Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Статьи » Живем качественно

Качество жизни студентов

Колокольцев М. М.

Национальный Исследовательский Иркутский

государственный технический университет,

Иркутск, Россия

К настоящему времени отсутствует единый подход к содержанию понятия качество жизни, несмотря на то, что еще в 1949 году появились первые публикации по данной проблеме [7]. Качество жизни рассматривается и как общесоциологическое, и как социально-экономическое и как сугубо экономическое понятие. По мнению М. Г. Романцова [11], качество жизни представляет собой многомерную, сложную структуру, включающую восприятие индивидом своего физического и психического состояния, уровня независимости, взаимоотношений с людьми и личных убеждений. Исследование качества жизни, связанное со здоровьем, является новой современной методологией здоровьесбережения, позволяющей оценить результаты формирования качества жизни человека в социальной среде, в том числе в образовательной деятельности [6, 11].

Эксперты ВОЗ определяют качество жизни как «способ жизни в результате комбинированного воздействия факторов, влияющих на здоровье, счастье, включая индивидуальное благополучие в окружающей среде, удовлетворительную работу, образование, социальный успех, а также свободу, возможность свободных действий, справедливость и отсутствие какого-либо угнетения».

Качество жизни – это, прежде всего, оценка самим человеком степени удовлетворенности различными аспектами своей жизни, ощущаемого качества жизни, субъективные ощущения индивида, формирующиеся на основе конкретных условий жизни, эмоционального состояния и т.д. [2, 4].

Как отмечают А. А. Новик и Т. И. Ионова [9], исследовать качество жизни, связанное со здоровьем, можно с помощью разнообразных и надежных методик. Наиболее приемлемый из них является опросник SF-36v.2 (Short Form Health Survey), который позволяет обследовать лиц от 14 лет и старше и оценить ответы респондентов, а также провести сравнительный анализ. Изучение качества жизни с помощью опросника SF-36 является общепринятым в международной практике и выступает высокоинформативным, чувствительным и экономичным методом оценки состояния здоровья как населения в целом, так и отдельных социальных групп. Метод позволяет дать количественную оценку характеристик жизнедеятельности человека – его физического, психологического и социального функционирования [12].

Согласно результатам мониторинговых наблюдений, уровень заболе-ваемости студентов вузов за последнее время значительно вырос [3, 8], что связано с напряженным режимом учебной деятельности, чрезмерными умственными нагрузками, сниженной двигательной активностью, нарушением режима отдыха, питания и сна [5,10], что в конечном итоге, отрицательно влияет на качества жизни значительной части студентов.

В последние годы в некоторых регионах России достаточно широко стали проводиться исследования состояния качества жизни среди молодежи с использованием опросника SF-36 [2, 4, 5, 7, 11, 12]. Вместе с тем подобные исследования студентов в регионе Прибайкалья отсутствовали.

Цель исследования – изучить качество жизни студентов разных курсов обучения в техническом университете г. Иркутска.

Работа проводилась в ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет» (НИ ИрГТУ). Всего в исследовании приняли участие 97 девушек и юношей, в том числе 38 студентов младших курсов (1-2) и 59 студентов старших курсов. Возраст участников опроса колебался от 18 до 24 лет (средний возраст участников исследования составил 18,7 лет.

Анкетирование проводилось с помощью стандартного опросника качества жизни (русскоязычная версия), связанного со здоровьем, SF-36v.2 в апреле-мае 2012 года. Содержащиеся в опроснике 36 пунктов сгруппированы в 8 групп, по которым оценивается возможность человека выполнять свою профессиональную работу и повседневную физическую нагрузку, субъективная оценка настроения и общего состояния здоровья, эмоциональная способность общаться с другими людьми и др. Оценка показателей варьирует от 0 до 100 баллов – более высокие значения являются критерием более высокого уровня качества жизни, свидетельствуют о преобладании позитивных утверждений, благоприятной оценке своего здоровья [13].

Параметры физического здоровья включали в себя показатели:

1) физическая активность (PF);

2) ролевое физическое функционирование (RP);

3) интенсивность боли (BP);

4) общее состояние здоровья (GH).

Параметры психологического здоровья включали в себя показатели:

1) жизнеспособность (VT);

2) социальная активность (SF);

3) ролевое эмоциональное функционирование (RE);

4) психический компонент здоровья (MH).

Рассчитывались показатели: объем выборки (n), среднее значение (М), минимум, максимум, стандартное отклонение (σ), стандартная ошибка. Досто-верность различий определялось по непараметрическому U-критерию Манна-Уитни и по параметрическому t-критерию Стьюдента. Различия считались достоверными при уровне значимости Р<0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные данные свидетельствуют об отличиях в значениях показателей качества жизни в наблюдаемых группах исследования. Согласно принятой методике [13], показатели четырех шкал опросника – физическое функционирование, ролевое функционирование, интенсивность боли и состояние здоровья - характеризуют физический компонент здоровья. Результаты исследования по этому компоненту приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Шкалы физического компонента качества жизни студентов, баллы

Источник: http://studopedia.ru/4_119351_kachestvo-zhizni-studentov-tehnicheskogo-universiteta.html

Рейтинг:   / 0

Плохо Отлично 

Подробности Дата публикации Родительская категория: Категория: Без рубрики

//Гигиена и санитария, 2007, №2, С. 56-58.

И. Б. Ушаков, Н. В. Соколова

Проблемы качества жизни населения на сегодняшний день волнуют большинство исследователей из разных областей науки. Рост интереса к проблеме качества жизни обусловлен тем, что общество наконец-то осознало необходимость решения глобальных проблем, вызванных расширением угрозы экономического кризиса, экологического неблагополучия, кризиса здоровья населения. Можно констатировать чрезвычайную пестроту, порой парадоксальное сочетание взаимоисключающих подходов к анализу и определению исследователями этого сложного многопланового феномена. Однако с уверенностью можно сказать, что до настоящего времени это понятие и методика его определения до конца не разработаны.

Под качеством жизни следует понимать комплекс характеристик жизнедеятельности индивида (группы людей или населения в целом), обусловливающих ее оптимальное протекание в конкретное время в определенных условиях и месте и обеспечивающих адекватность ее (жизни) параметров основным видам деятельности и потребностям человека. Важнейшей особенностью современных подходов к изучению качества жизни является положение о том, что оно имеет две стороны: объективную, которая определяется нормативными и статистическими характеристиками, и субъективную, которая связана с тем, что потребности и интересы конкретного человека индивидуальны и проявляются в его ощущениях, личных мнениях и оценках.

Синтетическим индикатором качества жизни является здоровье, которое в своих измерениях интегрирует и обобщает все многообразие сторон качества жизни. Здоровье можно рассматривать и как меру качества жизни, и как критерий проводимых реформ.

В связи с возросшим интересом к проблеме качества жизни чрезвычайно актуальным является изучение качества жизни студенческой молодежи, которая представляет собой особую социальную группу, объединенную определенными возрастными границами, интенсивным умственным трудом — процессом профессионального обучения, образом жизни и менталитетом.

Нами на протяжении нескольких лет проводится исследование качества жизни студентов — юношей факультета физической культуры Воронежского государственного педагогического университета. Всего обследовано 167 человек в возрасте от 17 до 23 лет. Для получения субъективной самооценки качества жизни студентам была предложена анкета, которая содержит вопросы, направленные на изучение различных сторон жизни (это и медико-биологический, и социально-гигиенический, и психолого-педагогический блоки). Состояние здоровья и анатомо-физиологические показатели студентов изучали по данным медицинских карт. Для оценки условий обучения выявляли их соответствие гигиеническим нормам. В процессе обработки полученных данных проводили статистический анализ, включающий выявление корреляции между индивидуальными показателями, оценивали вклад отдельных составляющих в формирование качества жизни студентов.

Анализируя данные, полученные в ходе анкетирования студентов, мы можем отметить, что основная часть (84,5%) обследованных респондентов довольна своей жизнью. Мы попросили студентов расставить составляющие качества жизни в порядке уменьшения их значимости для них. На первое место большинство опрошенных (77,8%) поставили состояние здоровья, на второе — взаимопонимание с родителями и материальное благополучие в семье, на третье — успешное обучение.

Несмотря на то, что значительная часть респондентов выделяет успешное обучение как одну из важных составляющих качества жизни, большинство из них не стремится к получению высоких отметок. По данным экзаменационной сессии, средняя оценка составляет 3,5 балла. Однако 97,3% опрошенных студентов считают, что они могли бы учиться лучше, но им мешают недостаточные способности и отсутствие интереса. Следовательно, можно говорить о том, что студенты осознают важность образования в достижении дальнейшего жизненного успеха, но при этом не проявляют активного стремления к освоению знаний.

Оценку состояния здоровья студентов мы проводили с помощью субъективных и объективных характеристик. Так, анализируя данные, полученные в ходе анкетирования студентов, мы можем отметить достаточно высокую самооценку состояния здоровья (отличное — 12,8%, хорошее - 66,7%, удовлетворительное — 20,5%).

Однако несколько иная картина получается при анализе данных медицинских карт. В целом общая патологическая пораженность студентов III курса составляет 611,2 случаев на 1000 человек, несмотря на то, что факультет физической культуры является специальным, а студенты, обучающиеся здесь, Должны быть практически здоровы. Если сравнивать данный показатель с общей патологической пораженностью этих же студентов на момент поступления в вуз (361,2 случай на 1000 человек), то можно констатировать ее увеличение почти на 100%. Это подтверждают данные многих авторов о том, что от I к старшим курсам происходит ухудшение состояния здоровья студентов.

Среди обследованного контингента от I к III курсу происходит увеличение числа лиц, имеющих заболевания системы кровообращения, нервной системы, а также органа зрения, что, по всей вероятности, можно объяснить отрицательным воздействием условий обучения на состояние здоровья студентов.

В последние 10—15 лет значительно возрос удельный вес информационных перегрузок в процессе обучения студентов. Во время экзаменационных сессий к интеллектуально-эмоциональной сфере студентов предъявляются чрезмерно высокие требования, обусловливающие перевозбуждение функций центральной нервной системы.

Для оценки воздействия экзаменационной нагрузки на состояние здоровья студентов мы решили изучить адаптационные возможности их организма. В качестве критериев использовали такие показатели, как коэффициент здоровья, индекс физического состояния, а также уровень реактивной тревожности. Для этого измеряли артериальное давление и частоту сердечных сокращений до начала экзамена и после его завершения, а также оценивали реактивную тревожность с помощью опросника Спилбергера.

Анализируя полученные результаты, можно отметить следующее: среднее значение индекса физического состояния до начала экзамена составляет 0,587, в то время как после экзамена он увеличивается до 0,642. Следует отметить, что величина данного показателя в обычный учебный день составляет 0,735. Следовательно, мы видим значительное уменьшение индекса физического состояния студентов в экзаменационный период, что, по всей вероятности, обусловлено снижением адаптационных возможностей организма. Подтверждением этому служат и показатели степени адаптации системы кровообращения, которую оценивали с помощью коэффициента здоровья. Более чем у 90% обследованных в экзаменационный период она удовлетворительная, в то время как в середине семестра у половины студентов она была оптимальная. Характеризуя уровень реактивной тревожности во время экзамена, также можно отметить увеличение числа студентов в группе с высоким уровнем тревожности (с 2,9 до 38,2%).

Таким образом, экзаменационная нагрузка оказывает существенное влияние на адаптационные возможности организма студентов и отрицательно сказывается на состоянии их здоровья, вызывая развитие утомления, а в некоторых случаях и переутомления.

Анализируя расписание занятий студентов факультета физической культуры, можно отметить некоторое несоответствие его гигиеническим нормам. Так, расписание составлено без учета динамики умственной работоспособности студентов в течение недели, кроме того, в некоторые дни три пары подряд идут лекционные курсы, что также может привести к переутомлению студентов. После учебных занятий в университете 56,4% опрошенных сразу же отправляются на тренировочные занятия по специальности, не имея возможности отдохнуть и поесть. Следовательно, несоответствие расписания учебных и тренировочных занятий гигиеническим нормативам также отрицательно сказывается на состоянии здоровья будущих учителей и спортсменов.

Таким образом, завершая анализ полученного материала, хотелось бы отметить, что на качество жизни студентов оказывает влияние множество различных факторов. Среди них в первую очередь следует выделить состояние здоровья (г — 0,49), материальные условия жизни семьи (г — 0,64), а также условия обучения (г = 0,45). Учитывая существенное увеличение доли числа лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, вуз как заинтересованная сторона должен выступить инициатором и организатором целенаправленной и эффективной работы по сохранению и улучшению состояния здоровья студенческого контингента и, следовательно, повышению качества их жизни.

Литература

1. Агаджанян Н. А. Миннибаев Т. Ш. Северин А. Е. и др. // Гиг. и сан. - 2005. — № 3. - С. 48-52.

2. Баранов А. А. Кучма В. Р. Рапопорт И. К. Руководство по врачебному консультированию подростков. - М. 2004.

3. Величковский Б. Т. Реформы и здоровье населения страны (пути преодоления негативных последствий). — М.;Воронеж, 2002.

4. Захаров В. Я. Дартау Л. А. Ефремов Л. И. // 2-й Национальный конгресс по профилактической медицине: НМЖ "Впервые в медицине", № 2—3. — СПб. 1995. - С. 65-66.

5. Здоровье студентов / Агаджанян Н. А. Дегтярев В. П. Русанов Е. И. и др. Под ред. Н. А. Агаджаняна. - М, 1999.

6. Методика оценки качества жизни / Кузьмичев Л. А. Федоров М. В. Задесенец Е. Е. и др. — М. 2000.

7. Субетто А. И. // Квалиметрия жизни (Проблемы измерения качества жизни и направления их решения). - Л. 1991. - С. 5-11.

Источник: http://u4isna5.ru/laba/55-/307-sovremennye-problemy-kachestva-zhizni-studentov

Качество жизни студентов медицинского университета как фактор, влияющий на качество образования

Пятница, 15 Июнь 2012

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

В. Н. Шадрин, Н. А. Забылина

ГОУ ВПО Новосибирский государственный медицинский университет

Росздрава (г. Новосибирск)

Статья содержит в себе основные показатели качества жизни студентов первого и второго курса медицинского университета г. Новосибирска. Изучение качества жизни студентов проводили с помощью стандартизованного психометрического метода по опроснику оценки качества жизни, в результате чего были выявлены особенности качества жизни студентов медицинского университета. На основе полученных данных было выявлено некоторое несоответствие между субъективным восприятием студентами своей жизни и объективными данными. Подчеркивается необходимость создания медицинского центра, целью которого являлась бы помощь и поддержка студентов (особенно начальных курсов), улучшение их адаптации и психического здоровья.

The article contains the main indicators of quality of life of students of first and second-year medical university in Novosibirsk. The study of the quality of life of the students was carried out using standardized psychometric questionnaire method to assess the quality of life, resulting in the peculiarities of the quality of life of students of medical university. Based on these data revealed a discrepancy between the subjective perception of the students of his life and objective data. Emphasizes the need for a medical center, which aims to help and support the students (especially the initial rate), an improvement in their adaptation and mental health.

Ключевые слова: качество жизни, студенты медицинского университета, психическое здоровье

Keywords: quality of life, medical university students, mental health

Концепция качества жизни еще не получила универсального определения, поскольку ей не хватает ясности, и нередко возникает путаница. Качество жизни рассматривается и как общесоциологическое, и как социально-экономическое, и как сугубо экономическое понятие. Оно нетождественно уровню жизни, хотя, безусловно, экономические показатели, уровень дохода являются одним из важных критериев.

Понимание термина «качество жизни» меняется в зависимости от того, на каких аспектах качества жизни авторы делают основной акцент – на субъективных или на объективных. Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определяют качество жизни как «способ жизни в результате комбинированного воздействия факторов, влияющих на здоровье, счастье, включая индивидуальное благополучие в окружающей среде, удовлетворительную работу, образование, социальный успех, а также свободу, возможность свободных действий, справедливость и отсутствие какого-либо угнетения».

Здоровье студенческой молодежи является необходимым условием учебы в вузе. Высокая умственная и психоэмоциональная нагрузка, вынужденные частые нарушения режима труда, отдыха и питания, кризис нравственных ценностей, неуверенность в своем будущем, смена места жительства и многие другие факторы требуют от студентов мобилизации сил для адаптации к новым условия проживания и обучения, формирования межличностных отношений вне семьи и преодоления сложных жизненных ситуаций.

В этой связи особый интерес представляет изучение качества жизни и состояния психического здоровья учащейся молодежи, которая будет определять состояние интеллектуального уровня нашей страны, ее конкурентоспособность.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе ГОУ ВПО НГМУ Росздрава. В исследовании приняли участие 74 студента первого и второго курсов. Средний возраст опрошенных составил 18 ± 1,3 года. Для оценки качества жизни наблюдаемых нами студентов использовался опросник качества жизни (версия ВОЗ). Используемый опросник является субъективной мерой благополучия респондентов и их удовлетворенности условиями своей жизни. С помощью опросника осуществляется оценка сфер качества жизни: физических, психологических функций, уровень независимости, социальные отношения, а также восприятие респондентом своего здоровья и качества жизни в целом. Оценка показателей осуществляется по пятибалльной системе и варьирует от полного удовлетворения до абсолютной неудовлетворенности.

Результаты исследования. Среди опрошенных студентов преобладали женщины – 75,7 %. Постоянно работают всего 4 % опрошенных, еще 2,8 % работают непостоянно и 93,2 % не работают и находятся на иждивении у родителей.

Оценивая свое качество жизни, большинство студентов (59,5 %) охарактеризовали его как «в основном хорошее», еще 20,3 % назвали его удовлетворительным, 13,5 % считали его очень хорошим и лишь 6,7 % оценили свое качество жизни как плохое и очень плохое.

Примерно такая же картина складывалась и в отношении удовлетворенности своим качеством жизни. Больше половины опрошенных респондентов были либо абсолютно удовлетворены (12,2 %), либо «в основном удовлетворены» (58,1 %). Ответом «ни да, ни нет» воспользовались 20,3 % студентов и 9,4 % были в той или иной степени не удовлетворены качеством своей жизни.

Условиями проживания были довольны 83,8 % опрошенных, еще 29,7 % считали себя материально обеспеченными. По субсфере «боль и дискомфорт» наблюдались достаточно низкие показатели: всего 10,8 % студентов беспокоила какая-либо боль и 4,4 % испытывали трудности в преодолении боли. Субсфера «энергия и усталость» выявила следующие особенности. Большинство студентов (83,9 %) ощущали себя достаточно энергичными и были удовлетворены этим количеством энергии. При этом сильный уровень утомления отметили у себя 14,8 % опрошенных.

Анализируя субсферу «положительные эмоции», можно отметить, что лишь 10 % студентов считали, что они недостаточно сильно наслаждаются жизнью. С оптимизмом смотрят в будущее 94,6 % опрошенных студентов.

По субсфере «познавательные процессы» студенты демонстрировали высокий уровень субъективной оценки своих возможностей, около 90 % высоко оценивали свои способности к запоминанию и воспроизведению новой информации и были удовлетворены этим.

Проведя анализ субсфер «самооценка» и «образ тела и внешность», можно обратить внимание, что около половины студентов (41,9 %) недостаточно хорошо оценивают себя и столько же (37,8 %) отмечают у себя наличие значимых недостатков. Субсфера «отрицательные эмоции» показала, что депрессивные чувства в той или иной степени беспокоят 86,5 % респондентов, из них 45,3 % предельно и относительно сильно.

Анализируя другие субсферы опросника, можно также отметить, что 8,1 % студентов считают себя неспособными справляться с повседневными делами. Свою зависимость от лекарств отметили 18,9 % опрошенных, столько же студентов были неудовлетворены своим здоровьем. Ощущения одиночества в жизни посещают 36,5 % опрошенных студентов, еще 13,5 % респондентов считают, что не получают никакой поддержки, когда им это необходимо, а 25,7 % неудовлетворены своей личной жизнью.

Существует более абстрактная, но не менее важная оценка качества жизни людей: удовлетворенность «жизнью в целом». R. A. Emmons, E. Diner (1985) определяют ее как «когнитивный процесс оценивания – глобальная оценка собственной жизни в целом». Исследования показывают, что между удовлетворенностью различными сферами жизнедеятельности и «жизнью в целом» не существует линейной зависимости, поскольку они формируются различными механизмами переработки информации.

Полную удовлетворенность своей жизнью высказали 12,2 % студентов, еще 54 % были в основном удовлетворены и 33,8 % опрошенных в той или иной степени были не удовлетворены своей жизнью в целом.

Таким образом, полученные данные показывают, что студенты медицинского университета демонстрируют достаточно высокие субъективные показатели практически по всем субсферам опросника «качества жизни», что свидетельствует о высоком уровне притязаний и оптимистичном видении своего будущего. Объективные же данные свидетельствуют о том, что постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, частые нарушения режима труда, отдыха и питания студенческой молодежи приводят к срыву процесса адаптации (отчисление из вуза и др.), развитию заболеваний (различные психосоматические расстройства), снижению качества жизни.

Успешное решение задач по совершенствованию подготовки высококвалифицированных кадров тесно связано с укреплением здоровья, повышением работоспособности студенческой молодежи. Состояние здоровья и качество жизни студентов следует рассматривать как один из показателей качества подготовки специалистов, а проблему охраны и укрепления здоровья студенческой молодежи как приоритетную медико-социальную проблему. Успешное решение задач по совершенствованию подготовки высококвалифицированных кадров тесно связано с укреплением здоровья, повышением работоспособности студенческой молодежи. Состояние здоровья и качество жизни студентов следует рассматривать как один из показателей качества подготовки специалистов, а проблему охраны и укрепления здоровья студенческой молодежи как приоритетную медико-социальную проблему.

Список литературы

1.Агаджанян Н. А. Проблема здоровья студентов и перспектива развития / Н. А. Агаджанян, В. В. Пономарева, Н. В. Ермакова // Образ жизни и здоровье студентов. материалы 1-й Всероссийской научной конф. – М. 1995. – C. 5–9.

2.Жеребин В. М. Уровень жизни населения / В. М. Жеребин, А. Н. Романов. – М. ЮНИТИ, 2002. – 592 с.

3.Качество жизни студентов-медиков и клинических ординаторов / Г. А. Зелезинская, П. Н. Коренько, М. А. Кравченок, А. И. Саллум // Клиническая медицина. – 2005. – № 8. – С. 29–31.

4.Романцов М. Г. Качество жизни современных студентов / М. Г. Романцов, С. Н. Коваленко // http://sovmu.spbu.ru/main/conf/man-nat-soc/2002/5-8.htm

Источник: http://wvvw.uecs.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8-%D0%B2%D0%B0%D0%BA/pedagogics/%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8-%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B0-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80-%D0%B2%D0%BB%D0%B8%D1%8F%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9-%D0%BD%D0%B0-%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Категория: Живем качественно | Добавил: vladhrom (20.05.2016)
Просмотров: 378 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar