Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Статьи » Живем качественно

Качество жизни населения республики татарстан

Астероид 1988 RA<sub>5</sub>получил имя Леонарда Нимоя

Читать полностью
  • Началась разработка нового поколения экипировки «Ратник»

    В России началась разработка нового поколения экипировки «солдата будущего» «Ратник». По словам главы Фонда перспективных исследований Андрея Григорьева, в настоящее время фонд совместно с ЦНИИточмашем формирует «видение того, какой должна быть» новая экипировка. Условное название новой экипировки — «Ратник-2». Разработка комплекта займет около 10-15 лет, из которых три-четыре года потребуются на формирование облика перспективной экипировки.

    Annotation

    The number of instrumental-methodical approaches in the socioeconomic investigation of the region is offered. The Monitoring and all-round prognostic investigation of the socioeconomic development of the region are made (as an example regional differentiation of the life quality of the population of the Republic of Tartarstan is taken) with the comparative estimation and analysis of the offered prognostic scenarios for the average fixed-date perspective (to 2010).

    Текст

    научной работы на тему "МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН): ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ". Научная статья по специальности "Экономика и экономические науки"

    ВЕСТНИК ТГГПУ. 2007. №2-3(9-10)

    УДК 330.342

    МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН): ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

    © И.Г.Мальганова

    Предложен ряд инструментально-методических подходов в социально-экономическом исследовании региона. Проведены мониторинг и комплексное прогнозное исследование социальноэкономического развития региона (на примере территориальной дифференциации качества жизни населения Республики Татарстан) со сравнительной оценкой и анализом предложенных прогнозных сценариев на среднесрочную перспективу (до 2010 г.).

    Регион, обладающий собственным уникальным характером и уровнем социальноэкономического развития, в условиях разнонаправленных (экономических, социальных, политических и др.) трансформаций в российском обществе становится наиболее уязвимой, но вместе с тем и наиболее адаптируемой пространственной системой. Именно поэтому возникает необходимость, особенно на региональном уровне, проводить научно обоснованную оценку эффективности происходящих преобразований. И в этом отношении качество жизни населения становится значимым, а возможно, и ключевым понятием.

    Исследования качества жизни населения и его развития важны для территорий любого иерархического уровня. В современных условиях возрастает потребность в изучении всего многообразия процессов, происходящих при активном участии человека в рамках региона. Отслеживая эти процессы, можно выявить основные закономерности функционирования и развития внутрирегиональных территориальных единиц, своеобразие и, в определенной степени, уникальность каждой из них, территориальную дифференциацию качества жизни населения. Поэтому становится конструктивным лозунг единства в разнообразии. "Полезнее научиться использовать

    взаимодополняемость местных различий, особо-стей и регионализмов для выращивания органических, низовых и потому прочных связей мест и регионов, чем стирать, подавлять или унифицировать эти различия"[1].

    Следует учесть, что в условиях постоянных социально-экономических изменений значительно возрастает возможность многовариантности дальнейшего общественного развития. В связи с этим важнейшее значение приобретает сценарное прогнозирование тенденций изменения качества жизни населения региона с позиции его тер-

    риториальной дифференциации, а комплекс прогнозных сценариев, описывающих различные варианты развития в зависимости от значения ключевых факторов, составляет целостный прогноз.

    Комплексное прогнозное исследование социально-экономического развития региона (на примере территориальной дифференциации качества жизни населения Республики Татарстан) базируется на сравнительной оценке и анализе предложенных прогнозных сценариев на среднесрочную перспективу (до 2010 г.). Классификация административных районов РТ и картирование Республики Татарстан в разрезе данных территориальных единиц формируется на основе итогового показателя - прогнозного индекса качества жизни населения РТ.

    Сопряженность качества жизни населения и развития территориальной социально-экономической системы региона в целом, предполагает необходимость использования адаптированных к специфике полиэтнического региона инструментально-методических подходов, которые ориентированны на мониторинг и прогнозирование территориальной дифференциации качества жизни населения.

    Анализ методологических и методических подходов к мониторинговым и прогнозным исследованиям качества жизни населения региона и его территориальной дифференциации показал, что наиболее приемлемым и адекватным является сочетание методов логического моделирования (в том числе построения прогнозных сценариев), математико-статистических и экспертных оценок.

    В работе предлагается модифицированный автором математико-статистический метод (индексный) для мониторинга и прогноза территориальной дифференциации качества жизни населения региона с учетом предложенных авторских

    региональных характеристик степени изменения показателей качества жизни в зависимости от сценарного варианта развития. Также представлен адаптируемый для целей регионального прогноза метод экспертных оценок на основе анкеты-вопросника.

    Предлагаемая в работе методика прогнозирования территориальной дифференциации качества жизни населения Республики Татарстан включает в себя следующую последовательность этапов:

    I этап. Предпрогнозное исследование:

    1) Разработка комплексной системы "качество жизни населения региона": выбор приоритетных компонентов и составление иерархической системы характеристик и показателей;

    2) ретроспективный анализ качества жизни населения Республики Татарстан с позиции процессов территориального развития.

    II этап. Формирование прогностической системы гипотез:

    1) установление набора "значимых"событий на среднесрочную перспективу (2006-2010 гг.);

    2) составление исходных сценариев территориального развития региона.

    III этап. Формирование прогнозной модели качества жизни населения региона:

    1) разработка системы характеристик изменения показателей качества жизни населения региона под влиянием каждого из предложенных сценарных вариантов развития;

    2) оценка характеристик воздействия каждого из сценарных вариантов развития на показатели системы качества жизни населения Республики Татарстан;

    3) формирование прогнозной модели качества жизни населения региона и его территориальной дифференциации с учетом степеней изменения показателей и вариантов развития.

    IV этап. Анализ прогнозных сценариев развития:

    1) оценка полученных результатов;

    2) описание и анализ прогнозных сценариев развития региона с позиций территориальной дифференциации качества жизни населения;

    3) сравнительная оценка сценариев и выбор из их числа наиболее вероятного.

    На I этапе при проведении ретроспективного мониторинга социально-экономического разви-

    тия Республики Татарстан (1992-2005 гг.) выявлены внутрирегиональные различия с учетом применения индексов качества жизни населения двух типов: "порогового"и "интегрального".

    "Пороговый"индекс качества жизни населения РТ включает в себя набор компонентов и соответствующих показателей [2], отражающих наиболее важные проблемы, характерные для исследуемого региона: здоровье, информационное обеспечение, экономическое благосостояние/доходы, жилье, экологическое состояние.

    "Интегральный"индекс качества жизни населения Татарстана включает следующую систему характеристик:

    1) Социальная подсистема: здоровье, социальная безопасность, образование, возможности для проведения свободного времени, культура и искусство, информационное обеспечение, возможности для индивидуального развития.

    2) Экономическая подсистема: экономиче-

    ское благосостояние (доходы), занятость населения, потребление товаров и услуг, система здравоохранения, жилье.

    3) Экологическая подсистема: экологическое состояние, погодно-климатические условия [3].

    Учет динамики изменений в качестве жизни населения административных районов Республики Татарстан выявил соответствие нормальному распределению территорий с достаточно плотными срединными группами районов (с умеренно средним и средним интегральным индексом качества жизни РТ). Однако различия положения между "лидерами"и "аутсайдерами"значительны и скачкообразны по интегральному индексу качества жизни населения, и менее значительны по "пороговому"индексу. Особенно ярко это проявляется в период с 1992 по 1998 гг.

    Достаточно стабильную группу лидеров по качеству жизни населения составляют г.Казань, Сармановский, Балтасинский, Бугульминский, Муслюмовский районы (рис.1). К аутсайдерам относятся Бавлинский, Азнакаевский, Аксубаев-ский, Спасский, Нурлатский и некоторые другие районы. Доминирующая тенденция состоит в улучшении качества жизни на внутрирегиональном уровне и сдвиге большинства территориальных единиц в сторону районов со средним и умеренно-высоким интегральным индексом качества жизни населения (ИИКЖ).

    Интегральный индекс качества жизни населения

    | 11 - очень низкий || - низкий - умеренно средний = - средний МММ - умеренно высокий $$$$$-высокий "Пороговый"индекс качества жизни населения отражен размером столбцов

    Рис.1. Классификация административных районов Республики Татарстан по величине интегрального и "порогового"индексов качества жизни населения (2005 г.).

    Классификация экономических районов РТ по индексам качества жизни населения (табл.1) определила как районы с относительно устойчивым уровнем развития (Северо-Западный и Предволжский, Закамский, Предкамский), так и районы с развивающимся (Северо-Восточный) и ухудшающимся (Юго-Восточный) качеством жизни населения.

    Динамика индекса за предшествующие годы отражает последствия "дефолта"1998 г. после

    которого в 1999 г. в подавляющем большинстве районов качество жизни населения ухудшилось. Однако, начиная с 2000 г. ситуация начала исправляться, хотя и медленно. В 2005 году значения индексов качества жизни населения заметно улучшились, выросло количество районов со средним, умеренно высоким и высоким качеством жизни населения.

    Таблица 1.

    Классификация* экономических районов Республики Татарстан по интегральным и пороговым индексам качества жизни населения__________________

    Экономические районы РТ 1992 год 2005 год

    I іп группа I рог группа I іп группа I рог Группа

    Северо-Западный 3.056 6 4.000 6 3.100 6 3.000 6

    Северо-Восточный 2.333 4 -1.167 2 2.450 5 0.833 4

    Юго-Восточный 2.333 4 1.1667 4 1.600 3 -2.667 1

    Закамский 1.722 2 -2.167 1 0.800 1 -1.167 2

    Предкамский 2.222 3 -2.167 1 1.850 3 -1.167 2

    Предволжский 1.444 1 -2.667 1 0.800 1 -3.167 1

    * 1 - группа с очень низким, 2 - низким, 3 - умеренно средним, 4 - средним, 5 - умеренно высоким, 6 - высоким индексом качества жизни населения.

    В целом, доминирующая тенденция регио- жизни и сдвиге большинства исследуемых рай-нального развития состоит в улучшении качества онов РТ в сторону районов-лидеров.

    На II этапе базой формирования сценарных вариантов территориального социальноэкономического развития региона призвана стать система "значимых"(ключевых) событий на среднесрочную перспективу, полученных при использовании метода экспертных оценок.

    Для корректного построения прогнозных сценарных вариантов предлагается включение в методический инструментарий особого этапа -формирование прогностической системы гипотез. Его цель - определение системы "значимых"с позиции качества жизни населения Республики Татарстан событий на среднесрочную перспективу (2006-2010 гг.). Анализ плановых и прогнозных документов [4, 5], определяющих перспективы социально-экономического развития Республики Татарстан, а также экспертный отбор системы ключевых событий позволил сделать следующие выводы: в течение ближайших пяти лет в Татарстане можно ожидать наступления следующих тенденций, определяющих траекторию развития данной ТСЭС: 1) переориентирование социальной политики от повышения социального обеспечения в направлении повышения эффективной занятости;2) усиление инвестиционной, информационной и инновационной направленности экономического развития;

    3) "экологизация"общественных отношений.

    В среднесрочной перспективе выделенные тенденции окажут достаточно сильное влияние, в том числе и при взаимодействии друг с другом. Каждый возможный вариант сценарного развития имеет сложный состав. Его структура будет определяться тем, будет (+) или не будет (-) развиваться обозначенная тенденция [6]. В итоге формируются восемь различных сценарных вариантов развития, последствия реализации которых необходимо оценить. Полученные сценарные варианты развития Республики Татарстан сгруппированы в пять предлагаемых сценариев территориального развития региона: инерционный, стабилизационный, умеренно-оптимистический, оптимистический и программный.

    На III этапе разработка системы характеристик изменения показателей качества жизни населения региона под влиянием каждого из предложенных прогнозных сценариев позволила выявить умеренно-оптимистический сценарий в качестве наиболее вероятного.

    Этот сценарий предполагает в среднесрочной перспективе наступление и развитие следующих событий: усиление инвестиционной, информационной и инновационной направленности экономического развития, "экологизацию"правовых отношений, при сохранении политики роста со-

    циального обеспечения. Вероятность наступления умеренно-оптимистического сценария определена по результатам опроса группы экспертов (7 экспертов определили данный сценарий как наиболее вероятный;двое - предположили, что наиболее вероятен стабилизационный сценарий;один - оценил максимально реальным инерционный сценарий).

    Проведенная классификация административных и экономических районов Республики Татарстан по прогнозным индексам качества жизни населения выявила значительную территориальную дифференциацию районов как административных, так и экономических.

    Территориальная стратификация интегрального прогнозного индекса качества жизни иллюстрирует неблагоприятное положение ЮгоВосточного экономического района (крайне низкий индекс качества жизни);в лучшем положении находятся Предволжский и Закамский (средний индекс качества жизни) и СевероВосточный (умеренно средний индекс качества жизни) районы. Социально-кономическими лидерами на внутрирегиональном уровне являются Северо-Западный и Предкамский экономические районы (высокий индекс качества жизни).

    Подобное распределение объясняется сценарной развитостью экологической и экономической сферы региона, а также инерционностью социальной составляющей регионального развития. Число административных районов с минимальным значением прогнозного индекса по сравнению с реальными значениями индекса 2005 года будет оставаться неизменным (8), однако изменятся административные районы с максимальным значением;лидером остается г. Казань.

    Наконец, на IV этапе определены основные направления повышения качества жизни населения административных и экономических районов Республики Татарстан. По приоритетности выделяются основные (необходимые при реализации любого из сценариев), специальные (требующие принятия срочных мер для каждого из сценариев), направления развития региона (табл.2). При этом направления развития рассматриваются с позиций четырех типов территориальной дифференциации качества жизни населения ("север-юг", "запад-восток", "центр-периферия", "моно-полиэтнические районы"). Каждое направление предполагает комплекс мер, направленных на повышение значений системы индикаторов качества жизни населения на внутрирегиональном уровне.

    Таблица 2.

    Направления развития Татарстана с учетом типа территориальной дифференциации качества жизни _______________________________________населения региона_________________________________________

    СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Территориальная социально-экономическая система Республики Татарстан

    Инерционный Стабилиза- ционный Умеренно- оптимисти- ческий Оптимисти- ческий Прогр аммный

    И л в а “ - ОСНОВНЫЕ а) разработка программ демографического развития региона и снижения заболеваемости его населения, снижение диспропорций экономического развития между северными и южными (в том числе приграничными) районами, через расширение отраслевой специализации районов, усиление межрайонных связей, развитие малого бизнеса;б) улучшение экологического состояния региона, особенно в северо-восточном, юговосточном нефтедобывающем районах и в Казанско-Зеленодольской промышленной агломерации (северо-западный район), в т.ч. через "экологизацию"правовых отношений;в) сокращение территориальной дифференциации качества жизни населения между столицей, периферийными и полупериферийными территориями, между городскими и сельскими поселениями;г) сохранение исторических и культурных традиций как в полиэтнических, так и в моноэтнических районах, стабилизация этнополитической обстановки.

    а) "север-юг"б) "запад-восток"в) "центр-периферия"г) "поли- и моноэтнические районы"

    л СПЕЦИ- а), б) снижение а), б) стабилиза- а), б) снижение а), б) сохранение Программный

    е АЛЬНЫЕ экономических ция процессов дифференциации низкого уровня сценарий пред-

    н а) "север-юг"и социальных дифферен- уровня и качест- территориальной полагает реали-

    и б) "запад-восток"диспропорций в циации уровня и ва жизни населе- дифференциации зацию направ-

    я в) "центр- регионе;качества жизни ния;качества жизни;лений развития,

    периферия"в) предотвраще населения;в) стабилизация в) относительно определенных

    р г) "поли- и моно- ние усиления в) сокращение процессов разви- равнозначный программой

    а этнические рай- периферийности различий между тия периферии уровень развития социально-

    з оны"региона;центром, полу- (прежде всего всей территории экономического

    в г) сохранение периферией и предволжских, региона;развития Рес-

    и самобытности периферией ре- предкамских, за- г) развитие устой- публики Татар-

    т этнокультурных гиона (в эконо- камских рай- чивых и консоли- стан на период

    и районов разного мической, соци- онов);дированных этни- до 2010 г.

    я типа (прежде альной и г) образование ческих общностей,

    всего экологической конгломерата эт- в т.ч. территори-

    населенных на- подсистемах);носов при сохра- альных.

    родами Повол- г) развитие эт- нении этниче-

    жья). ничес-кой кон- ских особенно-

    солидации в стей.

    районах.

    Основные тенденции возможных изменений внутрирегиональных диспропорций в социальноэкономическом развитии Республики Татарстан связаны с сохранением центро-периферийных различий внутри экономических районов Татарстана и продолжающейся пространственной поляризацией административных районов в целом по республике. Наблюдается относительно выраженная разноплановость изменения территориальной дифференциации качества жизни населения.

    1. Трейвиш А.И. Региональное развитие и регионализация России: специфика, дилеммы и циклы / А.И.Трейвиш // Регионализация в развитии Рос-

    сии: Географические процессы и проблемы. М. 2001. С.39-66.

    2. Города и районы Республики Татарстан в цифрах: Стат. сб. Казань, 2005.

    3. Трофимов А.М. Мальганова И.Г. Методологические основы и методика исследования социальноэкономического пространства региона // Экономико-географический вестник РГУ. Ростов/н Дону, 2006. №3. С.53-58.

    4. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы). М. 2005.

    5. Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 гг. Казань, 2005.

    6. Шибалкин О.Ю. Проблемы и методы построения сценариев социально-экономического развития. М. 1992.

    HTMAttbrAHOBA

    MONITORING AND FORECASTING OF REGIONAL SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT (ON EXAMPLE OF POPULATION’S QUALITY OF LIVES OF THE REPUBLIC OF TARTARSTAN): INSTRUMENTAL-METHODICAL APPROACHES

    I.G.Malganova

    The number of instrumental-methodical approaches in the socioeconomic investigation of the region is offered. The Monitoring and all-round prognostic investigation of the socioeconomic development of the region are made (as an example regional differentiation of the life quality of the population of the Republic of Tartarstan is taken) with the comparative estimation and analysis of the offered prognostic scenarios for the average fixed-date perspective (to 2010).

    Источник: http://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-i-prognozirovanie-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regiona-na-primere-kachestva-zhizni-naseleniya-respubliki-tatarstan

    УДК 331.5

    Халиков А.Л.

    КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

    В статье рассмотрены показатели качества жизни населения в республике Татарстан, проанализированы критерии качества жизни.

    Ключевые слова: качество жизни, уровень жизни, степень счастья населения, продолжительность жизни, степень дифференциации доходов, уровень доходов, негативные социальные явления.

    QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION OF THE TATARSTAN REPUBLIC

    Khalikov A.L.

    In article indicators of quality of life of the population in the Tatarstan Republic are considered, criteria of quality of life are analysed.

    Keywords: quality of life, standard of living, degree of happiness of the population, life expectancy, extent of differentiation of the income, level of the income, negative social phenomena.

    Качество жизни связано с возможностью удовлетворения индивидом различных потребностей: физиологических, экзистенциональных, социальных, духовных и др. На качество жизни влияют доходы населения, жилищная обеспеченность, качество услуг здравоохранения, образования, доступность технологий и культуры, климат. Качество жизни в мире крайне неоднородно. Существуют страны «золотого миллиарда»и беднейшие страны. Распределение факторов, определяющих качество жизни в стране, также неоднородно. Каждый субъект РФ имеет свои спе­цифические особенности: природно-климатические, демографические, технологические, социально-экономические. Основная цель регионов в рамках социально-экономического развития - обеспечить конкурентоспособный (постоянно повышающий) уровень жизни посредством увеличения доходов, улучшения питания и здравоохранения, обеспечения доступности технологий, улучшения образования, снижения уровня нищеты, оздоровления окружающей среды, расширения личной свободы, равенства возможностей, обогащения культурной жизни.

    Среди индикаторов, определяющих качество жизни населения, исследователи предлагают использовать различные комбинации показателей, таких как [[1] ]: региональный доход на душу населения;уровень потребления отдельных материальных благ;степень дифференциации доходов;продолжительность жизни;уровень физического здоровья;уровень образования;доступность технологий;состояние окружающей среды;степень счастья населения.

    Социально-экономическое развитие Республики Татарстан характеризуется параметрами стабильно, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.

    Таблица № 1.

    Основные показатели, характеризующие качество жизни населения в РТ за 2005-2010 гг.[[2] ]

    Источник: http://art-economy.ru/arhiv/arhiv_za_2012_god/dekabr_2015/test89/

    Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время

    Диссертация, - 480 руб. доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

    Автореферат - бесплатно. доставка 10 минут. круглосуточно, без выходных и праздников

    Введение к работе

    Актуальность темы исследования. Качество жизни населения является ключевым показателем экономического развития страны, а его регулирование -одной из важнейших задач модернизации экономики современной России. Социальная направленность нового этапа социально-экономических преобразований вызывает необходимость рассмотрения вопросов, связанных с процессом регулирования качества жизни в модернизируемой экономике. Историческая периодизация общественного развития, переход на инновационный путь развития и формирование информационной экономики влечет за собой ряд проблем: существенная дифференциация населения по уровню жизни;неблагоприятное состояние здоровья граждан, в том числе трудоактивного населения, во многом из-за ухудшения экологической обстановки в стране;диспропорция в возрастной структуре;негативные тенденции в сфере образования и науки;недостаточный уровень оплаты труда в бюджетной сфере и низкий размер пенсий;несоответствие объема и структуры финансирования отраслей социальной сферы масштабу их деятельности. Качество жизни населения формируется под воздействием множества факторов, изучение которых позволит выявить особенности развития экономики России в условиях трансформационных изменений и разработать эффективного механизма регулирования указанных процессов на уровне региона.

    Особую актуальность приобретают вопросы государственного управления процессами повышения качества жизни населения региона. Опыт развитых стран показывает, что высокое качество жизни достигается с помощью целого комплекса мер как экономического, так и административного характера.

    Разработанные в последние годы и реализуемые в нашей стране приоритетные национальные проекты представляют собой новое направление государственной экономической политики в сфере повышения качества жизни населения. Тем не менее, эффективность реализации данных проектов оценивается неоднозначно. Оценка эффективности и выявление недостатков управления социальной сферой региона позволит выявить слабые стороны современного этапа трансформационных изменений, а также разработать механизм регулирования качества жизни населения региона.

    Несмотря на постоянно ведущиеся зарубежными и российскими учеными изыскания в этой области экономического знания, можно констатировать явную недостаточность научного обоснования концепции регулирования качества жизни населения региона на современном этапе развития экономики. Все это создает поле для научной дискуссии и делает ещё более очевидной необходимость дальнейшего

    углубленного исследования проблем управления качеством жизни населения региона.

    Степень изученности проблемы. Качество жизни населения является сложной и многоаспектной категорией, а его изучение составляет предмет многих научных дискуссий. Вопросы, связанные с уровнем благосостояния, богатством и бедностью рассматривались в трудах: Аристотеля, И.Канта, К.Маркса, А.Смита, Д.Рикардо, П.Самуэльсона. Большой вклад в исследование теоретических проблем качества жизни внесли такие зарубежные ученые как Ф.Андруз, Дж.Гэлбрейт, Ф.Конверс, Д.Макгрегор, А.Маслоу, Л.Милбрейт, А.Михелос, Э.Мэйо, С.Райт, У.Роджерс, Р.Эриксон и др.

    Существенный вклад в определение сущности категории «качество жизни» как многогранного понятия современного общественного прогресса внесли известные зарубежные исследователи: Р.Арон, Д.Белл, З.Бжезинский, А.Винер, Дж.Гэлбрейт, Г.Кан, Г.Маркузе, А.Тойнби, Э.Фромм, Дж.Форрестер и некоторые другие.

    Проблемы экономической оценки уровня и качества жизни населения в разные периоды активно обсуждались видными отечественными экономистами -С.Айвазяном, И.Бестужевым-Ладой, В.Бобковым, С.Бобылевым, Н.Бузляковым, Е.Гонтмахером, Н.Гореловым, Р.Гринбергом, В.Гурьевым, И.Елисеевой, В.Жеребиным, Л.Зубовым, В.Майером, Л.Миэринь, М.Можиной, П.Мстиславским, В.Немчиновым, Р.Нугаевым, В.Райциным, А.Ревайкиным, Н.Римашевской, В.Роик, В.Рутгайзером, Г.Саркисяном, Л.Якобсоном и некоторыми другими.

    Исследование социальных функций государства нашло отражение в работах зарубежных исследователей Ж. Бодрийяра, X. Ватрина, Д.М. Кларка, А. Мюллера-Армака, В. Нордхауса, В. Ойкена, Ф. Перу, Л. Эрхарда и отечественных ученых Г.Ахинова, Е.Егорова, М. Реута, В.Тамбовцева и др.

    Исследование отраслей непроизводственной сферы, сферы обслуживания представлены в работах М.Абрамова, Э.Агабабьяна, А.Астахова, Г.Ахинова, А.Бабашкиной, Н.Волгина, Н.Восколович, Г. Гендлера, Е.Егорова, Е.Жильцова, С.Киселева, В.Козак, В.Комрова, А.Кочерги, П.Малахинова, В.Новикова, А.Новицкого, В.Пациоровского, Ю.Пешехова, Д.Правдина, М.Скаржинского, М.Солодкова, И. Шнайдермана, Р. Фатхутдинова.

    Проблемы социально-экономического развития региона и повышения эффективности региональных управленческих процессов раскрыты в работах Н.Вишневской, А.Егоршина, А. Зайцева, В.Лукова, К.Новиковой, А.Папиряна, И. Пероненко, А.Романовой, С. Столярова, В.Сухих.

    Вопросами качества жизни с позиции институциональной теории занимались А.Берли, Т.Веблен, Д.Коммонс, Дж.М.Кларк, Р.Коуз, Г.Минз, У.Митчелл, Дж.Найт, Д.Норт, В.Нил, А.Сен, О.Уильямсон, Ф.Хайек, Р.Хайлброер, Дж.Ходжсон, Дж.Шоттер, Т.Эггертссон, К.Эйре и другие.

    Среди российских ученых к сторонникам институционального подхода к качеству жизни можно отнести Л.Абалкина, С.Авдашеву, А.Аузана, В.Вольчика, С.Глазьева, Б.Ерзнкяна, В.Иноземцева, О.Иншакова, Р.Капелюшникова, С.Кирдину, А.Кирпичникова, Г.Клейнера, М.Левина, Д.Львова, В.Маевского, А.Московского, Р.Нуреева, Ю.Овсиенко, А.Олейника, Ю.Ольсевича, Д.Петросяна, В.Полтеровича, Е.Попова, В.Радаева, Г.Сатарова, Д.Сорокина, В.Тамбовцева, Е.Фахрутдинову, Л.Фрейнкмана, А.Шаститко, В.Циреля и многих других.

    В отечественной литературе экологические последствия экономического роста, в том числе по отношению к качеству жизни, исследованы в трудах С.Бобылева, О.Веклич, В.Вернадского, В.Возняк, Н.Газизуллина, В.Горшкова, Т.Губайдуллиной, В.Данилова-Данильяна, Н.Заславской, А.Иванова, К.Лосева, Н.Моисеева, Д.Никитина, Н.Реймерса, С.Сухоруковой, А.Урсул, Е.Федорова, А.Яншина и других ученых.

    При всем многообразии подходов к анализу проблемы регулирования

    качества жизни населения региона практически отсутствуют комплексные

    исследования факторов, влияющих на качество жизни населения региона.

    Остаются недоисследованными экономические и социальные механизмы,

    обеспечивающие повышение качества жизни населения регионов, не только по

    направлениям развития приоритетных национальных проектов, но и по всем

    составляющим категории «качество жизни». Недостаточная степень

    разработанности проблемы и наличие большого круга дискуссионных вопросов определили цель и задачи данного исследования.

    Цель и задачи исследования. Целью научного исследования является разработка направлений регулирования качества жизни населения региона на основе комплексного подхода к факторам, влияющим на качество жизни населения.

    В соответствии с данной целью определены следующие задачи:

    -определить сущностную характеристику и структуру качества жизни населения региона;

    изучить факторы, оказывающее влияние на изменение качества жизни;

    дать характеристику качества жизни населения Республики Татарстан;-исследовать управление социальной сферой как основу регулирования

    качества жизни населения Республики Татарстан;

    -рассмотреть трансформацию регионального механизма регулирования качества жизни населения;

    -разработать направления регулирования качества жизни населения региона.

    Объектом исследования является население Республики Татарстан и качество его жизни в современных социально-экономических условиях.

    Предметом исследования являются социально-экономические отношения и факторы, воздействующие на качество жизни населения Республики Татарстан.

    Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды и публикации отечественных и зарубежных ученых по проблемам социально-экономического развития региона и повышения эффективности региональных управленческих процессов, а так же по вопросам качества жизни, здоровья, образования и пр. В основу методологии исследования положены теоретико-методологические подходы, сопряженные с анализом характера и специфики управления качеством жизни населения и социальной сферой РФ и регионов, экономико-теоретические разработки отечественных и зарубежных исследователей по проблемам развития социальной сферы с целью повышения качества жизни населения региона. В диссертационном исследовании использованы положения действующего законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан, федеральные целевые программы в сфере повышения качества жизни населения.

    Информационную базу составили законодательные и нормативные акты Правительства РФ, указы Президента РФ, официальные данные Росстата, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, статистические материалы, опубликованные в справочных и научных изданиях, источники сети Интернет, данные ежегодных отчетов Всемирного Банка, Организации экономического сотрудничества и развития, ПРООН и других международных организаций;материалы социологических исследований;труды отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме.

    Содержание диссертационного исследования соответствует паспорту специальности 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика) п.3.Региональная экономика: 3.8. Исследование реакций региональных социально-экономических систем на изменение национальных макроэкономических параметров и институциональных условий;3.11. Оценка роли региона в национальной экономике (индикаторы, методы, методология анализа);производственная специализация регионов;экономическая структура в пространственном аспекте, закономерности ее трансформации;структурная

    политика и структурная перестройка;3.14. Проблемы устойчивого сбалансированного развития регионов;мониторинг экономического и социального развития регионов.

    Научная новизна и наиболее существенные результаты диссертационного исследования состоят в следующем:

    Уточнена структура качества жизни населения, включающая как элемент информационную обеспеченность и доступность 1Т-технологий, что позволяет объективно оценивать качество жизни населения региона в современной информационной экономике.

    Выявлен фактор, тормозящий развитие качества жизни населения региона -самовоспроизводство бедности, как элемент системы институциональной среды региона, для преодоления которого предложено использование политики по снижению масштабов бедности в зависимости от ее типа.

    Доказано, что повышение качества жизни населения Республики Татарстан обусловлено трансформацией регионального механизма институционального регулирования качества жизни населения через реализацию приоритетных национальных проектов.

    В контексте развития потребностей человека разработаны направления регулирования качества жизни населения региона, включающие создание условий для самореализации граждан;формирование здорового образа жизни и социально позитивных потребностей человека;снижение уровня бедности;повышение безопасности жизни и уровня защищенности населения.

    Предложена схема управления социальной сферой региона как системой взаимодействия потребностей человека и составляющих качества жизни населения региона на основе выявленной взаимообусловленности между приращением совокупного фонда нематериального богатства, с одной стороны, и обеспечением текущего личного потребления, с другой.

    Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что основные положения и выводы позволяют расширить существующие научные представления о содержании и направлениях регулирования качества жизни населения региона, а так же уточняют и дополняют ряд фундаментальных положений по проблемам повышения качества жизни в Республике Татарстан.

    Результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, могут быть использованы органами государственного управления при разработке направлений регулирования качества жизни населения российских регионов, корректировке региональной политики по улучшению социально-экономических показателей жизни населения региона, выработке стратегических направлений преобразований,

    проводимых на основе реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации и Республике Татарстан.

    Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены, обсуждены и получили одобрение на всероссийских, региональных, межвузовских конференциях. Имеется 10 публикаций по теме диссертации общим объемом 3,2 печ.л. в том числе 2 статьи в журналах, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендуемых ВАК Российской Федерации для опубликования основных научных результатов диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.

    Результаты диссертационного исследования использованы в деятельности Министерства экономики Республики Татарстан в процессе социально-экономического планирования в части разработки краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития Республики Татарстан. Предложенные автором в диссертационном исследовании направления государственного регулирования качества жизни населения Республики Татарстан имеют практическое значение и используются при подготовке программы модернизации экономики и программ социально-экономического развития Республики Татарстан. Результаты диссертационного исследования использованы в деятельности Министерства образования и науки Республики Татарстан виде практических рекомендаций по повышению эффективности реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Республике Татарстан».

    Результаты диссертационной работы внедрены в учебный процесс: Казанского (Приволжского) федерального университета при изучении студентами Института управления и территориального развития следующих дисциплин «Экономическая теория», «Управление социальной сферой», «Управление человеческими ресурсами»;Казанского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации при изучении студентами экономических специальностей дисциплин «Региональная экономика», «Финансы и кредит», «Экономическая теория», «Экономика организаций и предприятий», «Региональная экономика», «Стратегический менеджмент», «Финансовый менеджмент».

    Структура работы определяется поставленной целью и вытекающими из нее задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка литературы, приложений, содержит 14 таблиц.

    Цель и задачи исследования, а также средства их решения определили логику построения и структуру работы.

    Во введении обосновывается актуальность темы диссертационной работы, отмечается степень её научной разработанности, определяются цель, задачи, область, объект и предмет исследования, теоретико-методологическая основа диссертации, характеризуется используемая информационная база, отмечается научная новизна полученных результатов и их практическая значимость.

    В первой главе «Теоретические основы управления качеством жизни населения региона» особое внимание уделяется исследованию сущностной характеристики и структуры качества жизни населения региона, управления повышением качества жизни населения региона. На основе проведенного исследования автором сделан вывод о необходимости дополнения структуры качества жизни населения новым элементом - информационной обеспеченностью и доступностью - ІТ-ТЄХНОЛОГИЙ.

    Во второй главе «Управление качеством жизни населения Республики Татарстан» рассматривается социальная сфера как институт регулирования качества жизни населения. Исследована трансформация регионального механизма регулирования качества жизни населения региона через реализацию приоритетных национальных проектов.

    В заключении сформулированы основные выводы и результаты диссертационного исследования.

    Похожие диссертации на Регулирование качества жизни населения республики татарстан

    Источник: http://www.dslib.net/economika-xoziajstva/regulirovanie-kachestva-zhizni-naselenija-respubliki-tatarstan.html

    Автореферат кандидатской диссертации

    ГАРАЕВА ДИНА ФИДАИЛОВНА

    РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

    (региональная экономика)

    диссертации на соискание ученой степени

    кандидата экономических наук

    ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный   национальный исследовательский университет»

    Защита состоится 12 мая 2012 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 521.015.01 при НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ» по адресу: 420012, г.Казань, ул. Муштари, 13, малый актовый зал.

    Источник: http://geum.ru/aref/a606-3-ref.htm

  • Категория: Живем качественно | Добавил: vladhrom (13.05.2016)
    Просмотров: 267 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar