Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Статьи » Живем качественно

Качество жизни как основа социальной безопасности

Голосов: 3

В учебном пособии дано представление о базовых понятиях, концепциях, составляющих теоретическую основу курса "Социальная безопасность", освещены цели и задачи обеспечения социальной безопасности, правовые основы обеспечения социальной безопасности в современной России. Пособие подготовлено на кафедре философии Томского политехнического университета, соответствует программе дисциплины и предназначено для студентов Института дистанционного образования ТПУ направления 040100 "Социальная работа".

Источник: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/084/76084/57185

Читать

Купить

Автореферат диссертации по теме "Качество жизни населения как основа обеспечения социальной стабильности"

На правах рукописи

Хаджалова Хадижат Магомедовна

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ (на примере Республики Дагестан)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук

1 5 г?н 2011

Москва-2011

4853008

Работа выполнена в Учреждении Российской академии наук Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН

Научный консультант:

доктор экономических наук, член-корреспондент РАН Римашевская Наталья Михайловна

Официальные оппоненты:

Доктор экономических наук, профессор Жеребин Всеволод Михайлович Доктор экономических наук, профессор Бобков Вячеслав Николаевич Доктор экономических наук, профессор Рогова Ольга Леонидовна

Ведущая организация:

Учреждение Российской академии наук Институт социально-политических исследований РАН

Защита состоится 27 сентября 2011 г. в 13 час. 00 мин. на заседании Диссертационного Совета Д.002.091.01. в Институте социально-экономических проблем народонаселения РАН по адресу: 117218, г. Москва, Нахимовский проспект, 32, ИСЭПН РАН, комн. 906

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Института социально-экономических проблем народонаселения РАН

Автореферат разослан 20 августа 2011г.

Ученый сскрскф. ДисссрIанио;Kiin. in.ui г »копомичсскич наук

того Описи. /

и.1. Жя '.ппский

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В современной социально-ориентированной экономике высокое качество жизни, обеспечение которого является важной функцией государства, служит не только условием реализации человеческого потенциала, но и основой сохранения социальной стабильности общества. Трансформационные преобразования в России 90-х годов привели к падению жизненного уровня, росту безработицы, увеличению социального неравенства, а, в конечном счете - и снижению качества жизни населения. С начала 2000-х годов, с осознанием первостепенности решения социальных проблем для создания условий обеспечения развития экономики, государство перешло к активной политике в социальной сфере: рост социальных выплат, разработка и принятие национальных проектов, монетизация льгот и т.д. Мировой экономический кризис подорвал основы проводимой в последние годы социальной политики, и выявил необходимость коренной модернизации социальной сферы с ее ориентацией на более полное удовлетворение потребностей населения в качественных социальных услугах. В связи с чем, возникает настоятельная необходимость государственного воздействия на социально-экономические процессы с целью формирования новой социальной системы общества как основы обеспечения социальной стабильности и повышения качества жизни населения.

Особенно остро социальные проблемы проявляются в регионах с низким уровнем развития экономики и исторически накопившимися внутрирегиональными противоречиями. К таким регионам, где высокая демографическая нагрузка налагается на низкую занятость населения, многонациональность и поликонфессиональность усиливают напряженность в обществе, относится Республика Дагестан. Несмотря на довольно стабильные темпы социально-экономического развития, Дагестан находится в состоянии глубокой депрессии и страдает как структурными диспропорциями, так и критической нехваткой инвестиционных ресурсов. Существующие установки руководства республики, ориентированные на получение средств из федерального бюджета для развития социальной сферы региона, без комплексного подхода к решению всей совокупности социально-экономических проблем не способны оказать существенного позитивного воздействия на уровень и качество жизни населения. В этой связи, в скорейшей модернизации нуждается экономическая система региона, развитие которой позволит увеличить спрос на трудовые ресурсы и снизить социальную напряженность в обществе.

Становление и развитие рыночных отношений, новые социально-экономические условия жизнедеятельности, появление возможностей осмысления реальных жизненных стандартов, достигнутых в странах с развитой рыночной экономикой, а также практические нужды, связан-

ные с необходимостью проведения количественных измерений и оценок качества жизни, поиска новых механизмов повышения благосостояния общества, подталкивают ученых к комплексному и детальному изучению проблем качества жизни. Необходимость комплексного решения проблем повышения качества жизни и обеспечения социальной стабильности связана также с прямой и обратной зависимостью этих процессов: с одной стороны, повышение качества жизни населения служит основой обеспечения социальной стабильности, а с другой - социальная стабильность способствует росту качества жизни. Указанные обстоятельства обусловили актуальность темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В экономической науке содержание социальных функций государства и степень его вмешательства в хозяйственный процесс активно обсуждаются с самого ее возникновения. Все школы и направления экономической мысли определенным образом касались этой макроэкономической проблемы. Социальные функции государства и их регулирующее воздействие на экономику занимают важное место в трудах выдающихся представителей зарубежной экономической науки, таких как Г. Беккер, Т. Гоббс, Дж. К. Гэлбрейт, Дж. М. Кейнс, Дж. Стиглиц и др. Основы теоретико-методологических принципов исследования уровня благосостояния как определенных стандартов жизни формировались уже в работах И. Канта, К.Маркса, Д. Риккардо, П. Самуэльсона, А. Смита. Современное представление о качестве жизни формировалось под воздействием работ Ж. Бодрияра, М. Вебера, К. Джини, А. Маслоу, Э. Мэйо, А. Сена.

В России подходы к проблеме качества жизни начали разрабатываться с 1960-х годов и в той или иной степени рассматриваются представителями различных научных направлений. Планирование социально-экономического развития и повышения уровня жизни раскрыты в работах И.В. Бестужева-Лады, Н.И. Бузлякова, В.Ф. Майера, В.Я. Райцина, JI.C. Ржанициной, П.А. Сорокина, А.Е. Суринова. Изучение показателей качества жизни населения, разработка методик его оценки обобщены в исследованиях С.А. Айвазяна, В.И. Жеребина, A.A. Мироедова, П.С. Мстиславского. Формированию и распределению доходов населения, социальной структуры общества и экономического неравенства посвящены работы Б.А. Гершмана, Л .Я Овчаровой, А. Пигу, М.А. Можиной,

A.Ю. Шевякова, А.Я. Кируты. Активная позиция в разработке концептуальных моделей качества жизни, аспектов совершенствования социальной политики в период трансформационных преобразований принадлежит

B.Н. Бобкову, В .А. Литвинову, Н.С. Маликову, Л.А. Миграновой, Г.П. Петропавловой, Н.М. Римашевской, Л.Н. Румянцевой, В.И. Субетто.

Исследование вопросов стабильности общества и социальной напряженности региона отражено в работах: Л.И. Абалкина, М.И. Дзлие-

ва, С.А. Кузьмина, Ю.А. Левады, В.В. Локосова, Н.Я. Петракова, М.В. Савельевой, Д.Е. Сорокина.

Региональные аспекты регулирования уровня и качества жизни населения исследовались в работах А.И. Алиева, В.Г. Алиева, С.Г. Абдул-манапова, А.Ш. Ахмедуева, М.А. Багомедова, Ш.К. Кутаева, М.М. Ма-гомаева, М.И. Маллаевой, Ф.И. Мирзабалаевой, В.З. Петросянца, Ю.Н. Сагидова, O.K. Цапиевой, Д.Б. Эскерова. В работах этих ученых освещены вопросы регулирования рынка труда и повышения качества жизни населения на уровне Республики Дагестан.

Несмотря на значительный вклад отечественных и зарубежных ученых, посвященный исследованию вопросов качества жизни и его повышения, многие вопросы требуют детального рассмотрения. В отечественной экономической литературе ощущается дефицит специализированных работ, в которых рассматриваются проблемы комплексного исследования вопросов повышения качества жизни населения и обеспечения социальной стабильности, учитывающих региональную специфику протекания социально-экономических процессов.

Научная актуальность, дискуссионность и неразработанность теоретико-методологических положений в их взаимосвязи предопределили выбор исследования, его цель и задачи. Цель исследования состоит в разработке и обосновании адаптивных к рыночным условиям теоретических и методологических положений, стратегических приоритетов и предпосылок, социальных и экономических механизмов снижения напряженности в обществе и повышения качества жизни в Республике Дагестан как основы обеспечения социальной стабильности.

В соответствии с указанной целью сформулированы следующие задачи диссертационной работы:

- изучить основные концептуальные подходы к исследованию категорий, связанных с удовлетворением потребностей;

- обобщить методологические основы определения категории «качество жизни населения», разработать систему показателей качества жизни населения и методику ее оценки;

- выявить основные факторы нестабильности дагестанского общества, обосновать теоретические подходы к обеспечению социальной стабильности в современном обществе;

- оценить уровень социальной напряженности в Республике Дагестан;

- выявить степень взаимосвязи качества жизни населения и социальной напряженности;

- определить уровень социального протеста республики на базе социологического обследования;

- проанализировать современное состояние экономики и социальной сферы региона в контексте обеспечения социальной стабильности и повышения качества жизни населения;

- выявить особенности в уровне и качестве жизни домохозяйств Республики Дагестан путем проведения социологического обследования;

- разработать основные направления по снижению социальной напряженности и повышению качества жизни населения в проблемном регионе.

Объектом исследования является поведение населения, связанное с качеством жизни и социальной стабильностью. Предмет исследования - комплекс социально-экономических отношений по созданию условий повышения качества жизни населения и обеспечения социальной стабильности в современном обществе.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования - фундаментальные концепции и положения, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых по проблемам уровня и качества жизни, занятости и безработицы, социально-экономического неравенства, развития трудового и человеческого потенциала, социальной политики и стабильности общества, а также социально ориентированной и многоуровневой экономики.

Информационно-эмпирическая база исследования комплексна и содержит данные разных уровней обобщения. Это федеральные законодательные акты, Постановления Правительства РФ, официальные данные Росстата, материалы аналитических докладов и научных конференций, материалы периодической печати и Интернет-источников, а также опросов и обследований, проведенных лично автором. Это обеспечило достоверность приведенных в диссертации сведений и послужило основой для обоснования авторских предложений и рекомендаций. База данных включает информацию, полученную в результате социологических обследований проведенных автором среди жителей Республики Дагестан: «Потенциал протеста», «Мониторинг уровня и качества жизни».

Для решения поставленных задач применялись традиционные методы научного исследования: логический, сравнительный и статистический анализ, математическое моделирование, анкетирование, фокусированное интервьюирование, а также системный, стратегический и программно-целевой подходы к изучаемым процессам и явлениям.

Научная новизна исследования состоит в разработке и обосновании теоретических, методологических положений и практических рекомендаций, выделении стратегических приоритетов при комплексном

подходе к разработке мер повышения качества жизни населения Республики Дагестан как основы обеспечения социальной стабильности.

Конкретные элементы новизны, содержащие приращение научного знания, состоят в следующем:

1. Исследование категорий жизнедеятельности общества, в основе которых лежит удовлетворение потребностей человека, позволило обобщить и систематизировать основные концептуальные подходы к их изучению различными научными школами и направлениями экономической мысли.

2. Обобщен понятийный аппарат и внесены уточнения в определения понятий «качество жизни населения» и «социальная стабильность» как взаимосвязанных социально-значимых категорий, что позволило сформировать методологический подход к анализу их эффективного взаимодействия.

3. Систематизация различных методологических подходов к измерению и оценки качества жизни способствовала выбору использования интегрального индекса качества жизни на основе развернутой системы показателей, отражающих тенденции в изменении основных параметров жизнедеятельности общества, в качестве критерия для проведения территориального сопоставления регионов, факторного анализа позитивных и негативных сдвигов в их социально-экономическом развитии.

4. Методом сопоставления статистических показателей и предельно-допустимых величин выявлена степень воздействия экономических, социальных и демографических факторов на итоговый показатель социальной напряженности в регионе, обусловленный существенным влиянием показателей валового регионального продукта, бедности, безработицы и социального неравенства.

5. Использование метода корреляции позволило определить высокую тесноту связи индексов качества жизни и социальной напряженности и выявить обратно пропорциональную зависимость данных категорий. Построенные «коридоры развития» свидетельствуют о неустойчивости развития индексов данных категорий как процессов, рассматриваемых в динамике.

6. Проведенное автором обследование по определению склонности населения региона к протестным настроениям выявило его готовность к участию в акциях социального протеста в условиях низкого уровня и качества жизни. Установлено, что формирование протестных настроений, в наибольшей степени, зависят от нестабильности политической ситуации в регионе, чувства социальной незащищенности и невозможности общества к самореализации, и в наименьшей - от материально-экономических условий.

7. С целью выявления региональных особенностей социально-экономического развития проанализировано современное состояние социальной сферы, характеризующееся кризисным состоянием систем здравоохранения, образования, культуры, низким качеством предоставляемых социальных услуг, что вызывает необходимость проведения существенной модернизации социальной сферы, нацеленной на обеспечение ее эффективного функционирования, повышения качества и доступности.

8. Для оценки и изменения ситуации в уровне и качестве жизни населения региона, прежде всего, оценки уровня и масштабов бедности и эффективности мер, предпринимаемых органами власти с целью ее снижения, проведено специальное обследование домохозяйств. Выявлены закономерности и общие тенденции изменения состава, структуры доходов и потребления домохозяйств, занятости и безработицы, доступности социальных услуг и роли социальных трансфертов в повышении качества жизни. Определено, что низкий уровень оплаты труда, безработица, многодетность семей являются ключевыми факторами формирования риска бедности.

Наиболее существенные результаты, полученные лично автором:

1. Современный этап развития региона, характеризующийся сложным социально-экономическим положением, предъявляет высокие требования к проблемам развития общества и формированию его благосостояния. Не сформированная системно-целостная концепция повышения качества жизни населения в тесной увязке со стабильностью общественного развития в современной экономической науке обусловила потребность научного обоснования посткризисных трансформаций социально-экономической системы региона на основе обновления соответствующего категориально-понятийного аппарата, методологической базы оценки данных категорий и методического инструментария.

2. Конкретизирована система факторов нестабильности (угроз) общества, вызывающих деформации в социальной системе региона и определяющих характер, закономерности ее развития в проблемном регионе. Установлено, что социальная стабильность зависит не только от внутрисистемных процессов, а в большей степени от влияния внешних факторов, а именно, экономической, политической и социальной сфер (социально-политическая нестабильность, напряженность в обществе, незащищенность и др.), под воздействием которых формируются новые социальные группы, происходит смена одних элементов социальной системы другими, приводящая к ее развитию. Указанные обстоятельства требуют проведения последовательной социально-экономической

полигики, направленной на нейтрализацию «проблемных точек» в развитии региона.

3. Проведенный анализ социально-экономического развития, как на региональном уровне - макро-, так и на уровне домохозяйств - микроуровне, показал, что низкий уровень доходов населения, поляризован-ность общества, отсутствие рабочих мест, сложности в развитии социальной сферы являются главными препятствиями повышения качества жизни. Обосновано, что модернизация региональной экономики требует существенной трансформации структуры общества, а последнее — преодоления бедности и социального неравенства. В этой связи представляется необходимой своевременная реализация программных мероприятий государственной социальной политики, определяющих концептуальные положения и главные направления социальных реформ, и соответствующих региональных программ социальных преобразований с учетом специфики условий жизни населения в регионе.

4. С целью формирования эффективного организационно-управленческого механизма в регионе, обеспечивающего условия для стабильного повышения качества жизни населения разработана комплексная Программа повышения качества жизни и обеспечения социальной стабильности Республики Дагестан. Определены концептуальные подходы и практические рекомендации по их реализации в проблемном субъекте федерации, в основе которых заложены принципы нейтрализации угроз функционирования социально-экономической системы региона и государственного регулирования развития приоритетных отраслей регионального хозяйства. Определены этапность, проектно-целевые мероприятия и критерии эффективности реализации Программы.

5. В целях создания условий для стабилизации и развития экономики республики на современном этапе определены приоритетные отрасли и сферы хозяйственной деятельности, способные при концентрации инвестиционных потоков обеспечить развитие экономики и рост качества жизни населения в регионе. Приоритетными отраслями для Республики Дагестан определены следующие: комплекс обрабатывающих производств, в том числе агропромышленный, транспортная и социальная инфраструктуры, народные художественные промыслы и туристско-рекреационный комплекс.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций, имеющих важное социально-экономическое значение и могут быть использованы органами государственной власти, направленной на решение крупной народнохозяйственной проблемы, связанной с повышением качества жизни населения Республики Дагестан и снижения социальной напряженности. Положения и выводы диссерта-

ции применимы при разработке программ развития экономики региона, для решения социальных проблем, а также программ и инструментария прикладных экономических и социологических исследований по вопросам оценки качества жизни и социальной стабильности в современном обществе.

Теоретико-методологические подходы, представленные в диссертации, можно использовать в учебном процессе при подготовке специалистов в области экономики и социологии труда.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были обсуждены и одобрены на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, семинарах, «круглых столах». В их числе: Всероссийский социологический конгресс «Глобализация и социальные изменения в современной России» (Москва, 2006);Всероссийская научная конференция «Национальная идентичность России и демографический кризис» (Москва, 2006);научно-практическая конференция «Социально-экономические основы формирования гражданского общества в Дагестане» (Махачкала, 2006);Международная конференция «Ген-дерные проблемы в современной России» (Москва, 2008);Международная конференция «Семья, потребление, уровень жизни» (Москва, 2008);Всероссийская научная конференция «Сорокинские чтения» с международным участием «Стратегия инновационного развития России как особой цивилизации в XXI веке» (Москва, 2010);Всероссийская конференция «Проблемы социальной напряженности» (Пенза, 2010);Всероссийская научно-практическая конференция «Экономика России и ее регионов: современные проблемы и перспективы развития» (Махачкала, 2010) и др.

На основе исследований автором были разработаны и апробированы в учебном процессе программы по курсам «Экономика труда», «Политика доходов и заработной платы», «Качество жизни населения» для студентов экономического факультета Дагестанского государственного университета.

Результаты исследования использованы Министерством экономики Республики Дагестан при разработке «Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025г.» и «Программы социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2010 года», а также в ходе осуществления практической деятельности Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, при разработке ведомственных целевых программ Министерства труда и социального развития Республики Дагестан на 2011-2013 годы.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и приложений.

Диссертация содержит 296 страниц основного текста, в том числе 62 таблицы и 17 рисунков.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, рассматривается степень изученности проблемы, определяется структура работы, формулируются цели и задачи, научная новизна и теоретическая и практическая значимость результатов исследования.

В первой главе «Теоретико-методологические аспекты определения качества жизни населения» приведен анализ существующих теорий, концептуальных подходов изучения качества жизни населения. Обосновано рассмотрение качества жизни как социально-экономической категории, предложена система показателей и методика оценки качества жизни населения в проблемном регионе.

Переход России к рыночной системе хозяйствования принципиально изменил привычные для подавляющего большинства населения страны жизненные ценности, нравственные ориентиры, социальное поведение людей. Постепенное становление и развитие рыночных отношений, демократизация общества, новые социально-экономические условия жизнедеятельности, появление возможностей переосмысления и научного обоснования многих специфических теоретических проблем развития общества и оценки жизненных стандартов, достигнутых в странах с развитой рыночной экономикой, требуют усиленного внимания ученых к комплексному и более детальному исследованию таких взаимосвязанных категорий, как уровень и качество жизни населения. Историческое развитие общества показало, что для сохранения человеческой цивилизации, жизни на Земле объективно необходима сознательная созидательная деятельность индивида, социальной группы, общества в направлении изменения и преобразования окружающего мира с целью максимального удовлетворения своих потребностей. При этом потребность понимается как необходимость, нужда или недостаток в чем-либо для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Постоянное обновление и расширение круга потребностей является необходимым условием непрерывного обеспечения жизнедеятельности общества. От степени удовлетворения потребностей людей зависят такие важные параметры жизнедеятельности, как здоровье населения, продолжительность жизни, условия жизни, уровень и качество жизни. Можно сказать, что степень удовлетворения потребностей населения является общим критерием оценки эффективности развития того или иного общества.

Классификация подходов различных научных школ к исследованию _категорий, связанных с удовлетворением потребностей

Научные школы и их основные представители Суть и содержание подхода, направления исследования

Классическая школа (А. Смит, Д. Риккардо, М. Вебер, Т. Мальтус, А. Файоль) Внимание акцентирует на удовлетворении минимума потребностей наемного работника. Заработки сведены к минимуму, потребному для пропитания и приобретения минимального количества других жизненных благ. При этом считается, что государство не должно вмешиваться в этот процесс

Марксистская школа (К. Маркс, Ф. Энгельс) Потребление рассматривается как фаза воспроизводства физических и моральных сил для нормального функционирования рабочей силы. Потребление подразделяется на общественное и индивидуальное. В отличие от классической школы выходит на рассмотрение потребления за границы рабочей силы и необходимости прогнозирования будущих отношений потребления

Кейнсианская школа (Дж. М. Кейнс, Дж. Робинсон, Э. Хансен, Д. Хикс) Доходы подразделяются на потребление и сбережения, раскрываются мотивы сдерживания расходов (скупость, предусмотрительность, расчетливость и пр.). Основная регулирующая роль в повышении доходов населения отводится государству

Неоклассическая школа (А. Пигу, А. Маршалл, Р. Кларк, Г. Сиджвик) Проводит различие между благосостоянием отдельных лиц, социальных групп и общим благосостоянием нации. В общее благосостояние включает не только уровень доходов, но и характер условий труда, обеспеченность жильем, общий порядок, взаимоотношения между людьми

Школа классического институционализма (Дж. Гобсон, Дж. К. Гэл-брейт, Т.Веблен) Акцентирует внимание на необходимости рационального потребления, наличии мнимых потребностей и невмешательстве государства в процесс формирования человеческой личности

Советская экономическая школа (С. Стримулин, Ф.Безъязычный, И.В. Бестужев-Лада, В.Ф. Майер, П.С. Масловский-Мстиславский и др.) Рассматривают потребности (личное потребление рассматривается через оценку уровня жизни населения и связывается с общественным воспроизводством), проблемы роста благосостояния (на основе эффективного использования имеющихся экономических ресурсов), доходы и расходы населения, необходимый и прибавочный продукт, национальный доход

Экономическая школа переходного периода (Н.М. Римашевская, В.Н. Бобков, Т.Н. Заславская, А.Ю. Шевяков, Н.Е.Титова, Е.И. Капустин и др.) Рассматривают проблемы государственного регулирования доходов и уровня жизни, причины дифференциации российского общества, экономические вопросы реформирования потребления, индивидуальное благосостояние, проблемы бедности, процессы накопления и использования качественных характеристик человеческого потенциала

Современные научные школы (Н.М. Римашевская, В.Н. Бобков, М.А. Можина, Е.Гонтмахер, Т. Малева, Г.А. Гранберг и др.) Рассматривают вопросы рыночного регулирования доходов, уровня и качества жизни, формирования механизмов и инструментов активизации инвестиционной и инновационной деятельности, развития предпринимательства как основы становления среднего класса

Как показывает анализ различных позиций к исследованию проблем удовлетворения потребностей человека, существуют разные методологические подходы изучения качественных характеристик жизнедеятельности человека. Исследование принципиальных основ экономических научных школ позволило нам классифицировать существующие подходы к исследованию категорий, связанных с удовлетворением потребностей человека (см. табл. 1).

Рассмотренные подходы различных экономических школ позволяют говорить об отсутствии единого подхода к изучению проблем удовлетворения потребностей индивидов. Одни научные школы отдают предпочтение исследованию вопросов личного и общественного потребления;другие - акцентируют внимание на некоторых аспектах жизнедеятельности человека;третьи - полемизируют о роли государства в удовлетворении потребностей индивида и повышении качества жизни населения. Мы остановимся на позиции активной роли государства в формировании современной личности и создании условий повышения качества жизни населения, в частности, через призму обеспечения стабильности современного общества как необходимого условия повышения качества жизни населения.

При этом под качеством жизни населения подразумеваем сложную социально-экономическую категорию, обладающую совокупностью характеристик состояния среды жизнедеятельности человека, его удовлетворенности политическим, социальным и экономическим функционированием общественной системы, получающую адекватное количественное и качественное выражение. Качество жизни в современных условиях выступает, прежде всего, как эффективный инструмент осуществления социальной и экономической политики государства.

Всесторонний анализ, оценка и учет изменений в качестве жизни населения свидетельствуют о наличии различных методик измерения и оценки качества жизни. Большинство авторов считают, что отправной точкой при разработке методологии измерения и оценке качества жизни должно стать определение системы показателей, в полной мере соответствующей уровню развития и степени удовлетворения потребностей общества. Таким образом, экономическая категория «качество жизни» может быть определена как сформировавшаяся в массовом сознании обобщенная оценка совокупности характеристик условий жизни населения и сведена к следующим интегральным свойствам, составляющим систему обеспечения жизнедеятельности населения (см. табл. 2).

«Качество» населения

Интегральные свойства качества жизни населения

Благосостояние

^СЦЩПР'У уицпу»ц» » — — --------------------—---

- способность к воспроизводству (рождаемость, смертность, заболеваемость, ожидаемая продолжительность жизни и т.п.);

- способность образовывать и сохранять семьи (брачность, разводимость);

- уровень образования и квалификации (доля населения, охваченного обучением в соответствующих возрастных группах, достигнутый уровень образования, уровень квалификации работников и т.п.)

- материальная составляющая благосостояния (среднедушевые денежные доходы населения, структура доходов);

- текущее потребление и сбережения населения (распределение доходов по направлениям использования и различным социально-экономическим группам населения, структура потребительских расходов населения, наличие в домашних хозяйствах потребительских товаров длительного пользования, накопление имущества и ценностей и др.);

- макроэкономические показатели благосостояния (ВРП на душу населения, инвестиции в основной капитал на душу населения, фактическое потребление домашних хозяйств, индекс потребительских цен, уровень безработицы и бедности)

Условия

населения

Качество

управления

обществом

- показатели социальной инфраструктуры (жилищные условия;обеспеченность населения мощностями здравоохранения, образования, культуры);

- социально-территориальная подвижность населения (использование свободного времени, использование социальной и географической мобильности)

Качество среды

жизнедеятельности

- состояние экономики и социальное устройство общества (перспективы развития экономики и качество организации;соответствие и уровень развития институциональной и инфраструктурной среды потребностям общества);

- политическое устройство общества (состояние политики и ее соответствие идеологическим установкам и ценностям общества;механизмы и формы смены одних институтов социальной и политической систем другими;степень доверия политическим институтам общества)

- качество социальной сферы (безопасность хозяйственной деятельности, условия труда, социальное обеспечение и социальная защита, физическая и имущественная безопасность);

- качество окружающей природной среды (природно-климатические условия;загрязнение воздушного пространства, воды, качество почвы, уровень биоразнообразия территории и т.п.)--__----------

В качестве укрупненных показателей оценки качества жизни приведено множество характеристик состояния жизнедеятельности человека,

функционирования социально-экономической и политической систем общества. Рассмотрение качества жизни в данном ключе позволяет определять не только степень удовлетворения потребностей и интересов человека, но и качество функционирования всего общества и его соответствие социально-психологическим характеристикам основных социальных групп, населяющих данную территорию.

Невозможность одностороннего раскрытия сущности и содержание любого общественного явления, требует использования комплексной системы оценки с выходом на интегральный показатель. С учетом цели и задач данного исследования для оценки качества жизни населения региона необходимо предложить методику расчета интегрального индекса качества жизни (ИИКЖ), основанную на территориальном сопоставлении регионов (в нашем случае сопоставление проведено с регионами Южного федерального (ЮФО) и Северо-Кавказского (СКФО) федеральных округов Российской Федерации).

Сравнительная оценка качества жизни по территориальному принципу требует применения развернутой системы показателей, отражающих как уровень жизни, так и тенденции, связанные с изменениями основных параметров жизнедеятельности людей на данной территории. В качестве параметров сопоставления и объективной оценки качества жизни населения на уровне определенной территории (региона) предлагаются: 1) объем валового регионального продукта (ВРП) на душу населения;2) инвестиции в основной капитал на душу населения;3) среднедушевые денежные доходы населения;4) уровень экономической активности населения;5) ожидаемая продолжительность жизни при рождении;6) выпуск специалистов государственными и муниципальными высшими учебными заведениями;7) мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений;8) ввод в действие жилых домов на 1000 человек населения;9) расходы домашних хозяйств на организацию отдыха и культурные мероприятия;10) наличие предметов длительного пользования (собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения);11) чистота окружающей среды.

Данный набор показателей качества жизни выбран исходя из степени их влияния на оценку интегрального индекса. При этом для расчета интегрального индекса принципиальное значение имеет позитивный характер частного коэффициента, способный характеризовать качественную сторону жизни населения.

Интегральный индекс качества жизни населения региона рассчитывается как средняя арифметическая величина, состоящая из набора наиболее значимых показателей, характеризующих качество жизни населения региона, используя следующую формулу:

где: Л« - интегральный индекс качества жизни;Л, - частный индекс соответствующего показателя;п -количество показателей.

Частные индексы рассчитывались по формуле:

_ -У

% .-ячп

X - X '

где -J - частный индекс соответствующего покиателя;Хм, - фактическое абсолютное значение /го показателя- Хтах - максимальное абсолютное значение 1-го показателя по сравниваемым регионам'Хт - минимальное абсолютное значение /-го показателя по сравниваемым регионам.

Источник: http://economy-lib.com/kachestvo-zhizni-naseleniya-kak-osnova-obespecheniya-sotsialnoy-stabilnosti

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Реферат

Тема: Роль социальной политики для социальной безопасности

Дисциплина: Социальная политика

Барнаул – 2010

Роль социальной политики для социальной безопасности

Понятие «безопасность» согласно этимологии этого слова означает «отсутствие опасности», т.е. отсутствие каких-либо угроз личности, обществу и государству. Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов страны от внутренних и внешних угроз.

Существенным в оценке степени безопасности является то, как и кем определяются указанные интересы, насколько близко они связаны с гражданским обществом. При этом необходимо особенно подчеркнуть прямую связь интересов государства с удовлетворением возможности прогрессивного развития личности и общества.

Можно выделить следующие условия социальной политики, выполнение которых необходимо для обеспечения социальной безопасности:

устойчивые, защищенные правом и надежно охраняемые границы;

стабильные, предсказуемые, основанные на праве и обычае отношения между основными субъектами государства;

устоявшийся, «нормальный» политический процесс, предполагающий высокую степень легитимности и предсказуемости поведения политических субъектов, регулируемости неизбежных конфликтов в рамках поддерживаемой законом и обычаем процедуры;

отсутствие или достаточная слабость незаконно существующих сил, способных непредсказуемо вмешаться в политический процесс.

В механизме обеспечения социальной безопасности решающая роль принадлежит государству и его органам. При этом в рассматриваемом механизме задействованы все ветви государственной власти. Возглавляет («контролирует и координирует») президент.

Основной объем непосредственной деятельности по обеспечению безопасности ложится на исполнительную власть, в рамках которой создаются и действуют государственные органы обеспечения безопасности.

Не только государство и его органы являются субъектами обеспечения безопасности, но и, согласно Закону «О безопасности», граждане, общественные и иные организации и объединения, которые обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности. Государство же, со своей стороны, обеспечивает им правовую и социальную защиту в случае, если они оказывают содействие в обеспечении безопасности.

Важнейшим же принципом является недопущение при обеспечении безопасности ограничения прав и свобод граждан, за исключением случаев, предусмотренных конституцией и соответствующими законами. При этом Закон «О безопасности» предусматривает определенные гарантии против неправомерного ограничения прав и свобод: право получать разъяснения по поводу ограничения прав и свобод от органов обеспечения безопасности;ответственность должностных лиц, превысивших свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности и др.

Компетенция высшего органа представительной власти определяется его ролью в механизме государства главным образом как законодательного органа. Он разрабатывает систему правового регулирования отношений в сфере безопасности, отражая в ней приоритеты в защите жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также порядок организации и деятельности органов обеспечения безопасности. Парламент определяет бюджетные ассигнования на систему обеспечения безопасности, контролирует деятельность системы, заслушивает доклады Президента о состоянии общественной безопасности.

Судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя, осуществляя, в частности, конституционный контроль, реализуют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства. Наконец, обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

В то же время функция по обеспечению безопасности – это по преимуществу функция исполнительной власти. Именно органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности. Они обладают необходимыми силами и средствами. Силы безопасности включают в себя вооруженные силы, органы внутренних дел, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, пограничные и внутренние войска, природоохранные органы и др.

Важную роль в системе обеспечения безопасности играет Совет Безопасности. Его правовой статус определяется Конституцией Российской Федерации, Законом «О безопасности», указом Президента России, другими нормативными актами. Основное назначение Совета Безопасности состоит в подготовке решений Президента в области обеспечения безопасности. Совет Безопасности рассматривает вопросы внутренней и внешней политики в этой области, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности. Совет Безопасности возглавляет Президент России, являющийся его председателем. Члены Совета Безопасности назначаются им персонально.

Социальная безопасность как основа социальной политики

Важность достижения высоких социальных стандартов и безопасного планирования своей жизни подчеркнул президент. К решению всех этих вопросов необходим комплексный подход:

они включают в себя вопросы здоровья населения,

демографическое развитие,

рост образованности,

нравственные, духовные и культурные ценности,

поддержку социально уязвимых групп населения,

укрепление института семьи,

развитие институтов гражданского общества,

обеспечение прав и свобод-граждан.

Все это определяет качество нашего общества — главную цель социальной безопасности.

Важным с точки зрения социальной безопасности является качество трудовой жизни как обеспечение эффективной занятости населения и защиты работников в сфере труда.

Социальная безопасность — это и качество социальной инфраструктуры, и ее развитие, качество услуг населению, доступность социальных услуг для большинства населения.

В обеспечении социальной безопасности имеет значение также качество окружающей среды: экологическая устойчивость, снижение рисков и возможного ущерба от природных и техногенных катастроф, дискомфортности жизни населения в экстремальных и суровых климатических условиях.

Социальная безопасность включает обеспечение безопасности жизни населения — предотвращение насилия и преступлений против личности и собственности, снижение рисков и возможного ущерба от террористических и иных угроз.

Важным индикатором ее является удовлетворенность людей своей жизнью: улучшение социального самочувствия, отсутствие расхождений в представлениях о качестве жизни общества и власти.

Наконец, социальная безопасность определяется уровнем жизни населения, реальными доходами, обеспеченностью жильем, преодолением бедности и допустимым уровнем социально-экономического неравенства.

Сегодня социальные проблемы в России должны решаться путем повышения качества и уровня жизни людей, и это объединяет все эти приоритетные программы. Именно в этих целях Президентом были предложены национальные проекты.

Опыт реализации национальных проектов позволил уже сегодня обсуждать, в какой именно форме государство и общество должны продолжить развитие институтов и формирование социальной инфраструктуры по заявленным приоритетам.

Социальные и экономические факторы способствуют ограничению рождаемости. В большинстве российских семей рождение ребенка автоматически переводит семью в число бедных. Поэтому важно создать комплексную систему эффективного социального сопровождения семей с детьми. И серьезный технологией преодоления сложившейся ситуации станет повышение зарплат-до уровня реальной стоимости жизни. Конечно, при этом возрастет и база налогообложения, выплат в фонды обязательного социального и медицинского страхования, Пенсионный фонд, но все-это вернется доходами семей.

В последнее время появились исследования, вскрывающие более глубокие стороны российской бедности и социального неравенства. Численность самого нижнего класса бедных, по оценкам ВЦУЖ, составляет порядка 42%, или около 60 млн. человек. К сожалению, до сих пор практически не удалось выработать, сколько-нибудь серьезно обоснованных стратегических подходов к проблеме преодоления бедности и снижения социально-экономического неравенства.

Ориентирами достижения долгосрочных целей социальной политики должны стать стандарты качества жизни россиян, которые на государственном уровне гарантировали бы нам качество и безопасность жизни и здоровья, социальную безопасность стариков, детей-инвалидов, предсказуемость и устойчивость развития всех слоев нашего общества.

Социальная роль безопасности

В общественной организации и человеческих отношениях безопасность имеет существенное значение. Ее роль определяется тем, что небезопасные условия не способствуют производительному труду и отвлекают от него людей, вынужденных расходовать свои силы, ресурсы и средства на борьбу с обращенными против них опасностями. Не случайно Ш.Монтескье (1689-1755) в своей фундаментальной работе "О духе законов"(1748 г.) заметил, что безопасность - первая форма свободы. Безопасность создает необходимые условия и предпосылки для созидательной деятельности людей, улучшения их благосостояния и увеличения общественного богатства. Конечно, расходы на безопасность составляют весомую долю в государственном бюджете, бюджетах корпораций и частных лиц, но они оправданны и необходимы.

Систему социальной безопасности включаются различные направления: глобальная и региональная безопасность: национальные интересы, общественная безопасность и стратегическая стабильность;общественная безопасность: социально-экономическая, национально-культурная, экологическая, информационно-технологическая и др.;личная безопасность в современной общественно-политической обстановке и условиях производства, безопасность в чрезвычайных ситуациях и в экстремальных условиях.

Социальная безопасность рассматривается как возможность человека удовлетворить свои потребности, сочетать индивидуальные и общественные интересы. Она достигается тогда, когда обеспечивается нормальный уровень жизни населения, отражающий степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, складывающийся из нескольких компонентов: размера реальных душевых доходов;объема потребляемых благ и используемых услуг;установившихся цен на товары и услуги;обеспеченности жильем;доступности образования, медицинского, культурного обслуживания, экологической безопасности и т. д.

Список литературы

Закон РФ от 05.03.92 № 2646-1 "О безопасности".

Ващекин Н.П. Дзлиев М.И. Урсул А.Д. Безопасность предпринимательской деятельности. М. 2002. С. 237.

Козаченко А.В. Пономарев В.П. Ляшенко А.Н. Экономическая безопасность предприятия: сущность и механизм обеспечения. Киев, 2003. С.

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. Юристъ, 1996.

Пучков С.И. Кузнецов С.А. Управление системой безопасности фирмы: практическое руководство к действию. М. 2001.

Источник: http://xreferat.ru/84/1204-1-rol-social-noiy-politiki-dlya-social-noiy-bezopasnosti.html

Категория: Живем качественно | Добавил: vladhrom (13.05.2016)
Просмотров: 546 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar