Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Статьи » Живем качественно

Качество жизни мнение авторов

КОНКУРС для детей и взрослых -

- «хлеб и молоко - символ здоровья»

Так исторически сложилось, что хлеб и молоко являются основными продуктами питания человека в нашей стране. К этим продуктам человек всегда относился с уважением. О хлебе и молоке складывались поэмы, сказки, песни, пословицы и поговорки. Можно только удивляться народной мудрости и точности высказываний: Хлеб ржаной –отец наш родной;Калач приестся, а хлеб никогда;Без хлеба куска везде тоска;Молока в достатке –и мы в порядке;Будешь трудиться –будут и хлеб, и молоко водиться.

С хлебом и молоком человек знакомится в самом раннем возрасте. Мы уже привыкли к тому, что в магазинах всегда разнообразие хлебобулочных изделий и молочной продукции для взрослых и детей. Но мало кто задумывается, сколько сил требуется для производства этих продуктов питания.

К сожалению, за последние десятилетия в нашей стране практически утрачено бережное и уважительное отношение к хлебу и молоку. Молодое поколение даже не догадывается, какой огромный труд нужен, чтобы вырастить урожай пшеницы, выпечь хлеб или надоить десятки тысяч тонн молока. Нередко можно увидеть картину, когда школьники, выходя из буфета, выбрасывают недоеденные булки в мусорное ведро.

Вот поэтому, для воспитания правильного отношения к хлебу и молоку, воспитания уважения к человеку труда, к тем, кто работает на земле и в сфере сельского хозяйства в целом, кто производит и реализует продукты питания, и был объявлен этот конкурс.

Наш конкурс приглашает к участию детей и взрослых, хотя, конечно же, в первую очередь, направлен на привлечение молодежной аудитории, чтобы развивать творческую активность подрастающего поколения и прививать патриотическое чувство к труду и родной земле.

Инициатор конкурса - общественное движение в защиту прав потребителей «Качество нашей жизни»при участии и поддержке ТПП ВО, Департамента агропромышленной политики Воронежской области, ВГАУ.

Условия участия в конкурсе.

На конкурс принимаются авторские рассказы, стихи, рисунки, фото, видео.

В своих работах авторы могут показать по теме конкурса свое видение о жизни, о домашнем труде, в поле или на ферме, свое мнение или мнение окружающих о качестве домашних пищевых продуктов и предлагаемых торговыми сетями, о значении хлеба и «школьного»молока для здоровья детей и другое. Это зависит только от авторов.

Каждый участник может принять участие в любом количестве номинаций и в каждой номинации предоставить любое количество своих работ.

Возраст участника конкурса и его место жительства не ограничивается. Участником конкурса может быть любой человек, любая группа людей, класс, организация и т.п.

Для дошкольников и школьников младших классов, для детей и взрослых с ограниченными физическими возможностями –помощь в заполнении и отправке конкурсной работы оказывают родители или педагоги-кураторы или другие лица. Оказание помощи в выполнении, оформлении и отправке конкурсных работ приветствуется, но с обязательным на это указанием в сопроводительной записке. За оказание помощи по лучшим работам устанавливаются поощрительные призы.

Для участия в конкурсе необходимо зайти на наш конкурсный сайт www.kngvrn.ru. зарегистрироваться с заполнением всех необходимых полей, разместить конкурсную работу и дождаться ответа на электронный почтовый адрес (указанный при регистрации) о принятиии файла на экспертизу модераторами сайта.

Объем загружаемой работы не должен превышать 1,5 Мб. Формат приложенных файлов, рисунки(jpg jpeg bmp gif png), текстовые документы (doc, pdf, rtf, exl).

Авторские права на материалы сохраняются за участниками конкурса. Копирпование и использование материалов конкурса без разрешения автора работ - ЗАПРЕЩЕНО.

Поступившая работа может быть отклонена от участия в конкурсе, если она не соответствует теме, или установленной обществом этики, или небрежно оформлена. При отклонении заявки или при необходимости внести изменения Авторам таких работ будет отправлено сообщения по электронному адресу, указанному в заявке (смотри подробности участия в конкурсе в разделе ПОМОЩЬ ).

Конкурс проводится с 1 апреля 2015 года по 30 сентября 2015 года.

О дате и месте проведения церемонии награждения победителей конкурса будет сообщено дополнительно.

Лучшие работы могут быть выставлены для просмотра населением в общедоступных местах.

Поощрение победителей.

По итогам конкурса каждый участник, чья работа получит положительную оценку конкурсной комиссии, получит в электронном виде сертификат участника конкурса. Победителей определит компетентное жюри. Кроме этого будут присуждаться места, с учетом голосования населения на нашем сайте.

Победители конкурса награждаются Дипломами, благодарственными письмами, ценными призами (уточняется –например, ноутбук, планшет, велосипед, смартфон, телевизор, кухонный комбайн, хлебопечка, пылесос и др.).

По результатам голосования жюри лучшие стихи, рассказы,фото, рисунки будут опубликованы в СМИ и на сайте движения.

Подведение предварительных итогов каждую неделю на нашем сайте:

качество-нашей--жизни.рф

Источник: http://xn------5cdbkudlkkbhh3cig6ct1h3a.xn--p1ai/products

Папура А.А.

КАТЕГОРИЯ «КАЧЕСТВО ЖИЗНИ» В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Аннотация. В статье рассматривается понятие и подходы к изучению категории «качество жизни». Подробно описаны психологические составляющие и факторы, влияющие на качество жизни человека.

Ключевые слова: качество жизни;объективный и субъективный подход;субъективная оценка качества жизни;ощущение счастья;удовлетворенность жизнью;ценностные ориентации личности;внешние и внутренние факторы качества жизни.

Понятие «качество жизни» на сегодняшний день не имеет однозначного толкования. В научной литературе стало уже традиционным упоминание о том, что это сложная категория, предмет изучения ряда смежных областей знания. В философии, например, под данным термином понимают «сложный и многосторонний, в то же время конкретно-исторический феномен, являющийся важным инструментом философского познания бытия человека и общества» [18]. В политологии он рассматривается как «системное понятие, характеризующее конечный результат работы законодательной, исполнительной и судебной власти государства»[8]. В географии и экологии трактуется как «интегральное явление, всесторонне охватывающее совокупность условий жизнедеятельности людей» [6].

Сложность в определении заключается и в том, что это понятие часто используется в названиях государственных учреждений (к примеру, во Франции президент Жискар д’Эстен учредил «Министерство качества жизни»), в различных экономических программах и лозунгах политических партий [6]. Это, с одной стороны, показывает актуальность проблемы качества жизни людей, а с другой – свидетельствует о слабой разработанности теоретических положений относительно самого понятия. В целях преодоления трудностей в определении термина обратимся к рассмотрению методологических основ объективного и субъективного подходов к нему.

Объективный (или объективистский) подход исследует качество жизни как социально-экономический феномен, отражающий условия жизнедеятельности и благосостояние населения. В качестве таких условий при этом подходе рассматриваются социальные, экономические, экологические, жилищные и другие факторы человеческого существования [14;22;28].

Наиболее широкую распространенность данный подход получил в экономике и социологии. Теоретические основы его были заложены в трудах таких ученых, как С.А. Айвазян (2002), Д. Белл (1965), И.В. Бестужев-Лада (1978), В.Н. Бобков (1998), Б.В. Бойцов (1999), Дж. Гэлбрейт (1958), Е.В. Давыдова (1993), О.А. Ковынева (2006), А.И. Субетто (1995), И. Тоффлер (1985), Д.В. Феоктистов (2002) и др. [22].

В исследованиях этих авторов представлены различные точки зрения на то, что понимать под качеством жизни. Наиболее распространенным, по утверждению В.В. Дробышевой, Б.И. Герасимова и Н.С. Маликова, является мнение, что это «сложная синтетическая категория, аккумулирующая все значимые для личности условия существования, уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей» [10, с. 93;20, с. 12]. Основанием для этой категории служит системный подход, в рамках которого установлено, что политические, экономические, экологические и другие условия жизни человека взаимосвязаны между собой и должны исследоваться в их неразрывном единстве [22;23].

Такая системность подразумевает исследование потребностей и интересов людей. Потребности, по общепринятому определению, представляют собой необходимость, нужду или недостаток в чем-либо для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. В более узком смысле они характеризуют то, в чем нуждается человек, что ему необходимо в качестве условий его существования. Что касается интересов, то они, по мысли Н.С. Маликова, являются посредником между человеком как носителем потребности и миром внешних объектов, позволяющих удовлетворить ту или иную потребность. Примером такого удовлетворения является выбор человеком конкретных продуктов питания и их потребление [20, с.12-13].

Следует отметить, что в рамках объективного подхода параллельно с обсуждением содержания термина активно ведется разработка перечня показателей для оценки качества жизни населения. Этой разработкой, в частности, занимаются С.А. Айвазян (2002), В.Ф. Безъязычный (2004), В.Н. Бобков (2002), В.К. Бочкарева (2001), Н.А. Денисов (2002), П.С. Мстиславский (2002), Е.А. Неретина (2008), Т.П. Шмуйло (2005)и др. Серьезную исследовательскую и научную работу в этом направлении ведут Департамент Международной Организации Объединенных Наций (International Department of United Nations, Институт статистики ЮНЕСКО (UNESCO Institute for Statistics ), Федеральная служба государственной статистики (ФСГС), Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), Академия проблем качества РФ (АПК РФ) и Научно-производственное объединение «Криста» (НПО «Криста») [22].

В деятельности этих организаций используются различные перечни показателей – от обобщенных, охватывающих лишь самые существенные стороны жизни человека, до многоуровневых детальных систем, включающих подробнейшие перечисления различных факторов и компонентов. Наиболее распространенными из них, по мнению С.А. Айвазяна и В.В. Дробышевой, являются: демографические характеристики населения (здоровье, рождаемость, смертность);жилищные условия и обеспеченность людей потребительскими благами длительного пользования;санитарно-гигиенические условия жизни и загрязненность окружающей среды;индекс уровня образования и культуры;занятость населения и условия труда;количественные показатели национального дохода и ВВП на душу населения [2;10].

Эти показатели основаны на статистической информации, их преимущество заключается в том, что они, во-первых, позволяют определить оптимальные траектории социально-экономического и эколого-демографического развития стран (регионов);во-вторых, сопоставить межстрановые и межрегиональные рейтинги качества жизни людей;и, в-третьих, выявить так называемые «очаги неблагополучия» населения [2;3]. Кроме того, они имеют значение и для социальной политики различных государств и особенно актуальны для России, где, к примеру, несмотря на успехи, достигнутые макроэкономикой страны в последние годы, благосостояние отдельных слоев населения все же остается низким [15, c. 2-3].

Отметим, что в России государственными органами предпринимаются различные меры по улучшению качества жизни населения. Так, Министерством науки, промышленности и технологий РФ была инициирована программа научно-исследовательских работ по качеству жизни населения применительно к российским условиям. Головным исполнителем был определен Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). В результате деятельности данной организации В.И. Кулайкин, Е.Е. Задесенец и Г.М. Зараковский разработали доктрину «Государственное регулирование качества жизни населения России» [15;22].

Цель государства авторы доктрины видят в улучшении качества жизни всех слоев населения, социальных групп и каждого члена российского общества. Для достижения этой цели предлагается решать три взаимосвязанные задачи: формирующую, стимулирующую и результативную.

Первая задача заключается в формировании у граждан социально-позитивных потребностей, интересов и ценностных ориентаций. Вторая задача заключается в повышении качества жизни в части решения социально-демографических проблем, здоровья, удовлетворения активно-деятельностных потребностей и интересов людей. Это, по мнению авторов, должно повысить уровень человеческого потенциала и создать условия для его как можно более полной реализации в экономической, социокультурной и других сферах жизнедеятельности общества. Третья задача заключается в повышении качества жизни в части удовлетворения базовых материальных и социокультурных потребностей, интересов и стремлений людей [12, с. 287;15, с. 14].

Для достижения названных целей, по утверждению Г.М. Зараковского, в социальной политике необходимо разрешить ряд психологических проблем. Первой такой проблемой является формирование у всех слоев населения социально-позитивных потребностей, ценностей и целей. Для этого необходимо разработать основы политики улучшения менталитета в соответствии с принципами гражданского общества и социального государства и создать соответствующий механизм воздействия институтов государственной власти на средства массовой информации и организации, входящие в сферу образования и культуры (общественные или попечительские советы и др.).

Второй проблемой являются разработка, нормативное установление и введение в действие показателей и критериев качества жизни населения страны в целом, отдельных регионов и социальных групп. В номенклатуре показателей и критериев обязательно должны присутствовать те, которые характеризуют психологические составляющие качества жизни населения.

Третья проблема заключается в создании реальных и равных возможностей для всех молодых людей самореализоваться в той или иной сфере социально-позитивной деятельности в соответствии со своими наклонностями и способностями в условиях честного соревнования с возможными конкурентами [12, с. 292-293].

Значительный вклад в решение этих проблем, по мнению автора, могут внести и психологи. Основной их целью должно стать повышение жизненного потенциала российского общества, отдельных социальных групп и каждого гражданина. Этот потенциал представляет собой ядро жизнедеятельности. Субъективно он проявляется у человека в ощущении своей силы, в желании активно действовать, в чувстве радости от самого факта своей жизни [12, с. 301].

Следует заметить, что со стороны психологов такая помощь имеется. Это, к примеру, исследования психологических составляющих качества жизни людей и факторов, влияющих на это качество. Данные исследования представляют собой субъективный подход.

В рамках субъективного подхода, или, как часто его называют, «психологического», исследуются психологические составляющие качества жизни людей, а также факторы, формирующие это качество. Теоретические основы данного подхода были заложены в трудах М. Аргайла (1987), А.В. Барановой (2005), Н. Брадберна (1965), Р. Венховена (1994), Э. Дайнера (1984), И.А. Джидарьян (1995), Г.М. Зараковского (2009), Р. Инглехарта (1986), А. Кэмпелла (1974), Т.Н. Савченко (2004), М. Фордиса (1988), Д. Шейна (1978), Ф. Эндрюса (1980) и др. [22].

В рамках данного подхода имеются различные определения термина «качество жизни». Так, например, зарубежными психологами Дж. Альбрехтом и Р. Девлигером, это понятие определяется как «состояние благополучия, при котором человек успешно осуществляет свою физическую, психологическую и социальную деятельность» [29, c. 978];Ф. Пеонидисом – как «чувство удовлетворенности человека своей жизнью, основанное на понимании объективно существующих условий и состояния дел в его жизни» [37, c. 161];Н. Далки и Д. Рурком – как «ощущение личностью счастья» [цит. по 33, с. 38].

Более конструктивными, по мнению известного зарубежного исследователя Р. Венховена, являются те определения, которые учитывают субъективный аспект благополучия личности [41, с. 37]. В данном отношении, на наш взгляд, целесообразно руководствоваться определением М. Рэпли: «… качество жизни – это жизненное благополучие, при котором у человека появляются внутренняя удовлетворенность условиями своего существования и ощущение счастья [38, с. 76].

Такому представлению в немалой степени способствовало становление гуманистической психологии. Если в первой половине ХX века, по утверждению И.А. Джидарьян, психологи исследовали негативные состояния человека (депрессию, отрицательные эмоции, тревогу, внутренние конфликты и т.д.), то начиная с 1965 года они стали обращаться к исследованию позитивных явлений и, в частности, к изучению благополучия личности [9]. Такое внимание было обусловлено тем, что благополучие в самом широком смысле представляет «обобщенный критерий качества жизни, характеризующий жизненную успешность личности» [39]. Объективно эта успешность проявляется в материальном и социальном благополучии личности (высокий социальный статус, перспективная работа, хороший заработок и т.д.), субъективно – в ощущении, восприятии и оценки гармоничности жизни [13].

Субъективная оценка качества жизни рассматривается как актуальное отношение человека к наиболее значимым, важным для него аспектам собственной жизнедеятельности. Оно раскрывает свое содержание, выделяя из внешней среды значимые для личности компоненты (ценности, потребности, действия, поступки и т.д.). Смыслообразующая функция субъективного качества жизни состоит в том, что оно, как интегральное отношение личности в конкретный момент к жизни, является не простым переживанием человеком жизненной ситуации, а имеет для него ценностное значение, придает смысл и «задает» цели будущего развития и жизнедеятельности субъекта. Субъективная оценка качества жизни человека включает эмоциональный (аффективный), когнитивный и ценностно-побудительный компонент психики [6;12;22].

Эмоциональный (аффективный) компонент представляет собой переживания, объединяющие чувства, которые обусловлены успешным (или неуспешным) функционированием личности в жизни. Субъективно они проявляются у человека в ощущении счастья (несчастья) [6;17].

Анализ научной литературы показал, что «счастье» является феноменом, принадлежащим в значительной мере к экзистенциальному аспекту бытия личности – «вечным вопросам человечества». Так, еще древнегреческими философами установлено два вида понимания счастья, связанных с типологическими различиями счастливых людей: эвдемоническое и гедоническое. В эвдемоническом понимании счастье – это «состояние совершенства» и «обладания высшими благами», что для личности подразумевает самосовершенствование и реализацию самого себя как духовного и разумного существа. В гедоническом понимании это «сумма наслаждений, которые испытывает или испытал человек при получении удовольствий и радостей, выпадающих на его долю в разных сферах жизни» [12, с. 89].

В современной психологии термин «счастье» представлен достаточно разнообразно. К примеру, В.И. Меренков это понятие определяет как «индикатор успешной адаптации субъекта к условиям своей жизни» [21, с. 152]. В. Франкл связывает его с «реализацией смысла жизни» [27, с. 302]. М. Селигман рассматривает как «субъективное благополучие личности» [26, с. 285]. Общим в определениях, как было отмечено Г.М. Зараковским, является представление о том, что это доминирующее в жизни человека позитивное эмоциональное состояние, обусловленное разными факторами [12, с. 90].

Когнитивный компонент характеризует знание и представление человека о текущей жизненной ситуации. Этот компонент основан на оценках, личном мнении и представлениях человека о состоянии собственной жизни [6;17].

Для определения этого компонента применяется два вида субъективных оценок – основанные на социологическом опросе и на психологическом тестировании. Первые широкую распространенность получили в социологических исследованиях, в рамках которых основное внимание уделяется изучению удовлетворенности людей различными сторонами их жизни: медицинским обслуживанием, здоровьем, качеством жилья, образованием, правопорядком, транспортным и торговым обслуживанием, трудоустройством, состоянием окружающей среды и правовой защищенностью. Роль данных исследований важна для улучшения системы здравоохранения, рынка труда и других атрибутов социальной сферы [3].

Второй вид оценок предполагает исследование удовлетворенности человека своей жизнью. Удовлетворенность жизнью при этом многие авторы трактуют как субъективную оценку, которой человек характеризует свою текущую жизненную ситуацию. В той или иной степени эта оценка связана с оценкой представлений человека о желанной и идеальной жизни. С этими идеалами сравнивается собственная жизнь, жизнь других конкретных людей и жизнь абстрактного человека [17]. Для исследования качества жизни, по мнению зарубежного психолога Э. Дайнера, особое значение приобретают второй вид оценок, поскольку они в большей степени отражают субъективное благополучие личности [32].

Ценностно-побудительный компонент представляет готовность личности реализовать определенное поведение для достижения качества жизни. Для раскрытия содержания этого компонента многие психологи обращаются к исследованию мотивационной сферы и ценностным ориентациям личности [3;6;12;25].

Исследование мотивационной сферы позволяет определить, какие потребности для личности востребованы и как они влияют на ее поведение. Существуют различные классификации потребностей. Общепризнанной можно считать классификацию А.Г. Маслоу, согласно которой у человека имеется следующий ряд потребностей: 1) физиологические потребности (голод, жажда, половое влечение и др.);2) потребность в безопасности (стремление чувствовать себя защищенным, свободным от страхов и тревоги);3) потребность в принадлежности и любви (желание принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими);4) потребность в признании и уважении (стремление к уважению и признанию со стороны окружающих);5) потребность в самоактуализации (желание реализовать свои цели и способности) [19]. Удовлетворяя их, как было отмечено А.В. Барановой и Г.М. Зараковским, человек тем самым повышает качество своей жизни [6;12].

Ценностные ориентации представляют собой «относительно устойчивую, социально обусловленную направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение» [11, с. 30;12, с. 175]. Их роль в исследовании качества жизни обусловлена рядом причин. Во-первых, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, они входят в психологическую структуру личности в форме личных ценностей и служат одним из источников мотивации поведения. Во-вторых, могут выступать как идеал, выработанный общественным сознанием, содержащий представление об атрибутах «должной» жизни. И, в-третьих, их исследование позволяет сравнить соответствие субъективных оценок реального и желаемого качества жизни [25].

Примечательно также и то, что для большинства исследователей вышеназванные компоненты являются основанием для определения психологических составляющих качества жизни. В ряде работ было показано, что составляющими этого феномена являются ощущение у личности счастья и удовлетворенность жизнью [3;5;6;16;22;25;32;40 и др.].

Причиной для такого рассмотрения служат три теоретико-методологических положения. Во-первых, счастье, как и удовлетворенность жизнью, являются оценочными категориями, мнением самих субъектов о своих переживаниях и восприятии жизни с точки зрения внутренних критериев и эталонов, независимо от того, что об этом думают, другие люди и насколько эти эталоны соответствуют или не соответствуют общепринятым взглядам и стандартам. Во-вторых, счастье и в особенности чувство общей удовлетворенности являются характеристиками целостной человеческой жизни – в единстве не только ее прошлого и настоящего, но и будущего [9, с. 68-69]. В-третьих, эти характеристики отражают положительное эмоциональное состояние, отношение и представление человека о своей жизни [34].

Многие авторы к этим составляющим также относят и ценностные ориентации личности. Их специфика заключается в том, что они, во-первых, обладают субъективным характером проявления, т.е. представляют собой результат отражения, осмысления, переживания и оценки личностью предметов и явлений окружающей действительности;во-вторых, являются важнейшими регуляторами поведения личности, ее стремлений и поступков;в-третьих, им свойственна динамичность и в то же время устойчивость, т.е. на протяжении жизни человека изменяется не столько совокупность самих ценностей, сколько их структура, мнения и взгляды [11].

Специфика исследования этих составляющих обусловлена и тем, что они дают возможность изучить факторы, влияющие на качество жизни человека. В литературе достаточно прочно укоренилось представление о том, что жизнь человека находится под влиянием как внешних, так и внутренних факторов [4;5;6;41 и др.]. К внешним факторам многие ученые относят:

- экономические – уровень дохода, безработицы, общее состояние экономики страны;

- экологические – климат, изменения окружающей среды, техногенные и природные опасности;

- политические – политическая обстановка в стране, уровень гражданских свобод и уважения прав человека;

- социальные – социальные связи и окружение, статус и жизненные обстоятельства (вступление в брак, получение образования, потеря работы).

К внутренним относят:

- социально-демографические – пол, возраст, национальность, раса;

- психологические – состояние здоровья, активность личности, умение планировать время;

- личностные характеристики и свойства – экстраверсия, внутренний контроль, оптимизм, самоуважение и т.д.

В научной литературе нет однозначного ответа, какие факторы влияют больше. Одни авторы утверждают, что это личностные свойства – оптимизм, экстраверсия, жизнерадостность, самоуважение и т.д. (Зараковский Г.М. (2009), Савченко Т.Н. (2006), Селигман М. (2006), Динер Е. (1997), Рифф К. (1995) и др.). Другие – что это экономическое положение страны и уровень дохода населения (Аккерман Н. (1983), Брадберн Н. (1965), Рэдклифф М. (2001), Скевингтон С. (2009)). Третьи выделяют социальный статус, взаимоотношения с окружающими людьми и жизненные события (брак, потеря работы, получение образования) (Далки Н. (1976), Инглехарт Р. (1986), Ли Д. (1991) и др.) [22].

Непротиворечивыми оказались те точки зрения, где учитывается влияние двух факторов. К примеру, в работе М. Аргайла и Р. Венховена, исследовавших феноменологию счастья, было показано, что на счастье личности оказывают влияние обе группы факторов. К числу значимых внешних они отнесли «социальный фактор» (статус личности (брачный, родительский), социальные связи (супружеские отношения, внутрисемейные и близкие дружеские связи) и жизненные обстоятельства (вступление в брак));к внутренним – «личностные характеристики и свойства». Свойства личности и специфика социальных связей, по их мнению, взаимодействуют друг с другом. Первые дают социальную поддержку и положительные эмоции, вторые позволяют полноценно самореализоваться в жизни и испытать ощущение счастья [5;41].

Схожая позиция наблюдается и у исследователей удовлетворенности жизнью – Н.В. Андреенковой, Е. Динера и Р. Ларсона. Авторы в крупномасштабном исследовании (межстрановом и внутри одной страны) показали, что на удовлетворенность человека своей жизнью влияют социальный (семейный статус), экономический (уровень дохода, финансовое благополучие) и личностный (экстраверсия, оптимизм, высокий уровень самооценки) факторы. Однако в отличие от работы М. Аргайла и Р. Венховена в этих исследованиях было показано, что влияние личностного фактора значительно больше, чем социального и экономического. Для объяснения этого феномена авторы обращаются к теории достижения целей, в рамках которой установлено, что человек достигает цель (семейное благополучие, высокий уровень дохода и т.д.) только за счет своих личностных ресурсов, а не каких-либо иных [4;31].

Если опираться на эти данные, то можно предположить, что личностные характеристики в большей степени влияют на оценку и восприятие личностью качества своей жизни, чем экономические и социальные факторы. Для подтверждения этой точки зрения обратимся к работам, в которых изучались личностные характеристики.

В этой области существуют различные исследования, значительная часть которых проводилась за рубежом – такими учеными, как М. Аргайл (1987), Е. Динер (1997), А. Кэмпелл (1974), Т. Личетз (2006), Р. Лукас (2008), К. Рифф (1995), М. Селигман (2002) и др.

Авторы в своих исследованиях показали, что существует взаимосвязь между психологическими составляющими качества жизни – ощущением счастья и удовлетворенностью жизнью и такими личностными характеристиками, как экстраверсия, внутренний контроль, высокая самооценка, самоуважение, самопринятие, оптимизм, жизнерадостность, умение планировать и продуктивно использовать время.

Так, например, в исследованиях Т. Личетза, М. Ида, Р. Лукаса, К. Ли и Р. Дуренфорта было показано, что экстраверты более счастливы и удовлетворены своей жизнью в отличие от интровертов. Это обусловлено тем, что они чаще испытывают положительные эмоции в повседневности и больше времени посвящают занятиям, которые подразумевают общение [35;36].

В работе Е. Динера подобная взаимосвязь обнаружена с «внутренним контролем». Людям с установкой на внутренний контроль, по его мнению, присуще ощущение благополучия и счастья, они менее подвержены стрессовым жизненным ситуациям и умеют справляться с различными проблемами и трудностями [32].

В трудах А. Кэмпелл, К. Рифф и Л. Кейс отмечается, что ощущение счастья личности напрямую зависит от высокой самооценки, самоуважения и самопринятия. По мнению этих авторов, люди ощущают себя счастливыми и удовлетворенными жизнью, если им удается разрешить свои внутренние конфликты и достичь ощущения целостности своей личности [30;39].

В других работах – это взаимосвязь с умением планировать и продуктивно использовать время и со стилем мышления, характеризующим оптимистический взгляд на мир. Счастливые люди, как показано в исследовании А. Вэссмана и Д. Рикс, умеют планировать время и продуктивно его использовать, а несчастливые – не умеют, время у них не заполнено, не организовано и не сбалансировано [42]. Стиль мышления счастливых характеризуют жизнерадостность, оптимизм и убежденность в том, что будущие события находятся под их контролем. У несчастливых этот стиль проявляется в присутствии пессимизма и убежденности в том, что их жизнь находится под влиянием каких-то «внешних сил» [5].

Подобные исследования проводились и в России, в частности, К.А. Абульхановой-Славской (1991), Г.М. Головиной (2002), И.А. Джидарьян (2001), Г.М. Зараковским (2009) и Т.Н. Савченко (2006). В работах этих авторов было показано, что субъективное качество жизни зависит от самореализации, активности, смелости, ответственности, способности к самовыражению, мотивационной направленности, совладающего поведения, стилевых особенностей поведения и уверенности в себе [22].

Так, например, в исследованиях Г.М. Зараковского установлено, что субъективное качество жизни зависит от «самореализации личности в регламентированной и нерегламентированной деятельности (трудовой, досуговой, общественно-политической, семейной)». Эта зависимость обусловлена тем, что самореализация представляет стратегическую цель жизни человека (или отдельного ее этапа), и от того, как она будет им реализована, зависят его жизненная удовлетворенность и благополучие [12].

Кроме того, автором также было показано, что доминирующее значение в формировании качества жизни занимает «психологический потенциал индивида». Он представляет собой систему психологических свойств, определяющих успешность личности в разных сферах жизни. Этими свойствами являются: энергичность (активность), жизнерадостность, стремление к согласию и совместной деятельности (при условии понимания других людей), стремление к достижениям, смелость, гибкость, самостоятельность, эмоциональная устойчивость в стрессогенных и фрустрационных ситуациях [12, с. 141].

В работе К.А. Абульхановой-Славской и Г.М. Головиной такая взаимосвязь обнаружена с «активностью», «ответственностью», «способностью к самовыражению» и «мотивационной направленностью». К примеру, в исследовании Г.М. Головиной было показано, что лица с мотивом достижения успеха имеют более высокие оценки по индексу жизненной удовлетворенности, чем лица с мотивом избегания неудачи [1;7].

В исследовании И.А. Джидарьян удовлетворенность жизнью связывается с особенностями «совладающего поведения». По мнению автора, счастливые и удовлетворенные люди в трудных жизненных ситуациях ориентируются на непосредственное решение проблемы, берут на себя ответственность за случившееся и активно действуют в направлении ее решения. Кроме того, они открыто выражают свои чувства по отношению к возникающим проблемам и готовы к изменениям в самих себе для достижения желаемого результата. Для несчастливых и неудовлетворенных людей характерна несколько иная картина. В трудных жизненных ситуациях они предпочитают сменить род деятельности, больше отдыхать и «забыть» про проблему [9].

В работе Т.Н. Савченко и Г.М. Головиной выявлена зависимость качества жизни от «стиля поведения», представляющего собой устойчивое, целостное образование, включающее сознательные и бессознательные механизмы активной и пассивной адаптации человека к среде. Для его характеристики условно выделяется четыре стиля: «обывательский», «конформный», «творческий» и «авантюристский». Люди, обладающие первыми двумя, по мнению авторов, счастливы и удовлетворены жизнью;с остальными – не удовлетворены и часто несчастливы. Кроме того, авторами было показано, что лицам с обывательским и конформным стилем поведения свойственна уверенность в себе. Эти данные позволили определить структуру субъективного качества жизни (рис. 1) [25, с. 137].

Рис. 1. Структура субъективного качества жизни (по Т.Н. Савченко и Г.М. Головиной)

Таким образом, теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что личностные характеристики взаимосвязаны с субъективным качеством жизни и, в частности, с такими психологическими составляющими, как ощущение счастья и удовлетворенность личностью своей жизнью.

Подводя итог вышеизложенному, можно отметить следующее.

Понятие «качество жизни» представляет собой сложную категорию, исследование которой происходит на стыке ряда наук (социологии, экономики, психологии и т.д.). К определению этой категории имеется два подхода: объективный и субъективный. Объективный подход направлен на исследование условий жизнедеятельности и благосостояния общества, а также выработку стратегических государственных целей по улучшению качества жизни населения страны. Субъективный подход направлен на исследование психологических составляющих качества жизни людей, а также факторов, формирующих это качество. При первом подходе качество жизни определяется как «сложная синтетическая категория, аккумулирующая все значимые для личности условия существования, уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей». При втором – как «жизненное благополучие, при котором у человека появляются внутренняя удовлетворенность условиями своего существования и ощущение счастья».

Субъективная оценка качества жизни рассматривается как актуальное отношение человека к наиболее значимым, важным для него аспектам собственной жизнедеятельности. Смыслообразующая функция субъективного качества жизни состоит в том, что оно, как интегральное отношение личности в конкретный момент к жизни, является не простым переживанием человеком жизненной ситуации, а имеет для него ценностное значение, придает смысл и «задает» цели будущего развития и жизнедеятельности субъекта. Субъективная оценка качества жизни человека включает эмоциональный (аффективный), когнитивный и ценностно-побудительный компонент психики. Эмоциональный компонент представляет собой переживания, объединяющие чувства, которые обусловлены успешным (или неуспешным) функционированием личности в жизни. Когнитивный компонент характеризует знание и представление человека о текущей жизненной ситуации. Ценностно-побудительный компонент отражает готовность личности реализовать определенное поведение для достижения качества жизни.

Психологическими составляющими качества жизни являются ощущение счастья, удовлетворенность жизнью и ценностные ориентации личности. Счастье – это доминирующее в жизни человека позитивное эмоциональное состояние, обусловленное разными факторами. Удовлетворенность жизнью – субъективная оценка, которой человек характеризует свою текущую жизненную ситуацию. Ценностные ориентации представляют относительно устойчивую, социально обусловленную направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение. Специфика исследования этих составляющих обусловлена тем, что они, во-первых, являются оценочными категориями, мнением самих субъектов о своих переживаниях и восприятии жизни с точки зрения внутренних критериев и эталонов, независимо от того, что об этом думают другие люди и насколько эти эталоны соответствуют или не соответствуют общепринятым взглядам и стандартам. Во-вторых, являются характеристиками целостной человеческой жизни – в единстве не только ее прошлого и настоящего, но и будущего. В-третьих, служат важнейшими регуляторами поведения личности, ее стремлений и поступков.

Исследование этих составляющих важно для определения влияния на качество жизни внешних и внутренних факторов. К внешним факторам многие психологи относят экономические, экологические, политические и социальные;к внутренним – социально-демографические, психологические, личностные характеристики и свойства. Среди названных факторов наибольшее значение имеют личностные характеристики. В зарубежной психологии в качестве таких характеристик рассматриваются экстраверсия, внутренний контроль, высокая самооценка, самоуважение, самопринятие, оптимизм, жизнерадостность, умение планировать и продуктивно использовать время. В отечественной психологии – самореализация, активность, смелость, ответственность, способность к самовыражению, мотивационная направленность, совладающее поведение, стилевые особенности поведения и уверенность в себе.

Таким образом, теоретический обзор, проведенный в данной статье, позволяет наметить дальнейшие пути изучения качества жизни населения.

    Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. – М. Мысль, 1991. – 299 с. Айвазян, С.А. Россия в межстрановом анализе синтетических категорий качества жизни населения. Часть I: Методология анализа и пример ее применения // Мир России. – 2002. – Т. Х, № 4. – С. 59-96. Алмакаева, А.М. Субъективное восприятие качества жизни: теоретико-методологические и методические аспекты анализа: дис. … канд. соц. наук. – Самара, 2007. – 143 с. Андреенкова, Н.В. Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и определяющих ее факторов //Мониторинг общественного мнения. – 2010. – № 5(99). – С. 189-215. Аргайл, М. Психология счастья;пер. с англ. общ. ред. и вступ. ст. М.В. Кларина. – 2-е издание. – СПб. Питер, 2003. – 272 с. Баранова, А.В. Экономико-психологические детерминанты субъективного качества жизни: дис. … канд. психол. наук. – Москва, 2005. – 197 с. Головина, Г.М. Структура показателя общей удовлетворенности жизнью // Качество жизни: критерии, оценки. Отечественный и зарубежный опыт / Тезисы Международного научного семинара, г. Москва, 24-25 октября. – М. ВНИИТЭ, 2002. – С. 17-19. Горбенко, П.П. Ложко, В.В. Современные подходы и приоритеты формирования государственной системы обеспечения высокого качества жизни // Вестник Национального института здоровья: Материалы I Национального конгресса «Качество жизни и здоровья» и V Национального конгресса по курортологии и натуральной терапии. – СПб. Изд-во СПГУ, 2000. – С. 18-25. Джидарьян, И.А. Представление о счастье в российском менталитете. – СПб. Алетея, 2001. – 242 с. Дробышева, В.В. Экономический анализ показателей, характеризующих качество жизни (на примере Тамбовской области) // Вестник Тамбовского университета. – 2009. – № 7(75). – С. 88-93. Журавлева, Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. – М. Институт психологии РАН, 2006. – 335 с. Зараковский, Г.М. Качество жизни населения России: Психологические составляющие. – М. Смысл, 2009. – 319 с. Ключников, С.Ю. Фактор успеха: Новая психология саморазвития. – М. Беловодье, 2002. – 408 с. Ковынёва, О.А. Управление качеством жизни населения;под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 88 с. Кулайкин, В.И. Задесенец, Е.Е. Зараковский, Г.М. Концепция качества жизни как инструмент управления социально-экономическим развитием России [Электронный ресурс] / В.И. Кулайкин, Е.Е. Задесенец, Г.М. Зараковский // Материалы Всероссийской научной конференции: Россия: путь к социальному государству, г. Москва, 6 июня 2008 г. – М. Научный эксперт, 2008. – Прил. CD-R. Кулайкин, В.И. Социально-психологические параметры качества жизни в различных социальных группах: дис. … канд. психол. наук / В.И. Кулайкин. – Кострома, 2006. – 298 с. Куликов, Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика / ред. В.Ю. Большаков. – СПб. Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2000. – С. 476-510. Кутуева, О.А. Качество жизни современного российского общества: социально-философский аспект: авт. … дис. канд. филос. наук / О.А. Кутуева. – Челябинск, 2007. – 18 с. Майерс, Д. Социальная психология: Интенсивный курс / Д. Маерс;пер. c англ. – 4-е междунар. изд. – СПб.;М. Прайм-Еврознак;Олма-Пресс, 2004. – 510 с. Маликов, Н.С. К вопросу о содержании понятия «качество жизни» и его измерению // Уровень жизни населения регионов России. – 2002. – № 2. – С. 10-17. Меренков, В.И. Вариативность моделей счастья в трансформирующемся мире // Методы исследования психологических структур и их динамики / под ред. Т.Н. Савченко, Г.М. Головиной. – Вып. 4. – М. Институт психологии РАН, 2007. – С. 152-165. Папура А.А. Психологическое сопровождение подростков по формированию уверенности в себе. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 5.09.2014). Петрова, А.Т. Разработка методологических основ оценки качества жизни населения региона: авт. … дис. докт. экон. наук / А.Т. Петрова. – Москва, 2008. – 43 с. Реймерс, Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник [Текст] / Н.Ф. Реймерс. – М. Мысль, 1990. – 637 с. Савченко, Т.Н. Головина, Г.М. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования. – М. Институт психологии РАН, 2006. – 170 с. Селигман, Мартин Э.П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни;>пер. с англ. – М. София, 2006. – 368 с. Франкл, В. Человек в поисках смысла. – М. Прогресс, 1990. – 368 с. Яппарова, Р.Р. Социальные различия в качестве жизни населения крупного города: дис. … канд. соц. наук / Р.Р. Яппарова. – Уфа, 2007. – 165 с. Albrecht, G.L. Devlieger, P.J. The disability paradox: high quality of life against all odds [Text] / G.L. Albrecht, P.J. Devlieger // Social Science and Medicine. – 1999. – Vol. 48, N 8. – P. 977-988. Campbell, A. Quality of life as a psychological phenomenon // Subjective elements of wellbeing. – Paris: Organization for Economic Cooperation and Development, 1974. – P. 9-20. Diener, E. Larsen, R.J. Temporal stability and cross-situational consistency of affective, behavioral, and cognitive responses // Journal of Personality and Social Psychology. – 1984. –N Diener, E. Measuring Quality Of Life: economic, social and subjective indicators // Social Indicators Research. – 1997. – N 40. – P. 190-216. Fayers, P. Machin, D. Quality of Life: The Assessment, Analysis and Interpretation. – Chichester, West Sussex, England: John Wiley &Sons, 2007. – 2nd Edition. – 566 p. Haybron, D.M. Life Satisfaction, Ethical Reflection, and the Science of Happiness // Journal of Happiness Studies. – 2007. – Vol. 8, N 1. – P. 99-138. Lischetzke, T. Eid, M. Why extraverts are happier than introverts: The role of mood regulation // Journal of Personality. – 2006. – N 74 (4). – P. 1127-1162. Lucas, R.E. Le, K. Dyrenforth, P.S. Explaining the Extraversion / positive affect relation: Sociabillity cannot account for Extraverts’ greater happiness // Journal of Personality. – 2008. – N 76 (3). – P. 385-414. Peonidis, F. Quality of life as a Philosophically Interesting Concept [Text] / N Rapley, М. Quality Ryff, C.D. Keyes, L.M. The structure of psychological well-being revisited [// Journal of Personality and Social Psychology. – 1995. – N Veenhoven, R. Greater Happiness for a Greater Number. Is that Possible and Desirable? // Journal of Happiness Studies. – 2010. – Vol. 11, N 5. – P. 605-629. Veenhoven, R. Is happiness a thait? // Social indicators research. – 1994. – Vol. 32, N Wessman, A.E. Ricks, D.F. Mood and Personality. – N.Y. Holt, Rinehart &Winston, 1966. – 317 p.

Папура Антонина Александровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Ставропольского филиала Московского гуманитарно-экономического института.

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Папура А.А. Категория "качество жизни" в психологических исследованиях. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Источник: http://www.ppip.idnk.ru/index.php/vypusk-3-2014/9-2011-02-24-12-27-14/-3-2011/554-2011-09-28-06-11-46

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Раздел: «Человек и общество»

Текст №1

Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и природой… #image.jpg

Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, то есть все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и производится независимо от воли ее членов…

Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми… Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения;политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и так далее.

Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей как общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка…

Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей…

А.Г.Спиркин

С1. Найдите в тексте и подчеркните два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества.

С2. Ученые называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других слова, которыми автор характеризует общество как систему.

С3. Автор считает, что «более или менее нормальное бытие и развитие людей» возможно только в обществе. Подтвердите его мнение тремя аргументами.

С4. Опираясь на содержание текста и знания, приведите три доказательства того, что в основе общества «конечном счете лежит человеческий труд».

Текст №2

Человек может стать человеком только путем воспитания. Он – то, что делает из него воспитание. Следует заметить, что человек может быть воспитан только человеком – людьми, точно так же получившими воспитание. В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы… #image.jpg

В человечестве заключено много задатков, и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самых зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения. Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями. Каждое поколение, обладая знаниями предыдущего, может путем воспитания развивать все природные способности человека.

Так приблизительно мог бы воззвать Творец к человеку: «Я наделил тебя склонностью к добру. Твое дело развить ее. И, таким образом, твое собственное счастье и несчастье зависит от тебя самого».

Человек должен развивать свои способности к добру. Самому себя совершенствовать, самому себя образовывать и, в случае склонности к злу, развивать в себе нравственные качества – вот в чем обязанности человека. Доброе воспитание как раз есть то, из чего возникает все добро на свете.

И.Кант. О педагогике

С1. Как понимает Кант главную задачу воспитания? Приведите два объяснения с опорой на текст.

С2. Как понимает Кант главную задачу самовоспитания? Раскройте ее. Приведите два объяснения с опорой на текст.

С3. Почему Кант называет воспитание искусством? Исходя из собственного жизненного опыта и знаний, приведите примеры (не менее двух), доказывающие, что человек может стать человеком только путем воспитания.

С4. Объясните, как соотносятся между собой понятия «социализация» и «воспитание». Какое из них шире?

Источник: http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2014/03/31/obshchestvoznanie-v-skhemakh-i-tablitsakh

#image.jpg

#image.jpg

Почти все авторитеты в области руководства приводят перечни качеств или характеристик, которыми обладают или должны обладать руководители. Используя эти критерии, все прочие люди могут оценить свои характеры и, следовательно, имеющийся у них потенциал лидерства. Мы воспроизводим эти перечни по сочинениям некоторых наиболее известных гуру и предлагаем вам измерить свой лидерский потенциал, отмечая галочками имеющиеся у вас личностные качества, основные навыки и задатки лидерства. но предупреждаем, что сформулированные гуру стандарты очень строги. Начнем с изложения мнения Уоррена Бенниса, одного из самых известных экспертов по проблеме руководства компаниями. Составленный им перечень основных качеств лидера приведен в таблице 1.

Вы справедливы, честны, терпимы, надежны, заботливы, открыты, лояльны и преданы лучшим традициям прошлого.

Источник: Nanus В. The Leader's Edge: The Seven Keys to Leadership in a Turbulent World. New York: Contemporary Books, 1989, p.81-97.

Нанус - почетный профессор Школы делового администрирования при Южнокалифорнийском университете, в прошлом - директор исследовательских программ Института изучения проблем руководства при Южнокалифорнийском университете, в соавторстве с Уорреном Беннисом написавший книгу ( ), которая в 1985 г. стала бестселлером среди книг по бизнесу.

Источник: http://quality.eup.ru/MATERIALY/shl.htm

;
Категория: Живем качественно | Добавил: vladhrom (09.05.2016)
Просмотров: 309 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar