Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Статьи » Живем качественно

Повышение качества жизни в санкт петербурге

Текст документа по состоянию на июль 2011 года

Во исполнение Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и Закона Санкт-Петербурга от 05.03.2008 N 133-23 "О разграничении полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга в сфере трудовых отношений и социальной защиты населения" Правительство Санкт-Петербурга постановляет:

1. Утвердить Программу "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге" на 2011-2013 годы (далее - Программа) согласно приложению.

2. Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга:

2.1. Координировать деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, являющихся исполнителями мероприятий Программы.

2.2. Ежегодно до 1 марта информировать Правительство Санкт-Петербурга о ходе выполнения мероприятий Программы.

3. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, являющимся исполнителями мероприятий Программы:

3.1. Обеспечить реализацию мероприятий Программы.

3.2. Один раз в квартал до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга отчеты о выполнении мероприятий Программы с указанием величины произведенных расходов.

3.3. При подготовке проекта бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год в порядке и сроки составления проекта бюджета Санкт-Петербурга представлять в Комитет финансов Санкт-Петербурга предложения по выделению из бюджета Санкт-Петербурга бюджетных ассигнований, необходимых для реализации мероприятий Программы, финансируемых за счет бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Косткину Л.А.

Губернатор Санкт-Петербурга

Источник: http://www.bestpravo.ru/leningradskaya/bz-gosudarstvo/n8o.htm

Из Доклада о положении детей в Санкт-Петербурге в 2012 году.

Концепция семейной политики Санкт-Петербурга. – Программа «Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге». – Программа по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы. – Социальная деятельность религиозных организаций, ориентированная на детей и семьи с детьми. – Сотрудничество религиозных организаций города с государственными учреждениями в области оказания социальной помощи семьям, имеющим детей, воспитания детей и образования родителей. – Деятельность административных районов Санкт-Петербурга по укреплению института семьи, духовно-нравственных традиций семейных отношений. – Работа семейных клубов в учреждениях социального обслуживания семей и детей.

Санкт-Петербургское государственное учреждение

КОНЦЕПЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Концепция семейной политики в Санкт-Петербурга на 2012 –2022 годы была принята Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 10.07.2012 № 695. Она была разработана Комитетом по социальной политике в связи с завершени ем реализации Концепции семейной политики Санкт-Петербурга на период 2007-2011 годы и прошла общественное обсуждение в срок с 01.02.2012 по 10.03.2012.

В Концепции представлены следующие направления семейной политики: повышение уровня благосостояния семей с детьми, преодоление бедности, снижение социального неравенства и напряжённости в обществе;содействие в улучшении жилищных условий семей с детьми, в обеспечении жильём молодых семей;совершенствование системы укрепления здоровья и профилактики заболеваний, повышения качества общественного здоровья семей с детьми;развитие системы семейного образования и воспитания, повышение родительской и социальной компетентности семей с детьми;развитие, повышение доступности и качества социальных услуг, отвечающих потребностям и укрепляющих ресурсы семей разного типа.

Новая Концепция предполагает переход от политики «выживания», ориентированной преимущественно на семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, к политике семейного благополучия, экономической устойчивости семей. В проекте отражены механизмы обеспечения соответствующих современных стандартов качества и уровня жизни, проводится идея, что отношение общества к семье не может строиться по «остаточному принципу». Любые преобразования в социально-экономической и политической сферах: реформы системы здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, культуры, молодёжной политики, строительство жилья, политика занятости, социального и пенсионного страхования, развитие институтов гражданского общества должны, прежде всего, оцениваться с точки зрения их влияния на семью и детей.

Концепция содержит современные подходы к решению вопросов социального развития семьи: системный, ресурсный, семейно-центрированный и государственно-общественный. Системный подход рассматривает семью как самостоятельную социальную систему, одновременно являющуюся частью более широких систем: ближайшего окружения, муниципального округа и района, населения города, общества в целом. Системный подход предполагает, что семья является не только объектом государственной поддержки и помощи, но и равноправным субъектом взаимодействия и взаимной ответственности общества перед семьёй и семьи перед обществом. Повышение правоспособности семьи, её ответственности и компетентности, активности в организации собственной жизни и участия в жизни общества, влияния на проводимую социальную политику отвечает тенденциям жизни общества и определяет главный вектор семейной политики как содействие семейному функционированию, а не подмена государством семьи в выполнении её функций.

Ресурсный подход позволяет оценить собственные возможности и резервы семьи, потенциал для её развития. Семья обладает относительной самостоятельностью и автономностью, основу её жизнедеятельности составляет саморегуляция и собственные ресурсы. Семья, успешно реализующая свои основные функции, обладающая достаточными ресурсами, чтобы самостоятельно решать свои проблемы, является основой развития современного общества. В то же время благополучие семьи может и должно быть поддержано с помощью использования внешних ресурсов всех уровней.

Семейно-центрированный подход предполагает оказание поддержки семье как целому с учётом охвата всех её членов и сторон жизнедеятельности, комплексной оценки ресурсов. Данный подход в противовес индивидуализированной поддержке, оказываемой только одному члену семьи –преимущественно матери или ребёнку, ориентирован на качественную поддержку всей системы детско-родительских, а также близких родственных отношений, направлен на улучшение семейной ситуации в целом, что повышает вероятность позитивных сдвигов в положении всех членов семьи в настоящем и будущем. Активная роль отца и родительской семьи в структуре новой парадигмы ответственного родительства повысит солидарную ответственность родителей и семьи в целом за рождение и воспитание детей.

Государственно-общественный подход предполагает разработку и реализацию всех общественно-значимых программ, проектов и мероприятий семейной политики на основе сотрудничества, диалога и социального партнёрства государства с общественными организациями, институтами гражданского общества, муниципальными образованиями, церковными объединениями, родительскими ассоциациями, движениями, сообществами. Семья имеет право привлекать внешние ресурсы, как государственных, так и некоммерческих организаций, а государство стремится создавать условия для развития общественных объединений, предоставляющих социально ориентированные услуги, и оказывает им ресурсную поддержку. Роль государства заключается в максимально полном привлечении потенциала гражданского общества, работодателей, профсоюзов, церкви, политических партий, инициирующих и проводящих социальную политику, благоприятную для развития и укрепления ресурсного потенциала семьи, в создании условий для благотворительной деятельности в сфере защиты семьи, родительства и детства.

Сравнение основных компонентов Концепций семейной политики

в Санкт-Петербурге на периоды 2007-2011 и 2012-2022 годов представлено в таблице 10.1.

Таблица 10.1.  О сновные компоненты Концепций семейной политики в Санкт-Петербурге

Источник: http://old.homekid.ru/kidinspb2012/kidpart10year2012.htm

Кафедра государственного и муниципального управления

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

.1 Определения, функции местного самоуправления и территориального общественного самоуправления

.2 Основные цели и задачи местного самоуправления и территориального общественного самоуправления

ГЛАВА 2. РОЛЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ГРАЖДАН

.1Сущность и понятие качества жизни населения

.2 Уровень жизни и основные социально-экономические категории

.3 Показатели уровня жизни и их анализ

.4 Влияние органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления на повышение качества жизни населения

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА И УРОВНЯ ЖИЗНИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

.1 Проблемы и перспективы повышения качества жизни населения в Санкт-Петербурге

.2 Рекомендации по решению социальных проблем повышения качества и уровня жизни в Санкт-Петербурге

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

качество жизни население общественное самоуправление

Введение

Данная курсовая работа посвящена исследованию в рамках дисциплины «Территориальное и общественное самоуправление»роли органов местного и территориального общественного самоуправления в повышении качества жизни граждан.

Актуальность данной темы, в настоящее время, заключается в том, что:

- повышение эффективности работы органов местного и территориального общественного самоуправления помогает решать различные социальные проблемы в жизни граждан, такие как: преступность, экстремизм, наркомания, терроризм;

- территориальное общественное самоуправление и местное самоуправление являются эффективными инструментами для повышения уровня и качества жизни граждан.

Целью написания данной курсовой работы является исследование роли органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления в повышении качества жизни граждан.

Для достижения данной поставленной цели нами были решены следующие основные задачи:

- изучены теоретические основы, связанные с особенностями функционирования местного самоуправления и территориального общественного самоуправления;

- рассмотрены основные цели, задачи, достоинства и недостатки местного самоуправления и территориального общественного самоуправления;

- раскрыта сущность и понятие качества жизни населения;

- проанализировано влияние органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления на повышение качества жизни населения;

- рассмотрены перспективы повышения качества жизни в Санкт-Петербурге;

- даны практические рекомендации по решению социальных проблем повышения качества и уровня жизни в Санкт-Петербурге.

Поставленные цели и задачи определили последовательность и структуру написания данной курсовой работы, которая состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении нами была определена цель данной курсовой, заключающаяся в рассмотрении роли органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления в повышении качества жизни граждан, обоснована актуальность проведённого исследования и структура данной работы.

В первой части работы «Теоретические основы местного самоуправления и территориального общественного самоуправления»нами были рассмотрены определения, функции, местного самоуправления и территориального общественного самоуправления, их цели и задачи.

Во второй части работы «Роль органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления в повышении качества жизни граждан»нами были рассмотрены сущность и понятие качества жизни, уровень жизни и основные социально-экономические категории, а так же показан их анализ. Было выявлено влияние органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления на повышение качества жизни населения.

В третьей части темы «Практические рекомендации по повышению качества и уровня жизни в Санкт-Петербурге»нами были рассмотрены перспективы по повышению качества жизни и предложены практические рекомендации по повышению качества жизни населения в городе Санкт-Петербурге.

В заключении нами изложены основные выводы и результаты проведенного исследования.

Теоретической и методологической базой написания данной курсовой работы являлись труды отечественных и зарубежных авторов в области государственного муниципального управления таких как: Андросова Г.А. Бабун Р.В. Валеева. Е. О. Злобина, Г.Ю. Киселева А.М. Наумов С.Ю. Окрепилов В.В..

Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Глава 1. Теоретические основы местного самоуправления и территориального общественного самоуправления

1.1 Определения, функции местного самоуправления и территориального общественного самоуправления

Местное самоуправление в РФ - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций [9].

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации [1].

Функции местного самоуправления - основные направления деятельности местного самоуправления, характеризующие его природу и социальное назначение. В своей совокупности они показывают возможности и эффективность системы местного самоуправления, характеризуя социальное предназначение местного самоуправления и процесс его осуществления [15]. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление осуществляет следующие функции:

- обеспечивает участие населения в самостоятельном решении местных вопросов;

- обеспечивает социально-экономическое развитие соответствующей территории;

- управляет муниципальной собственностью;

- обеспечивает потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;

- осуществляет защиту интересов и прав местного самоуправления;

- обеспечивает охрану общественного порядка, реализацию законов, поддержание правопорядка на территории муниципального образования [1].

Охрана общественного порядка - одна из самых важных функций местного самоуправления. Она включает деятельность по обеспечению спокойствия в общественных местах, недопущению и пресечению хулиганства, привлечению к административной ответственности лиц, нарушающих порядок в общественных местах, во время уличных шествий и демонстраций, массовых гуляний, спортивных соревнований и т.п. [6].

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - это самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Органы территориального общественного самоуправления тесно взаимодействуют как с населением, так и с органами местного самоуправления на территории того или иного муниципального образования [19].

Функции ТОС могут быть самыми разнообразными:

- информационные (информирование населения, проведение опросов, сбор предложений и т.п.);

- представительные (согласование от имени населения планов развития, кадровых назначений, землеотводов и др.);

- распорядительные (определение направлений расходования средств, предусмотренных на благоустройство, социально-экономическое развитие территории и т.д.);

- исполнительные (организация непосредственного выполнения работ по благоустройству, досугу подростков, охране общественного порядка, содержанию жилья и т.п.);

- контрольные (контроль деятельности муниципальных служб, торговли и т.д.) [9].

1.2 Основные цели и задачи местного самоуправления и территориального общественного самоуправления

Конституция РФ и соответствующее федеральное законодательство закрепляет за органами местного самоуправление необходимость решения вопросов местного значения, т.е. вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. В зависимости от территориального статуса того или иного муниципального образования (поселение, муниципальный район, городской округ), функции органов местного самоуправления несколько различны [32].

В целом, все вопросы, решаемые органами местного самоуправления, условно можно объединить в следующие блоки:

- экономика и финансы;

- жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство;

- социальная политика;

- безопасность;

- организационное обеспечение.

Основная цель деятельности органов местного самоуправления - улучшение качества жизни населения того или иного муниципального образования. Поэтому и все полномочия, осуществляемые органами местного самоуправления, можно свести к мероприятиям, направленным на улучшение качества жизни населения [9].

Для достижения этой цели органы местного самоуправления:

- организуют территории местного сообщества;

- организуют предприятия муниципальной собственности и согласуют размещение государственных предприятий;

- устанавливают местные налоги, сборы и платежи (земельный налог относится к местным);

- формируют и исполняют местный бюджет;

- организуют выборы должностных лиц и наем муниципальных служащих;

- обеспечивают права и свободы граждан, в том числе на свободу предпринимательства в аграрной сфере [28].

В числе задач местного самоуправления можно выделить демократизацию российского общества, децентрализацию власти, отстаивание интересов населения муниципального образования в сочетании с общегосударственными, защиту прав и свобод человека и гражданина в пределах муниципального образования, а также обеспечение его социально-экономического развития. В.С. Вильямский в своих работах формулирует задачи местного самоуправления слишком обобщённо, а именно развитие экономики, социальное развитие, обеспечение законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан, которые, несомненно, являются задачами государства в целом [10]. А.П. Алексеев более конкретен в данном вопросе, указывая в качестве задач местного самоуправления обеспечение интересов населения муниципального образования, согласование этих интересов с интересами государства и комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования [4].

Целью деятельности ТОС является реализация конституционных прав граждан РФ и их защита по решению местных вопросов на территории общины. Вопросы, затрагивающие интересы всех жителей ТОС, решаются путем непосредственного прямого волеизъявления жителей [26].

Цели ТОС:

- создание условий для комфортного проживания граждан на территории ТОС;

- представление интересов населения, проживающего на территории ТОС;

- осуществление деятельности по благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан проживающих на территории ТОС;

- изучение потребностей жителей, проживающих на соответствующей территории;

- социальное обеспечение жителей ТОС в соответствии с настоящим Уставом;

- оказание содействия правоохранительным органам в охране правопорядка;

- участие в организации и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, а также досуга проживающего населения;

- участие в разработке предложений по развитию соответствующих территорий;

- участие в организации работы с детьми и подростками [7].

Органы территориального общественного самоуправления представляют интересы населения, проживающего на данной территории, обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан. Могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей, как за счет средств граждан, так и за счет средств местного бюджета на основании договоров между ТОС и органами местного самоуправления (администрацией города) [19].

Основными задачами ТОС являются:

- решение всех вопросов местного значения на территории общины в соответствии с Конституцией РФ;

- взаимодействие с муниципальными органами власти;

- социальное обеспечение жителей ТОС в соответствии с данным уставом;

- организация культурно-массовой и спортивно-массовой работы жителей общины;

- защита прав потребителей жителей ТОС [31].

Глава 2. Роль органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления в повышении качества жизни граждан

2.1Сущность и понятие качества жизни населения

Качество жизни является наиболее важной социальной категорией, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратеги людей, удовлетворения их жизненных потребностей [3]. Качество жизни - совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно не оплачиваемых благ [20]. Качество необходимо человеку постоянно.

Человек сам стремится к улучшению качества жизни - получает образование, трудится на работе, стремится к продвижению по карьерной лестнице, прилагает все усилия на то, чтобы добиться признания в обществе.

Основными показателями качества жизни населения являются:

- доходы населения (среднедушевые номинальные и реальные доходы, показатели дифференциации доходов, номинальная и реальная начисленная средняя заработная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, величина прожиточного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, минимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.);

- качество питания (калорийность, состав продуктов);

- комфорт жилища (общая площадь занимаемого жилья на одного жителя);

- качество здравоохранения (число больничных коек на 1000 жителей);

- качество социальных услуг (отдых и сфера услуг);

- качество образования (число вузов и средних специальных учебных заведений, удельная доля студентов в численности населения);

- качество культуры (издание книг, брошюр, журналов);

- качество сферы обслуживания;

- качество окружающей среды, структура досуга;

- демографические тенденции (показатели ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости, смертности);

- безопасность (число зарегистрированных преступлений) [13].

Качество жизни охватывает все сферы общества, поскольку все они заключают в себе жизнь людей и ее качество. Государственная работа по определению и реализации заданного качества жизни ведется через законодательное введение стандартов (индексов) качества жизни, которые обычно включают три блока комплексных индикаторов [8].

2.2 Уровень жизни и основные социально-экономические категории

Уровень жизни (уровень благосостояния) - уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления [13].

В действительности понятие уровня благосостояния не тождественно понятию уровня жизни. Уровень жизни является понятием более широким и характеризуется не только объемом реальных доходов в расчете на душу населения, но и рядом не денежных факторов.

Опросы среди населения могут наглядно доказать, что значительное количество индивидов в оценке собственного уровня жизни учитывает такие факторы как степень здоровья, степень моральной удовлетворенности собственной жизнью и деятельностью и др. [3].

К основным социально-экономическим категориям уровня жизни населения относятся:

- качество населения;

- возможности жизнеобеспечения;

- уровень экономического благосостояния;

- уровень развития социальной сферы;

- уровень обеспечения жизнедеятельности.

Качество населения - это комплекс взаимосвязанных сведений о населении (рождаемость, здоровье, смертность, образование, квалификация, производительность труда, доход на душу населения, этнический состав, миграция и т. д.) [35].

Возможности жизнеобеспечения - это объемы (количества) жизненно важных материальных средств и услуг, которые могут быть предоставлены пострадавшему в ЧС населению системой жизнеобеспечения данного региона (отраслевого звена) в течение всего периода жизнеобеспечения населения по установленным нормам и нормативам для условий ЧС. Экономическое благосостояние - это показатель оценки ВВП на душу населения, скорректированный с учетом продолжительности свободного времени и труда в домохозяйствах, а также расходов на охрану окружающей среды [35].

Социальная сфера - это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление.

К социальной сфере относится сфера услуг (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

Уровень обеспечения жизнедеятельности - это комплекс повседневной деятельности и отдыха, способ существования человека. Жизнедеятельность человека протекает в постоянном контакте со средой обитания, окружающими предметами, людьми [20].

2.3 Показатели уровня жизни и их анализ

Таблица №1 Система показателей для расчета индекса качества жизни

Мини-мальное значениеМакси-мальное значениеЗначение по СПбИндекс оценки достижения СПб социально значимых ориентиров1234561.Качество населения0,681.1.Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет258571,20,771.2.Суммарный коэффициент рождаемости1,1853,3761,4130,1041.3.Зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 1000 человек населения4001213,7860,1 0,5651.4.Умершие в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми4,221,84,7 0,9721.5.Численность лиц в возрасте 18 лет и старше впервые признанных инвалидами, на 10 000 человек населения72,5169,680,3 0,920 1.6.Численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом алкоголизм и алкогольные психозы, на 100 000 человек населения;на конец года10,14957,6613,7 0,8781.7.Численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом наркомания, на 100 000 человек населения;на конец года19,9668220,9 0,690 1.8.Отношение числа браков к числу разводов (на 1000 браков приходится разводов)937535610,2911.9.Число родившихся у женщин, не состоявших в браке, в процентах от общего числа родившихся10,5729,9924,9 0,2621.10.Доля детей, оставшихся без попечения родителей;в процентах8,1755,7322,04 0,7081.11.Число самоубийств, на 100 000 человек населения0,285,8100,8862.Возможности жизнеобеспечения0,722.1.Среднедушевые денежные доходы населения, в месяц, рублей8449,346350,326323,60,482.2.Соотношение среднедушевых денежных доходов с величиной прожиточного минимума, в среднем на душу населения, в процентах1,494,964,080,752.3.Удельный вес расходов на покупку продуктов питания в общем объеме потребительских расходов домашних хозяйств, в процентах22,365,328,60,852.4.Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах от общей численности населения7,836,18,80,962.5.Коэффициент фондов, в разах12,619,716,50,452.6.Коэффициент Джини0,40,500,440,62.7.Уровень безработицы по методологии Международной организации труда;в процентах1,448,81,90,993.Уровень экономического благосостояния0,643.1.Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, всего м 2 ;на конец года1230,423,20,613.2.Число собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения, на конец года;шт.59,1372,2282,20,713.3.Обеспеченность населения благоустроенным жильём, на конец года;м 2 /чел.528140,393.4.Удельный вес числа семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в общем числе семей, на конец года;в процентах2,323,412,60,513.5.Наличие квартирных телефонных аппаратов сети общего пользования, на конец года;на 1000 человек населения;шт.152325325 14.Уровень развития социальной сферы0,724.1.Численность врачей на 10 000 человек населения, человек28,385,385,31,004.2.Численность среднего медицинского персонала на 10 000 человек населения, человек70160,9920,334.3.Охват детей в возрасте 1-6 лет дошкольными образовательными учреждениями, на конец года;в процентах751141000,444.4.Число персональных компьютеров на 100 обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений)17117720,55 4.5.Доля учителей, имеющих высшее образование, в общей численности учителей дневных общеобразовательных учреждений501001001,004.6.Число мест в стационарных учреждения социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей) на 10 000 человек населения02,142,141,004.7.Охват населения занятиями физкультурой и спортом в процентах от общей численности населения0100170,174.8.Число посещений профессиональных театров в среднем на 1000 человек населения285255190,984.9.Число посещений общедоступных библиотек в среднем на 1 000 человек населения0144614461,005.Уровень обеспечения жизнедеятельности0,465.1.Число зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения364278713270,65.2.Доля тяжких и особо тяжких преступлений в общем количестве зарегистрированных преступлений, в процентах0,050,320,3205.3.Число дорожно-транспортных происшествий на 100 000 человек населения0153,3153,305.4.Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии в процентах от числа зарегистрированных преступлений1,75,81,715.5.Умершие в результате внешних причин на 100 000 человек населения30,6372,792,30,825.6.Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, отходящих от стационарных источников в расчете на 1 000 человек населения;тыс. т0,00030,52290,27750,475.7.Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, в расчете на 1 000 человек населения;тыс.м 3 0,00150,42590,27760,35

2.4 Влияние органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления на повышение качества жизни населения

Организационная деятельность местного самоуправления имеет свои собственные формы, закрепленные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно названному Закону местное самоуправление представляет собой самостоятельное решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Другими словами, Закон предполагает сочетание форм непосредственной и представительной демократии при решении вопросов местного значения [2].

Организация структур ТОС решает многие вопросы, как то: безопасность жильцов, чистота и порядок во дворе и подъездах, организация детских площадок и автомобильных парковок, сведение к минимуму бытовых неисправностей жилищно-коммунального хозяйства. Все это позволяет контролировать жилищно-коммунальные службы, начиная от вывоза мусора вплоть до финансового контроля над расходованием средств, выплачиваемых жильцами. С одной стороны, ТОС выступает как посредник между населением и органами местной власти, во-вторых, как общественное объединение, в-третьих, как наделенный определенной властью орган [13].

Органы ТОС и МСУ в повышении качества жизни граждан:

- участвуют в создании условий для досуга граждан, проживающих на данной территории;

- оказывают помощь и поддержку одиноким людям, малообеспеченным и неблагополучным семьям;

- участвуют в охране общественного порядка;

- защищают законные интересы граждан, проживающих на данной территории;

- рассматривают в пределах своих полномочий заявления, предложения граждан;

- установление правовых гарантий гражданам для участия в МСУ [17].

Органами ТОС и МСУ решаются задачи по улучшению качества жизни населения. Принять участие в работе ТОС на благо своего дома, двора, улицы, проявить творческий подход может любой житель.

В круг забот ТОС входит и совместная работа с органами полиции по профилактике правонарушений. Активисты ТОС оказывают содействие сотрудникам полиции в вопросах обеспечения общественного порядка, проведения воспитательной работы с молодёжью, лицами, состоящими на учёте в органах полиции.

Большое внимание советы ТОС уделяют работе с разными категориями жителей, нуждающихся в помощи. Пожилым людям уделяется особая забота, оказывается адресная помощь. Органы ТОС так же занимаются оказанием помощи неимущим семьям, решают вопросы неблагополучных семей [31].

На сегодняшний день объединения ТОС выступают важнейшим инструментом муниципальной демократии, позволяющим учитывать мнение и предложения жителей в процессе разработки и принятия решений по ключевым вопросам развития локальной территории, иметь «живой»канал обратной связи с людьми, для которых и во благо которых призвана функционировать вся система публичной власти. ТОС являются значимым помощником органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку главная цель функционирования территориального общественного самоуправления заключается в создании наиболее благоприятных условий для жизни населения на определенной территории [9].

Перечисление направлений деятельности органов ТОС дает нам представление о широте сферы их деятельности. Это - благоустройство территории, помощь пожилым людям, организация досуга и занятости детей и подростков, проведение дворовых праздников и спортивных соревнований, содействие в проведении паспортизации, охране и поддержании правопорядка, строительство игровых и спортивных площадок, защита прав и интересов жителей и многие другие [26].

Глава 3. Практические рекомендации по повышению качества и уровня жизни в Санкт-Петербурге

3.1 Проблемы и перспективы повышения качества жизни населения в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург - второй по величине российский город- «Северная Венеция», «Блистательный Санкт-Петербург», единственный европейский город, центр которого целиком занесен в список сокровищ ЮНЕСКО. В Санкт-Петербурге существуют различные проблемы повышения качества жизни.

Экология. Выбросы в атмосферу Санкт-Петербурга в 2009 году составили 625,3 тысяч тонн. Плотность выброса на душу населения составляет 135,9 кг в год, на единицу площади 434,5 т на км ². 91,9 % всех выбросов даёт транспорт. Санкт-Петербург занимает пятое место среди самых шумных мегаполисов мира, средний показатель шума в городе выше нормы и составляет 60 децибелов. Зоны, где уровень звука превышает норму на 10-15 децибелов, расположены рядом с главными городскими проспектами - Московским, Стачек, Лиговским, Невским, кольцевой автодорогой, железной дорогой, включают также микрорайоны рядом с пром. зонами и часть юго-запада, которая примыкает к аэропорту Пулково.

Экологическое состояние реки Невы, Невской губы и Финского залива является неудовлетворительным. В пределах Санкт-Петербурга Нева загрязнена промышленными стоками, в реку сливают отходы сотни промышленных предприятий. В реку ежегодно попадает более 80 тысяч тонн загрязняющих веществ. Вандализм. Все больше и больше остановочных павильонов в Петербурге страдает от вандалов. В 2010 году за счет бюджета было заменено 1329 разбитых павильонных стекол (более 6,5 миллиона рублей), в 2011 году - 3681 (без малого 15 миллионов рублей), к ноябрю 2012 года - уже 6415 стекол (более 25 миллионов рублей).

Так же к актам вандализма в Петербурге относятся: осквернение могил, порча уличных объектов, граффити, в той части, которая имеет аморальное, антиобщественное, расистское, фашистское и т. п. содержание, сожжение книг, порча памятников культуры, порча картин.

Алкоголизм и наркомания. Алкоголизм и наркомания сегодня считаются величайшими бедствиями человечества. В Санкт-Петербурге полиция все чаще раскрывает преступные группы наркодельцов, торгующих смертельным зельем в учебных заведениях. Среди подростков и молодежи доля потребляющих наркотические средства в мегаполисах в 2 раза выше, чем в сельской местности.

Преступность. В 2011 году уровень преступности в Санкт-Петербурге составил 1218 зарегистрированных преступлений на 100 тысяч жителей. Раскрываемость преступлений составила 53,2 % и её доля в последние годы снижается. Наблюдался рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (на 29,3 %). Удельный вес преступлений экономической направленности в общей численности зарегистрированных преступлений составил 6,9. В структуре административных правонарушений: 71 % - нарушения в сфере благоустройства;17 % - нарушение правил торговли;12 % - нарушение закона о тишине [34].

Санкт-Петербург достиг значительных успехов в сфере государственного планирования. В городе принят целый ряд документов, касающихся повышения качества жизни населения. В Санкт-Петербурге были разработаны различные программы для повышения качества жизни граждан. Эти программы полностью отражают прогнозы повышения качества жизни населения в Санкт-Петербурге.

Программа «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге»на 2011-2013 годы, принятой Правительством Санкт-Петербурга 15 февраля 2011 года. Программа предусматривает 8 разделов, направленных на решение проблем как граждан пожилого возраста, утративших способность к самообслуживанию, так и граждан пожилого возраста, сохранивших способность к самообслуживанию, но нуждающихся в создании условий поддержания их активности. Исполнителями мероприятий Программы выступают 14 отраслевых комитетов и 18 районных администраций, при участии учреждений здравоохранения, социального обслуживания, учебных, научных, некоммерческих организаций, бизнес сообщества.

Программа «Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге»на 2011-2013 годы.

Цель программы - укрепление института семьи, повышение качества жизни детей и семей с детьми. В ходе реализации программы будут усовершенствованы системы социальной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;охраны здоровья матери и ребенка, снижение материнской и детской заболеваемости и смертности.

Программой предусмотрено повышение качества жизни детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

В программу также включены мероприятия, направленные на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;на укрепление института семьи, возрождение и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений;на повышение качества трудовой жизни работников с несовершеннолетними детьми;на развитие дошкольного образования, повышение доступности и качества услуг образовательных, спортивных и молодежных организаций [34].

Программа в Санкт-Петербурге «План мероприятий, направленных на повышение доступности культурных услуг для лиц с ограниченными физическими возможностями, на 2010-2013 годы». Программа создана в целях организации деятельности, направленной на обеспечение доступности культурных услуг для лиц с ограниченными физическими возможностями, по совершенствованию материально-технической базы государственных учреждений культуры, созданию условий для организации досуга лиц с ограниченными физическими возможностями.

Программа «Жилище»на 2011-2015 годы. Средства социальной выплаты можно использовать на:

- приобретение жилого помещения (жилого дома, квартиры, комнаты в коммунальной квартире, приобретаемой в дополнение к занимаемым жилым помещениям (комнатам) в данной квартире, если в результате квартира становится отдельной);

- на долевое участие в строительстве жилого помещения (жилого дома, квартиры);

- на оплату паевого взноса члена жилищно-строительного или жилищного накопительного кооператива в целях получения в собственность жилого помещения после завершения его строительства;

- на погашение основного долга по кредиту, в том числе ипотечному, предоставленному для приобретения или строительства жилого помещения [34].

3.2 Рекомендации по решению социальных проблем повышения качества и уровня жизни в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург является культурным центром мирового значения, часто его называют «Культурной столицей».

Но в городе существует ряд социальных проблем, таких как: преступность, экстремизм, наркомания, терроризм, алкоголизм, социальное неравенство. Эти социальные проблемы сильно понижают качество и уровень жизни петербуржцев.

Данная часть курсовой работы посвящена предложениям и рекомендациям по решению социальных проблем повышения качества и уровня жизни граждан в Санкт-Петербурге.

Таблица №2 Социальные проблемы повышения качества и уровня жизни в Санкт-Петербурге и их способы их решения

ПроблемаРешение1. Высокая численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом алкоголизм и алкогольные психозы.1.Введение социальной рекламы против употребления алкогольных напитков;профилактические лекции в школах, высших учебных заведениях о вреде алкоголя;осуществлять контрольные закупки совместно с налоговой инспекцией на предмет продажи алкогольной продукции несовершеннолетним.2. Высокая численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом наркомания.2. Проверка развлекательных заведений, где могут распространяться наркотические вещества;введение жесткого пресечения распространения наркотических средств;контролировать неблагополучные семьи, находящиеся в группе риска.3.Высокая доля детей, оставшихся без попечения родителей.3.Своевременное выявление и поддержки семей, находящихся на ранней стадии семейного неблагополучия;гуманитарная помощь;обеспечение бесплатного питания на базе школ, детских садов;обеспечение курортно-санаторным лечением.4. Высокий удельный вес числа семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.4.Своевременная постановка на очередь семей, нуждающихся в жилых помещениях;предоставление временного социального жилья.5.Недостаточное количество персональных компьютеров для обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений.5.Выделение денежных средств для приобретения персональных компьютеров и другой техники;сотрудничество со спонсирующими организациями.6.Низкий показатель граждан, занимающихся физкультурой и спортом.6.Постройка новых спортивных и игровых площадок во дворах;своевременный ремонт спортивных и игровых площадок во дворах;пропаганда здорового образа жизни и спорта на предприятиях.7.Высокая доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.7. Оформление компенсаций на оплату коммунальных услуг;выплаты единовременных пособий. 8. Высокая доля разводов среди населения.8. Повышение значения института семьи;проведение семейных психологических семинаров, лекций.9.Низкая численность среднего медицинского персонала.9.Повышение заработной платы медицинским работникам;льготы для медицинских работников;предоставление социального жилья медицинским работникам.10.Высокое число зарегистрированных преступлений.10.Увелечение системы штрафов за административные правонарушения;патрулирование силами оперативно-поисковых подразделений и добровольцами мест концентрации преступного элемента;обращения к населению о помощи в установлении личности преступников.11. Высокая доля тяжких и особо тяжких преступлений.11.Увеличение сроков лишения свободы.12. Высокое число дорожно-транспортных происшествий.12. Усиление контроля технического состояния автомобиля или другого транспорта;введение системы штрафов для нарушителей-пешеходов;более жёсткий контроль при получении водительских прав.13.Высокий сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты.13. Контроль за своевременным сбросом загрязненных сточных вод в специально отведённые для этого места;введение системы штрафов для нарушителей экологической обстановки.

Заключение

В данной курсовой работе было проведено исследование в рамках дисциплины «Территориальное общественное самоуправление»роли органов местного и территориального общественного самоуправления в повышении качества жизни граждан. В ходе исследования было выявлено влияние органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления на повышение качества жизни населения, а так же даны практические рекомендации по повышению качества жизни граждан в Санкт-Петербурге, пути решения социальных проблем, влияющих на качество и уровень жизни.

Вся сложность вопроса о повышении качества жизни населения требует серьёзной и кропотливой работы. Органы местного и территориального общественного самоуправления должны прилагать большие усилия для достижения поставленных задач по повышению качества жизни граждан. Органы местного самоуправления объективно заинтересованы в развитии территориального общественного самоуправления на своей территории, поскольку это позволяет успешнее решать многие вопросы жизни населения.

Для успешных результатов по повышению качества жизни граждан органы местного и территориального общественного самоуправления должны выполнять условия:

- добросовестно выполнять свои обязанности;

- активно участвовать в создании условий для досуга граждан, проживающих на данной территории;

- оказывать помощь и поддержку одиноким людям, малообеспеченным и неблагополучным семьям;

- участвовать в охране общественного порядка;

- защищать законные интересы граждан, проживающих на данной территории;

- рассматривать в пределах своих полномочий заявления, предложения граждан;

Качество жизни населения - это степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека. Эти критерии свойственны каждому человеку, это касается каждого из нас. Именно поэтому данный вопрос очень важен и актуален. Органы местного и территориального общественного самоуправления являются важным и главнейшим инструментом для повышения качества нашей жизни, они занимаются решением различных социально-экономических проблем, понижающих наше качество жизни.

Проведённый в данной курсовой работе анализ показателей качества жизни в Санкт-Петербурге показал, что сегодня существует ряд проблем, который сильно понижает уровень жизни. К этим проблемам относятся: большое количество людей, страдающих от наркомании и алкоголизма, большое количество разводов, сложная ситуация с прожиточным минимумом, недостаточное количество спортивных и игровых площадок, высокая доля тяжких и особо тяжких преступлений, высокое число дорожно-транспортных происшествий, высокий сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты.

Данная курсовая работа позволяет нам более точно понять сущность и деятельность органов местного и территориального общественного самоуправления и их деятельность по улучшению качества и уровня жизни граждан. Проведённые исследования показывают, как важна работа данных органов для улучшения жизни населения. В данной курсовой работе предоставлена полная теоретическая база о работе органов местного и территориального общественного самоуправления и даны некоторые практические советы, рекомендации по улучшению качества и уровня жизни граждан в Санкт-Петербурге.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации. - М. Юридическая литература, 1993.

. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

. Андросова Г.А. Уровень жизни населения: сущность, показатели, динамика: Учебное пособие. - СПб. ТЭИ, 2006.

. Алексеев А.П. Муниципальное право- Волгоград, 2006

. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: учебное пособие для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению/- М. КноРус, 2010.

. Братановский, С.Н. Основы местного самоуправления: Курс лекций- М. ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

. Бондарь, Н. С. Местное самоуправление и конституционное правосудие. - М. НОРМА, 2009.

. Васильев. В.П. Качество и уровень жизни населения Российской Федерации / В.П. Васильев. - М. ЭКОС, 2007.

. Валеева, Е. О. Территориальное общественное самоуправление: рекомендовано методсоветом ВУЗа;иИзд-во СПбАУЭ, 2007.

. Вильямский В.С. Основы организации деятельности социальных систем- Ростов-на-Дону, 2006

. Глазунова, Н. И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов/ - М. Велби, 2008.

. Глухов, В. В. Менеджмент: рекомендовано Мин.образования: Учебник для вузов/ СПб.;Питер, 2007.

. Злобина, Г.Ю. Качество жизни: структурные составляющие и перспективные направления развития / Г.Ю. Злобина. - М. Социум, 2007.

. Зубаревич, Н. В. Социальное развитие регионов России. Проблемы и тенденции переходного периода: научное издание/ - М. Либроком, 2009.

. Кабашов С. Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации - М. Наука, 2009.

. Киселева А.М. Территориальное общественное самоуправление как форма самоорганизации местного сообщества-СПб. Инфо-да, 2007.

. Кобилев, А. Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве: учебное пособие для вузов- Ростов н/Д: Феникс, 2007.

. Кутафин, О. Е. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов: рекомендовано Мин.образования- М. Проспект, 2010.

. Максимов В.П. Организация территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании / -Челябинск: Юж. - Урал. кн. изд-во, 2007.

. Мироедов, А.А. Качество жизни в статистических показателях социально-экономического развития /- М. Вопросы статистики, 2008.

. Морозова Л.Д. Правовой статус и основные тенденции развития территориального общественного самоуправления в Российской Федерации/ -Кострома: Изд-во КГТУ, 2007.

. Наумов, С. Ю. Основы организации муниципального управления: учебное пособие для профессионального образования- М. Форум, 2011.

. Окрепилов В.В.Управление качеством жизни СПб. Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2006.

. Окрепилов, В. В. Эволюция качества: монография/ - СПб. Наука, 2008.

. Ратькова Ю.В. Территориальное общественное самоуправление в современной России: социологический анализ. -М. 2007.

.Сергеев П. В. Местное самоуправление в условиях трансформации общественных отношений: аспекты институциональной теории /. 2008.

. Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в России: основы и пределы (конституционно-правовые аспекты) -М. 2008.

. Шиповская, Л. П. Человек и его потребности: учебное пособие для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению- М. Альфа-М, 2009.

Источник: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=651546

Программа «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге».

Программа направлена на улучшение качества жизни пожилых петербуржцев. В прошлом году на ее исполнение город истратил более четырех миллиардов рублей.

В Северной столице около четверти населения — это пожилые люди (1,2 млн из 4,8 млн жителей), и наш город продолжает и дальше стареть. Десять лет назад средняя продолжительность жизни женщин составляла 73,1 года, мужчин — 60,9 года, сегодня эти показатели выглядят существенно лучше, приближаясь к европейским — 76,1 и 66,2 года соответственно.

Растет и средний размер пенсии: на 1 января он составлял 9673,7 руб. а на апрель — 10,6 тыс. А если брать с доплатами из городского бюджета, то 12 тыс. руб.

По мнению Председателя Комитета по социальной политике А.Н.Ржаненкова, социальное обслуживание пожилых людей улучшается с каждым годом. Сегодня к их услугам — 34 учреждения, в том числе 14 стационарных, где можно получить широкий спектр услуг — начиная от лечебной гимнастики и бесед с психотерапевтом до обучения компьютерным технологиям, рукоделию, кулинарии.

В прошлом году в 20 центрах комплексного обслуживания, расположенных во всех районах города, побывали более полумиллиона горожан, почти все — 92% — удовлетворены уровнем и качеством обслуживания. В стационарах, в числе которых восемь психоневрологических интернатов, шесть домов ветеранов войны и общего профиля, проживают семь с половиной тысяч петербуржцев. Запущенная в 2005 году программа строительства социальных домов для одиноких граждан реализуется, и сегодня в 18 специальных домах, расположенных в 13 районах города, проживает более тысячи человек. В этом году планируется открыть еще три таких объекта в Калининском, Невском и Петродворцовом районах.

Особый раздел программы посвящен трудоустройству пожилых горожан. В Петербурге работает более полумиллиона пенсионеров, тем не менее проблема трудоустройства людей старшего возраста существует, именно поэтому она выделена в специальный раздел программы. Так, в прошлом году было трудоустроено почти три тысячи человек пенсионного возраста.

В настоящее время велика потребность в социальном такси, и выделенных средств уже не хватает, поэтому, скорее всего, придется ограничивать в его использовании тех, кто слишком часто им пользуется.

В будущем Комитетом по социальной политике планируется развивать службу сиделок и совершенствовать предоставление услуги социального такси, а также расширить работу по трудоустройству людей предпенсионного возраста и пенсионеров.

Источник: http://palin-ay.ru/component/content/article/2-glavnaya/106-programma-lpovyshenie-kachestva-zhizni-grazhdan-pozhilogo-vozrasta-v-sankt-peterburger

Категория: Живем качественно | Добавил: vladhrom (10.05.2016)
Просмотров: 657 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar