Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Статьи » Живем качественно

Показатели уровня и качества жизни

Показатели уровня жизни населения отражают общее благосостояние населения и характеризуются системой количественно-качественных показателей.

Основным индикатором качества жизни, принятым на международном уровне, следует считать индекс развития человеческого потенциала. В нем учитываются не только потребляемые материальные блага, но также возможность для интеллектуального, духовного и физического развития личности, которые обеспечиваются развитой структурой образования и здравоохранения. Величины индекса развития человеческого потенциала рассчитываются как среднеарифметические. В состав индекса развития человеческого потенциала входят три показателя :

1) показатель ожидаемой продолжительности жизни;

2) показатель уровня образования;

3) показатель реального душевого внутреннего валового продукта.

Каждый из вышеупомянутых показателей рассчитывается по определенной формуле, общий вид которой представляет собой отношение разницы фактического значения показателя и его минимального значения к разнице максимального значения показателя и его минимального значения. Индекс можно представить в виде следующей формулы:

I = (Dф – Dmin)/(Dmax – Dmin),

где I. индекс показателя;

Dф. фактическое значение показателя;

Dmin. минимальное значение показателя;

Dmax. максимальное значение показателя.

На основании этого можно вывести формулы расчета по каждому показателю в отдельности.

Показатель ожидаемой продолжительности жизни вычисляется по формуле:

Iп.ж. = (Dф – Dmin)/(Dmax – Dmin),

где Iп. ж. индекс показателя уровня жизни;

где Iп. ж. индекс показателя уровня жизни;

Dmin. минимальная продолжительность уровня жизни;

Dmax. максимальная продолжительность уровня жизни.

Показатель уровня образования. Индекс уровня образования рассчитывается как средняя величина двух индексов. Один индекс характеризует уровень грамотности (его вес 2/3), другой. долю обучаемых в общей численности населения в возрасте до 24 лет (его вес составляет 1/3).

Расчет индекса уровня грамотности (доли обучаемых) рассчитывается по формуле:

Iгр(об)=(Dф – Dmin)/(Dmax – Dmin),

где Iгр(об). индекс показателя уровня грамотности (доли обучаемых);

Dф. уровень грамотности (доля обучаемых) в процентах;

Dmin. минимальный уровень грамотности (доли обучаемых) в процентах (равен 0);

Dmax. максимальный уровень грамотности (доли обучаемых) в процентах (равен 100).

После определения индекса уровня грамотности и индекса доли обучаемых находим индекс уровня образования по формуле :

обр = Iгр. 2/3 + Iоб. 1/3,

где Iобр. индекс уровня образования;

Iгр. индекс уровня грамотности;

Iоб. индекс доли обучаемых.

Показатель реального душевого внутреннего валового продукта. В настоящее время дискуссионной является методика расчета индекса, определяющего среднедушевой внутренний валовой продукт. Необходимо достаточно точно провести корректировку номинальной величины среднедушевого внутреннего валового продукта по паритету покупательской способности для каждой страны в отдельности.

Далее индекс душевого внутреннего валового продукта раcсчитывается по формуле:

Iд= (Dф – Dmin) / (Dmax – Dmin),

где Iд. индекс показателя душевого внутреннего валового продукта;

Dф. уровень душевого внутреннего валового продукта;

Dmin. минимальный уровень величины внутреннего валового продукта;

Dmax. максимальный уровень величины внутреннего валового продукта.

После этого, зная все три индекса, можно определить индекс развития человеческого потенциала по формуле:

Iр.ч.п. = (Iп.ж. + Iобр + Iд,) / 3.

Помимо указанных выше показателей, для оценки уровня и качества жизни можно применять такие данные, как:

1) объем реальных доходов на душу населения;

2) уровень инфляции;

3) уровень и структура потребления продовольственных (непродовольственных) товаров и услуг (размеры потребительской корзины);

4) тарифы квартирной платы, коммунальных и транспортных услуг;

5) средняя продолжительность жизни;

6) продолжительность рабочей недели и рабочего дня;

7) жилищно-бытовые условия;

8) качество медицинского обслуживания;

9) уровень образования;

10) размер предоставляемых льгот и др.

Источник: http://www.tinlib.ru/delovaja_literatura/sociologija_truda/p18.php

I. Удовлетворение основных физических потребностей

1. Здоровье:

1.1. Общая смертность на 1 или 100 тыс. населения

1.2. Число детей, умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся

1.3. Ожидаемая продолжительность жизни

1.4. Заболеваемость с утратой трудоспособности

Другие

2. Питание:

2.1. Потребление основных продуктов питания

6.2. Объем издаваемых книг и брошюр

7. Условия труда:

7.1. Потери рабочего времени в промышленности (в среднем на одного рабочего, дней)

7.2. Изменение условий труда работников

7.3. Травматизм на производстве (число пострадавших при несчастных случаях с утратой трудоспособности на один рабочий день и более, и со смертельным исходом на 1000 работающих)

9. Социальное обеспечение:

9.1. Соотношение средних и минимальных размеров пенсий и оплаты труда

9.2. Соотношение средних размеров пособий на детей и их прожиточного минимума

Другие

11. Доходы и расходы:

11.1. Денежные доходы населения, в т.ч. по видам

11.2. Денежные расходы населения, в т.ч. по видам

11.3. Среднемесячная зарплата работающих в экономике, в т.ч. по отраслям, регионам и профессиям

11.4. Прирост сбережений населения во вкладах

Другие

Показатели уровня жизни можно сгруппировать по ряду признаков.

1. В зависимости от иерархического уровня:

– макропоказатели: среднедушевое производство ВВП, ВНП или ЧНП;номинальные и реальные доходы населения;демографические показатели;продолжительность рабочей недели;свободное время;уровень инфляции и др.;

– микропоказатели, характеризующие удовлетворение основных потребностей на уровне индивида или семьи.

2. В зависимости от характера отражения сущности категории «уровень жизни»:

– прямые, характеризующие уровень жизни непосредственно, прямо, например, уровень потребления основных продуктов питания и т.п.;

– косвенные, отражающие уровень жизни опосредованно, косвенно, например, демографические показатели.

3. В зависимости от характера расчета:

– уровневые (абсолютные значения);

– структурные (составляющие уровневых показателей);

– динамические (относительные, характеризующие изменение уровневых показателей).

4. В зависимости от группы потребностей, удовлетворение которых характеризует тот или иной показатель. Можно выделить три основные группы потребностей:

- физические потребности;

- духовные (интеллектуальные) потребности;

- социальные потребности.

Изменение уровня жизни населения оценивается на основе расчета индекса стоимости жизни, которые в настоящее время исчисляются по набору товаров и услуг для различных социально-демографических групп населения и по минимальному набору по формуле:

где P0. P1 – цена покупки базисного и отчетного периода;

Q0 - набор товаров и услуг базисного периода. (доп. P0 *Q0 – «потребительская корзина»).

Источник: http://e-educ.ru/et33.html

Категория: Живем качественно | Добавил: vladhrom (10.05.2016)
Просмотров: 247 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar