Главная » Статьи » Живем качественно |
Показатели уровня жизни населения отражают общее благосостояние населения и характеризуются системой количественно-качественных показателей. Основным индикатором качества жизни, принятым на международном уровне, следует считать индекс развития человеческого потенциала. В нем учитываются не только потребляемые материальные блага, но также возможность для интеллектуального, духовного и физического развития личности, которые обеспечиваются развитой структурой образования и здравоохранения. Величины индекса развития человеческого потенциала рассчитываются как среднеарифметические. В состав индекса развития человеческого потенциала входят три показателя : 1) показатель ожидаемой продолжительности жизни; 2) показатель уровня образования; 3) показатель реального душевого внутреннего валового продукта. Каждый из вышеупомянутых показателей рассчитывается по определенной формуле, общий вид которой представляет собой отношение разницы фактического значения показателя и его минимального значения к разнице максимального значения показателя и его минимального значения. Индекс можно представить в виде следующей формулы: I = (Dф – Dmin)/(Dmax – Dmin), где I. индекс показателя; Dф. фактическое значение показателя; Dmin. минимальное значение показателя; Dmax. максимальное значение показателя. На основании этого можно вывести формулы расчета по каждому показателю в отдельности. Показатель ожидаемой продолжительности жизни вычисляется по формуле: Iп.ж. = (Dф – Dmin)/(Dmax – Dmin), где Iп. ж. индекс показателя уровня жизни; где Iп. ж. индекс показателя уровня жизни; Dmin. минимальная продолжительность уровня жизни; Dmax. максимальная продолжительность уровня жизни. Показатель уровня образования. Индекс уровня образования рассчитывается как средняя величина двух индексов. Один индекс характеризует уровень грамотности (его вес 2/3), другой. долю обучаемых в общей численности населения в возрасте до 24 лет (его вес составляет 1/3). Расчет индекса уровня грамотности (доли обучаемых) рассчитывается по формуле: Iгр(об)=(Dф – Dmin)/(Dmax – Dmin), где Iгр(об). индекс показателя уровня грамотности (доли обучаемых); Dф. уровень грамотности (доля обучаемых) в процентах; Dmin. минимальный уровень грамотности (доли обучаемых) в процентах (равен 0); Dmax. максимальный уровень грамотности (доли обучаемых) в процентах (равен 100). После определения индекса уровня грамотности и индекса доли обучаемых находим индекс уровня образования по формуле : обр = Iгр. 2/3 + Iоб. 1/3, где Iобр. индекс уровня образования; Iгр. индекс уровня грамотности; Iоб. индекс доли обучаемых. Показатель реального душевого внутреннего валового продукта. В настоящее время дискуссионной является методика расчета индекса, определяющего среднедушевой внутренний валовой продукт. Необходимо достаточно точно провести корректировку номинальной величины среднедушевого внутреннего валового продукта по паритету покупательской способности для каждой страны в отдельности. Далее индекс душевого внутреннего валового продукта раcсчитывается по формуле: Iд= (Dф – Dmin) / (Dmax – Dmin), где Iд. индекс показателя душевого внутреннего валового продукта; Dф. уровень душевого внутреннего валового продукта; Dmin. минимальный уровень величины внутреннего валового продукта; Dmax. максимальный уровень величины внутреннего валового продукта. После этого, зная все три индекса, можно определить индекс развития человеческого потенциала по формуле: Iр.ч.п. = (Iп.ж. + Iобр + Iд,) / 3. Помимо указанных выше показателей, для оценки уровня и качества жизни можно применять такие данные, как: 1) объем реальных доходов на душу населения; 2) уровень инфляции; 3) уровень и структура потребления продовольственных (непродовольственных) товаров и услуг (размеры потребительской корзины); 4) тарифы квартирной платы, коммунальных и транспортных услуг; 5) средняя продолжительность жизни; 6) продолжительность рабочей недели и рабочего дня; 7) жилищно-бытовые условия; 8) качество медицинского обслуживания; 9) уровень образования; 10) размер предоставляемых льгот и др. Источник: http://www.tinlib.ru/delovaja_literatura/sociologija_truda/p18.php I. Удовлетворение основных физических потребностей 1. Здоровье: 1.1. Общая смертность на 1 или 100 тыс. населения 1.2. Число детей, умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся 1.3. Ожидаемая продолжительность жизни 1.4. Заболеваемость с утратой трудоспособности Другие 2. Питание: 2.1. Потребление основных продуктов питания 6.2. Объем издаваемых книг и брошюр 7. Условия труда: 7.1. Потери рабочего времени в промышленности (в среднем на одного рабочего, дней) 7.2. Изменение условий труда работников 7.3. Травматизм на производстве (число пострадавших при несчастных случаях с утратой трудоспособности на один рабочий день и более, и со смертельным исходом на 1000 работающих) 9. Социальное обеспечение: 9.1. Соотношение средних и минимальных размеров пенсий и оплаты труда 9.2. Соотношение средних размеров пособий на детей и их прожиточного минимума Другие 11. Доходы и расходы: 11.1. Денежные доходы населения, в т.ч. по видам 11.2. Денежные расходы населения, в т.ч. по видам 11.3. Среднемесячная зарплата работающих в экономике, в т.ч. по отраслям, регионам и профессиям 11.4. Прирост сбережений населения во вкладах Другие Показатели уровня жизни можно сгруппировать по ряду признаков. 1. В зависимости от иерархического уровня: – макропоказатели: среднедушевое производство ВВП, ВНП или ЧНП;номинальные и реальные доходы населения;демографические показатели;продолжительность рабочей недели;свободное время;уровень инфляции и др.; – микропоказатели, характеризующие удовлетворение основных потребностей на уровне индивида или семьи. 2. В зависимости от характера отражения сущности категории «уровень жизни»: – прямые, характеризующие уровень жизни непосредственно, прямо, например, уровень потребления основных продуктов питания и т.п.; – косвенные, отражающие уровень жизни опосредованно, косвенно, например, демографические показатели. 3. В зависимости от характера расчета: – уровневые (абсолютные значения); – структурные (составляющие уровневых показателей); – динамические (относительные, характеризующие изменение уровневых показателей). 4. В зависимости от группы потребностей, удовлетворение которых характеризует тот или иной показатель. Можно выделить три основные группы потребностей: - физические потребности; - духовные (интеллектуальные) потребности; - социальные потребности. Изменение уровня жизни населения оценивается на основе расчета индекса стоимости жизни, которые в настоящее время исчисляются по набору товаров и услуг для различных социально-демографических групп населения и по минимальному набору по формуле: где P0. P1 – цена покупки базисного и отчетного периода; Q0 - набор товаров и услуг базисного периода. (доп. P0 *Q0 – «потребительская корзина»). Источник: http://e-educ.ru/et33.html | |
Просмотров: 247 | |
Всего комментариев: 0 | |