвержденных схем тепло- и водоснабжения, без которых заключение концессионного соглашения согласно действующему законодательству невозможно», – продолжает эксперт. Результатом таких пробелов стало письмо Минстроя с разъяснениями, в котором также обращается внимание на то, что анализ концессионных соглашений, заключенных за период 2014-2015 годов, показал, что в большинстве случаев они не соответствуют требованиям, установленным Федеральным законом «О концессионных соглашениях», что означает незаключенность соглашений. О стабильности рынка в такой ситуации и речи быть не может. Тем не менее, давно вызывающая у населения подозрение в вопросе адекватности управления и расходования средств сфера наконец получает шанс стать эффективно управляемой предпринимательскими кругами.

Проблемы партнеров

По оценкам экспертов, полноценному развитию проектов ГЧП как в СЗФО, так и по России в целом, мешают сразу несколько факторов. В бюджетном послании Федеральному Собранию от 29 июня 2011 года президент РФ отметил, что «в ближайшие годы в России должна быть сформирована новая модель экономического роста, основанная в значительной степени на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре». Как одно из ключевых направлений им также была названа необходимость расширения применения механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов модернизации производства и внедрения инноваций. Однако с 2011 года уже прошло несколько лет, федеральный закон о государственно-частном партнерстве так и не появился и все еще бродит в кабинетах Государственной думы. А пока на федеральном уровне правила игры создавать не торопятся, регионам не осталось ничего другого как динамично принимать свои законы о ГЧП, которые зачастую создают путаницу с положениями федеральных законов. Региональные акты содержат формы партнерства, не предусмотренные федеральными законами, часто затрагивая полномочия федерального законодателя, например сферу государственных закупок, аренды и подряда. Такая разрозненность приводит к тому, что заключенные соглашения о государственно-частном партнерстве в любой момент можно оспорить, что создает пугающе нестабильную ситуацию для инвесторов.

Есть и другие последствия законодательного пробела. «Федеральный закон о ГЧП так и не был принят, но многие регионы приостановили работу по совершенствованию своего законодательства в ожидании принятия данного закона, соответственно данная ситуация негативно отразилась на тех проектах, которые планировалось реализовать в рамках регионального законодательства о ГЧП. Инвесторы не готовы участвовать в долгосрочных проектах, законодательное регулирование которых в любой момент может измениться существенным образом», – поясняет Анастасия Русинова.

Другим важным сдерживающим фактором является неготовность органов власти к реализации проектов ГЧП. Не сформулированы внутренние регламенты, органы, ответственные за принятие решений по проекту или на согласование документации по проекту часто не в состоянии обеспечить эффективное взаимодействие между собой. В результате чего реализация проекта затягивается, меняется экономическая ситуация и инвестор теряет к нему интерес. Сложности в реализации проектов создает также отсутствие возможности привлечь долгосрочное финансирование для проектов, государство часто не готово в силу  экономических причин предоставить инвестору необходимое софинансирование.

Что нам стоит ГЧП построить

В Санкт-Петербурге ситуация с заемным финансированием проектов возможно скоро улучшится. Сбербанк подал документы на получение статуса стратегического партнера Петербурга, что вызвано интересом к участию в проектах государственно-частного партнерства, в частности, к строительству линии легкорельсового трамвая. Георгий Полтавченко призвал девелоперов задуматься о разумной кооперации с городом в тех или иных формах ГЧП либо искать новых партнеров и объединять усилия для комплексного развития территорий: «Денег сегодня нет ни у кого. Имеет смысл обратить внимание на комплексное развитие территорий».

Чтобы слова градоначальника не остались историей, первоочередная задача для правительства – не мучить инвесторов неопределенностью, а привлекать инвесторов государственными гарантиями, и без того перепуганных российской «стабильностью», безжалостной и беспощадной. Северо-Запад находится пока только в начале пути применения ГЧП для повышения эффективности управления, расходования бюджета и развития инфраструктуры. Именно ГЧП может стать для регионов ключевым институтом и фактором современного этапа формирования экономик, формирующим новые возможности соединить на партнерских началах мощные ресурсы государства и традиционно активную энергию, экспертизу и финансовый потенциал субъектов частного сектора. Решение проблем законодательного регулирования института позволит лидирующим регионам Северо-Запада увеличить количество проектов, а пока отстающим перенять успешные практики, привлекая частный капитал на строительство тех объектов, на которые региональных бюджетов объективно не хватает.

Санкт-Петербург

Источник: http://expert.ru/northwest/2015/24/gosudarstvenno-chastnaya-proverka/

Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг»представляет вниманию общественности очередной, третий по счету рейтинг качества жизни населения в российских регионах. Информационными партнерами являются vesti.ru и m24.ru. Рейтинг строился на основе комплексного учета различных показателей, фиксирующих фактическое состояние тех или иных аспектов условий жизни и ситуации в различных социальных сферах. Источники информации для составления рейтинга: Росстат, Минздрав России, Минфин России, Минприроды России, ЦБ РФ, сайты региональных органов власти, другие открытые источники.

При расчете рейтинга проводился анализ 61 показателя, которые объединены в 10 групп, характеризующих основные аспекты качества жизни в регионе: уровень доходов населения;жилищные условия населения;обеспеченность объектами социальной инфраструктуры;экологические и климатические условия;безопасность проживания;демографическая ситуация;здоровье населения и уровень образования;освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры;уровень экономического развития;уровень развития малого бизнеса.

Позиции субъектов РФ в итоговом рейтинге определялись на основании интегрального рейтингового балла, который рассчитывался путем агрегирования рейтинговых баллов регионов РФ по всем анализируемым группам. В «Рейтинг качества жизни –2014», который рассчитывался на основании анализа показателей по итогам 2013 года, вошли 83 субъекта РФ. При расчете рейтинга показатели Архангельской области использовались без учета данных Ненецкого автономного округа, а показатели Тюменской области без учета данных Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Республика Крым и г. Севастополь вошли в состав РФ в 2014 году и не включены в рейтинг. Годом ранее в рейтинг не входила Чеченская Республика из-за отсутствия в открытом доступе ряда необходимых для расчета показателей, а показатели Тюменской и Архангельской областей были с учетом входящих в их состав автономных округов.

Что показал рейтинг

Первые позиции в рейтинге по-прежнему занимают Москва и Санкт-Петербург, являясь лидерами по многим показателям. Единственным отрицательным фактором, на фоне других регионов, который негативно влияет на качество жизни в обеих столицах, является экология. При этом основное негативное влияние на экологическую ситуацию в обеих столицах оказывает загрязнение воздуха выбросами от автомобильного транспорта, что является проблемой всех мегаполисов. Несмотря на целый ряд усилий столичных властей, направленных на повышение эффективности транспортной системы города и улучшение экологической ситуации, проблема загрязнения окружающего воздуха в Москве не теряет актуальности.

Отметим сразу, что в итоговой первой десятке существенных изменений по сравнению с прошлым годом немного: после столиц лидирующие позиции по-прежнему занимают такие экономически развитые регионы как Московская область, Республика Татарстан, Краснодарский край, Белгородская, Воронежская, Тюменская, Нижегородская и Свердловская области. При этом Тюменская область стала единственным зауральским регионом в первой десятке. В прошлогоднем рейтинге в десятку также входил Ханты-Мансийский автономный округ –Югра, но сейчас он опустился на 12-место из-за ухудшения ряда показателей в группах «жилищные условия населения»и «развитие малого бизнеса». Тем не менее, являясь одним из самых экономически развитых, Ханты-Мансийский автономный округ –Югра в семи группах показателей входит в первую двадцатку.

Замыкающая рейтинг десятка регионов также осталась практически неизменной: Еврейская автономная область, Республика Бурятия, Курганская область, Чукотский автономный округ, Чеченская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Ингушетия, Республика Алтай, Республика Калмыкия и Республика Тыва. Основной проблемой этих регионов по-прежнему остается неспособность региональных бюджетов самостоятельно генерировать достаточный уровень собственных доходов, что ведет к высокой зависимости бюджетов этих субъектов от федерального центра. Например, доля собственных доходов в Республике Ингушетия составляет всего 15%, тогда как в 70 регионах из 83 этот показатель выше 50%, а в регионах первой десятки - выше 90%. Шесть регионов, замыкающие рейтинг по целому ряду показателей занимают последние места. Эти регионы характеризуются низкими доходами населения: объем накоплений (депозитов) физических лиц в банках составляет от 6 до 29 тыс. руб. в то время как в среднем по стране этот показатель составляет 81 тыс. руб. Доля населения с доходами ниже среднего также в 2-3 раза выше, чем в среднем по стране: в Республиках Калмыкия и Тыва –35%, в Чеченской Республике и Республике Алтай –около 20% против 13% в среднем по России. В замыкающих группу «уровень экономического развития»все те же регионы. У Республик Тыва, Ингушетия, Калмыкия и Алтай самый низкий объем ВРП по стране, который в 16-20 раз меньше среднего значения по всем регионам РФ (30-37 млрд руб. против 600 млрд руб). Данные регионы характеризуются очень высокими показателями безработицы. В Республике Ингушетия безработными являются 44% населения. В Чеченской Республике, Республиках Тыва и Калмыкия без работы остаются соответственно 26.9%, 19.3% и 12.5% населения. В среднем по всем регионам России уровень безработицы составляет 6.8%.

Большинство регионов замыкающей десятки ухудшили свои позиции по сравнению с прошлым годом за исключением Республики Бурятия, где наметились позитивные изменения по ряду показателей, но самые заметные коснулись обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры за счет наращивания мощностей учреждений здравоохранения и улучшения других показателей в подгруппе «обеспеченность объектами здравоохранения».

Наиболее ощутимо сдал позиции Чукотский автономный округ (-6 мест). С одной стороны, позиции региона сильны в группе «доходы населения», в которой он занимает 6 место по стране, и заметно улучшилось положение в группе «обеспеченность объектами социальной инфраструктуры», где регион поднялся на 16 место (+14 позиций). Но с другой стороны, слабое развитие малого бизнеса, недостаточная освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры, низкий уровень образования и здоровья населения нивелируют все положительные изменения и не позволяют региону двигаться вверх по рейтингу.

По сравнению с предыдущим рейтингом на 3 и более мест улучшились позиции 15 регионов. При этом на 3 и более мест снизились позиции у 16 субъектов РФ.

Наиболее заметный прогресс показали: Республика Мордовия, которая прибавила 11 пунктов и заняла 49 место, Ивановская область продолжила двигаться вверх и поднялась на 8 позиций, заняв 33 место, Ульяновская область шагнула на 7 строчек вверх с 42 на 35 место.

Успехи Республики Мордовии связаны с улучшением показателей в группах «экологические и климатические условия»и «развитие малого бизнеса». В частности, в Республике снизились выбросы в атмосферу вредных веществ, а затраты на охрану окружающей среды выросли в три раза. Также в три раза увеличились инвестиции в основной капитал предприятий малого бизнеса.

Ивановская область, которая еще два года назад находилась на 60-ом месте, сейчас занимает уже 33-ю позицию. При этом улучшение показателей за год произошло в шести группах из десяти. В том числе за счет сокращения смертности населения в ДТП и числа травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин позиции области в группе «личная безопасность»улучшились сразу на 13 мест. Восемь мест прибавила область в группе «уровень развития малого бизнеса»за счет почти вдвое увеличившегося объема инвестиций в основной капитал малых и микропредприятий. На четыре места выросли позиции в группе «уровень экономического развития», чему способствовало резкое увеличение доли прибыльных предприятий и снижение безработицы.

Ульяновской области удалось заметно подняться в рейтинге за счет роста обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, показателей экономического развития и развития малого бизнеса. Семь мест в группе «уровень экономического развития»отыграны за счет прироста в регион прямых иностранных инвестиций и улучшения ситуации на рынке труда. Рост на шесть мест в группе «обеспеченность объектами социальной инфраструктуры»обусловлен улучшением показателей, характеризующих обеспеченность объектами здравоохранения.

Четыре региона поднялись на шесть мест: Пензенская область с 38 на 32, Астраханская область - на 42-е, Республика Адыгея - на 43-е и Республика Марий Эл - на 63 место.

Один из лидеров по динамике прошлого года –Рязанская область - также продолжает улучшать свои позиции и в текущем рейтинге заняла 30 место, что на 5 строчек выше предыдущего рейтинга. Позитивные изменения зафиксированы в половине групп показателей.

Наиболее существенное снижение позиций продемонстрировали Ямало-Ненецкий автономный округ (-9 мест), Волгоградская область (-8 мест), Приморский край и Магаданская область (-7 мест).

Негативная динамика Ямало-Ненецкого автономного округа в Рейтинге качества жизни сохраняется второй год, и на этот раз регион потерял позиции в восьми группах из десяти. Несмотря на то, что он входит в первую десятку Рейтинга социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2013 года, подготовленного Рейтинговым агентством «РИА Рейтинг», на качестве жизни населения это отражается слабее, чем можно было бы ожидать. И хотя регион занимает второе место по доходам населения после Москвы, этот существенный плюс нивелируется множеством минусов —тяжелыми климатическими условиями, слабой освоенностью территории, низким качеством жилищных условий, недостаточным развитием малого бизнеса.

Волгоградская область потеряла 8 позиций в рейтинге из-за почти двукратного прироста числа травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин, а также увеличения числа погибших в ДТП. Похожая ситуация и в Магаданской области —здесь также произошло ухудшение отдельных показателей в группе «безопасность проживания», а кроме того в группе «уровень экономического развития». Приморский край снизил позиции в таких группах показателей как «здоровье и уровень образования населения», а также «экологические и климатические условия».

Изучая результаты рейтинга, необходимо отметить, что большинству регионов не удается удерживать лидирующие позиции во всех группах показателей. Как уже говорилось выше, даже в благополучных с точки зрения качества жизни Москве и Санкт-Петербурге некоторые показатели ниже среднего уровня. При этом во всех регионах динамика показателей была разнонаправленная, что свидетельствует о диспропорции развития не только в сравнении регионов друг с другом, но и внутри каждого. Властям всех субъектов Федерации есть над чем работать и что улучшать в качестве жизни своих жителей.

Самым сбалансированным регионом в контексте анализируемых показателей является Республика Татарстан –по восьми группам его позиции не снижаются ниже двадцатого места, а по оставшимся двум –ниже сорокового. У пяти регионов по всем десяти группам показателей позиции выше пятидесятых мест и еще у четырех –выше шестидесятых. Все эти регионы входят в первую двадцатку «Рейтинга качества жизни –2014».

Если рассматривать регионы страны в разрезе федеральных округов, то самым позитивно сбалансированным будет Центральный федеральный округ. Близость всех областей к столице положительно сказывается на их развитии. Среди регионов ЦФО четыре входят в первую десятку, а еще восемь регионов занимают места выше 30-го. Более того, только три региона из всех 18 потеряли свои позиции. Наиболее существенно среди регионов Центрального федерального округа снизились позиции Брянской области, которая опустилась с 46-го на 50-е место.

Стабильно развивается и Приволжский федеральный округ. Четыре региона ПФО входят в первую двадцатку рейтинга, а оставшиеся занимают места в средней части рейтинга, и по итогам 2013 года преимущественно сохранили свои позиции. Прорыв совершила Республика Мордовия, о которой шла речь выше (+11 мест). Еще три региона из оставшихся тринадцати прибавили 6-7 позиций. Самое существенное снижение - у Оренбургской области, которая потеряла 3 места.

Хорошие позиции в целом занимают и регионы Южного федерального округа: Краснодарский край и Ростовская область удерживают позиции в числе лидеров, сохраняя второй год 5 и 16 места соответственно. Три региона - Волгоградская область, Астраханская область и Республика Адыгея - занимают позиции в средней части рейтинга. На общем фоне Южного федерального округа выделяется Республика Калмыкия, которая занимает 82-е место. Если рассмотреть динамику позиций регионов округа, то можно отметить, что Астраханская область и Республика Адыгея поднялись на 6 строчек, а вот Волгоградская область потеряла восемь мест, став одним из лидеров по негативной динамике.

От регионов Дальневосточного федерального округа в связи с продолжением реализации целевой федеральной программы развития Дальнего Востока и Забайкалья можно было бы ожидать движения вверх по рейтингу, но пока они преимущественно сохраняют или снижают свои позиции. Из девяти регионов округа только Камчатский край поднялся на три позиции (на 51 место). Три - Сахалинская область - лидер округа, занимающая 34 место, Амурская область и Республика Саха (Якутия) - сохранили свои позиции. При этом пять регионов Дальневосточного федерального округа ухудшили свои позиции, а три из них –Магаданская область, Приморский край, и Чукотский автономный округ –более чем на пять мест.

Распределение регионов Сибирского федерального округа в рейтинге не равномерное: два субъекта РФ –Новосибирская и Омская области –входят в первую тридцатку, а четыре –Забайкальский край, Республика Бурятия, Республика Алтай и Республика Тыва –занимают места ниже 70-го. Среди регионов Сибирского федерального округа более чем на пять мест снизились позиции Томской и Кемеровской области. На два места улучшились позиции Алтайского края и Республики Бурятия.

Из шести регионов Уральского федерального округа три входят в первую двадцатку и еще один –Челябинская область –расположился на подступах к ней. Последнее место среди регионов округа занимает Курганская область (76-е место в общем рейтинге). Ямало-Ненецкий автономный округ занимает позиции в средней части рейтинга, однако его позиции довольно существенно снизились, о чем было сказано выше.

В Северо-Западном федеральном округе в лидерах Санкт-Петербург, занимающий второе место среди всех регионов РФ. Калининградская и Ленинградская область входят в первую двадцатку рейтинга. Позиции оставшихся регионов округа расположены между 50 и 70 местом. Среди регионов округа улучшились позиции только у Калининградской и Вологодской областей. Наиболее существенно снизились позиции у Мурманской области, которая опустилась на 6 мест.

Несмотря на невысокие позиции регионов Северо-Кавказского федерального округа, во многих из них наблюдаются позитивные изменения. Пять регионов округа улучшили свои позиции. Наиболее заметный рост –у Республики Северная Осетия –Алания, которая прибавила 4 строчки.

Прогноз

Следующий год может стать тестовым для определения устойчивости регионов. Экономика ряда регионов может ухудшиться, в том числе нефтяных, если биржевые цены продолжат падение. Многие регионы, при неблагоприятном развитии экономической ситуации, недосчитаются значительной части дохода из-за сокращения налога на прибыль, вероятен рост безработицы. С другой стороны, не исключено, что некоторые регионы смогут извлечь выгоды из сложившейся ситуации. В частности, важным фактором развития сейчас становятся возможности по линии импортозамещения. Правда, существенных прорывов в этой области ожидать не стоит в силу того, что для реализации полномасштабных процессов импортозамещения требуется, во-первых, время, во-вторых, инвестиции в оборудование, надеяться на которые в современных условиях не стоит.

По мнению экспертов РИА-Рейтинг, ухудшение макроэкономических условий может повлиять на распределение регионов в рейтинге качества жизни, но вряд ли следует ожидать кардинальных изменений в составе лидеров и аутсайдеров. Финансовые, промышленные и нефтегазовые регионы по-прежнему будут иметь существенные преимущества перед регионами, не обеспечивающими себя устойчивыми денежными доходами.

Добавить комментарий

1. Комментарии пишутся на русском языке.

2. Адрес электронной почты указывать необязательно.

3. Недопустимы: оскорбления, ненормативная лексика, реклама, разжигание межнациональной или межрелигиозной розни, бессодержательные комментарии.

Источник: http://www.artemkprf.ru/index.php/1236-20150107-12

В 90-е годы ленинградцы словно совершили экскурс в историю. Молодое поколение, которое только по рассказам старших знало, что такое "продовольственные карточки", увидело их воочию. И на собственно опыте узнало, что такое "сахар по талонам", "масло по талонам", "водка по талонам", "табак по талонам" и так далее. Это был тот гарантированный минимум, который городские власти могли обеспечить. Проще говоря, еды не хватало. Пустые полки магазинов стали приметой эпохи.

Ваши мнения и комментарии

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес

Статьи

О некоторых проблемах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами вопросов качества выполненных подрядных работ

Источник: http://ppt.ru/slide/rating_regionov

Категория: Живем качественно | Добавил: vladhrom (10.05.2016)
Просмотров: 268 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar