Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Статьи » Живем качественно

Качество жизни чеченской республики

№ 100 от 03.06.2014

Прожиточный минимум Чеченской Республики применяется для предоставления необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам, оценки уровня жизни населения, формирования регионального бюджета. Он устанавливается ежеквартально Постановлением Правительства этого субъекта РФ по трем социально-демографическим группам и в расчете на душу населения.

Данные по прожиточному минимуму Чеченской Республики за 4 квартал 2014 года предоставлены 27 февраля 2015 г. Согласно Постановлению № 41, величина этого показателя составляет:

  • в расчете на душу населения –6771 рубль в месяц;
  • для трудоспособного населения –7471 рубль в месяц;
  • для пенсионеров –5799 рублей в месяц;
  • для детей –5949 рублей в месяц.

Источник: http://working-papers.ru/pm-chechenskaja-resp

Французы занялись разработкой «охотника на дронов»

Французская компания Thales приступила к разработке беспилотного летательного аппарата, который должен будет выслеживать и обезвреживать других дронов. Беспилотник создается в рамках проекта Angelas. Перспективный аппарат планируется оснастить сенсорами, радиолокационной и акустической станциями, а также гониометром, прибором для измерения углов.

Annotation

In article the author's position in definition of priority directions on realization of the state measures directed on improvement of quality of life of the population of the Chechen Republic is stated.

Текст

научной работы на тему "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ". Научная статья по специальности "Экономика и экономические науки"

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ______________________

ГЕХАЕВА П.Т.

кандидат экономических наук, доцент, Грозненский государственный нефтяной институт им. академика М.Д. Миллионщикова, 364052, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. К. Цеткин, д. 1453

В статье излагается авторская позиция в определении приоритетных направлений по реализации государственных мер, направленных на повышение качества жизни населения Чеченской Республики.

Ключевые слова: уровень жизни;население;основные направления;регион;Чеченская Республика.

In article the author's position in definition of priority directions on realization of the state measures directed on improvement of quality of life of the population of the Chechen Republic is stated.

Keywords: a standard of living;the population;the basic directions;region;the Chechen Republic.

Коды классификатора JEL: J17, R11.

Территория Чеченской Республики (ЧР) составляет более 16 тыс. кв. км, численность населения — 1 131,4 тыс. чел. при этом численность городского и сельского населения составляет соответственно 33,8% и 66,2%. Средняя плотность населения — 70,7 чел./кв. км. Численность экономически активного населения составляет 598,1 тыс. чел. Возрастная структура населения: 56,9% жителей республики относится к трудоспособному, 35,1% — моложе трудоспособного возраста, 8% — старше трудоспособного возраста. По мере нормализации обстановки в Чеченской Республике, повышения уровня безопасности, восстановления экономики и социальной сферы численность населения может увеличиться за счет возвращения вынужденных переселенцев [1].

Ожидаемый в перспективе рост экономики ЧР в немалой степени обусловлен имеющимися в ней фундаментальными предпосылками развития, образующими в совокупности социально-экономический потенциал данной территории. К факторам, влияющим на привлекательность территории для населения, в первую очередь относятся наличие рабочих мест и уровень оплаты труда. В то же время, для того чтобы территория оставалась привлекательной в долгосрочном периоде, важно качество жизни ее населения. В связи с этим среди первоочередных задач по развитию ЧР стоит необходимость создания на территориях зон опережающего экономического роста и крупных центров таких условий проживания, которые

© Гехаева П.Т. 2010

соответствовали бы по уровню комфортности наиболее развитым российским, а также зарубежным населенным пунктам.

К характеристикам качества жизни, которые могут быть использованы в качестве целевых параметров, в первую очередь относятся показатели: доходы населения;обеспеченность жильем;уровень комфортности жилья;уровни развития социальной инфраструктуры, сферы досуга, а также состояния общественной безопасности. Обеспечение высоких стандартов жизни в ЧР необходимо, как для предотвращения оттока квалифицированных специалистов, так и для компенсации психофизиологических потерь, понесенных населением в ходе продолжительного периода вооруженного конфликта [1].

Развитие человеческого потенциала включает в себя системные преобразования, направленные на развитие конкурентоспособности человеческого капитала, рабочей силы и социальных секторов экономики, и преобразования, улучшающие качество социальной среды и условий жизни людей. Они охватывают приоритеты и основные направления демографической политики, политики модернизации здравоохранения и образования, развития пенсионной сферы и социальной помощи, развития культуры, формирование эффективных рынков труда и жилья. За последние годы отмечается ухудшение показателей физического здоровья пожилых людей, проявляющееся в росте заболеваемости, инвалидности и смертности. Наиболее острыми социально-демографическими и экономическими проблемами республики являются: неудовлетворительное состояние здоровья и малообеспе-ченность населения.

Важнейшую роль в оценке уровня жизни играет прожиточный минимум, который предназначен для оценки уровня жизни населения, а также для обоснования минимального размера пенсии по старости, определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, необходимых для оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам.

В настоящее время государственная политика в области содействия занятости населения направлена на [2]:

♦ развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

♦ создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

♦ поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду.

В ближайшем будущем и в перспективе до 2020 года планируется качественное снижение безработицы и увеличение занятости населения. Планируется трудоустроить за эти годы не менее 90 тыс. безработных.

Одним из основных направлений деятельности Министерства труда и социального развития является организация оздоровительного отдыха детей. Для Чеченской Республики, где основная часть населения имеет доходы более низкие, чем прожиточный минимум, оздоровительный отдых является весьма значимой мерой социальной поддержки семей с детьми, детей-сирот и полусирот. В республике должны быть восстановлены базы отдыха и оздоровления детей, которые обеспечат решение следующих важных задач: охват отдыхом детей дошкольного возраста и подростков от 13 до 16 лет, обеспечение их трудоустройством;улучшение положения социально-уязвимой категории семей с детьми;улучшение материального положения малоимущих семей.

ТЕRRА ECONOMCUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

206

ГЕХАЕВА П.Т.

Показатели материнской и младенческой смертности в Чеченской Республике в настоящее время выше среднероссийских, но имеют стабильную тенденцию к снижению, что является результатом успешной реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». Дальнейшее развитие экономики республики и повышение уровня жизни населения невозможно без изменения системы финансирования отрасли здравоохранения. Это требует внедрения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения новых принципов оплаты труда. Деятельность республиканской службы медицинской профилактики должна получить поддержку у руководства муниципальных образований и находить взаимопонимание и адекватный отклик у заинтересованных структур и организаций. Подразделения службы медицинской профилактики нуждаются в укреплении, до-оснащении существующей материально-технической базы и укомплектовании ее кадрами. Для привлечения медицинских кадров в муниципальных образованиях должны быть обеспечены социальные условия для медработников — выделение жилья, повышение заработной платы и др.

Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для занятий физической культурой и спортом различных групп населения, что предусматривает: расширение сети физкультурно-оздоровительных комплексов для занятий физкультурой и спортом по месту жительства за счет как бюджетных, так и внебюджетных источников;создание условий для достойного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях России.

Реализация намеченных мероприятий по строительству в республике спортивных сооружений позволит уменьшить заболеваемость детей, подростков и молодежи, а также сформировать разностороннее развитие физических способностей учащейся молодежи, воспитать подрастающее поколение, способное противостоять наркомании, пьянству, курению, асоциальному поведению. Развитие спортивной инфраструктуры даст приток новых рабочих мест, а развитие спорта высших достижений будет способствовать созданию зрелищной индустрии, имеющей большое экономическое значение.

Итак, для выполнения приоритетной задачи в развитии республики на ближайшие годы — повышение уровня жизни населения — необходимо привлечение значительных экономических, финансовых, социальных и человеческих ресурсов. Мы считаем, что при разработке и реализации Стратегии устойчивого развития Чеченской Республики на период до 2020 г. основными и принципиальными направлениями должны быть следующие [1;2]:

1. Обеспечение стабильности через содействие экономическому развитию республики;

2. Качественное изменение уровня жизни через содействие социальному развитию населения;

3. Целевые показатели социально-экономического развития, обозначенные в поручении Президента Российской Федерации от 26 января 2007 г. № Пр-171:

♦ рост валового регионального продукта региона;

♦ рост инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования;

♦ отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума;

♦ коэффициент естественного прироста населения (на 1 000 человек);

♦ коэффициент миграционного прироста (на 10 000 человек).

Основными направлениями в компоненте социального развития при реализации этой Стратегии являются следующие: разработка программ развития здравоохранения, системы образования и науки (в целях развития инновационного бизнеса), инфраструктуры поселений, регулирование миграции и оптимизация пространственного размещения населения, оценка демографических тенденций и угроз, разработка мероприятий по преодолению бедности.

Основные положения Стратегии направлены на реализацию перспективных социально-экономических задач по превращению Чеченской Республики из дотационного региона в высокоразвитый. Развитие экономики и системы образования позволит усилить потенциал региона и тем самым обеспечить ресурсы для усиления социального патронажа, а также увеличения уровня образования, что является гарантией сбалансированного развития региона во всех его аспектах.

Обозначенные автором приоритетные направления по реализации мер, направленных на повышение уровня жизни населения Чеченской Республики, обеспечивают решение таких важнейших задач, как сокращение отставания среднедушевого производства валового регионального продукта (ВРП) от общероссийского уровня и приближение его к уровню субъектов РФ — Южного федерального округа;ориентация отраслевой структуры региона на опережающее развитие высокоэффективных отраслей материального производства и сферы услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гехаева П.Т. Методические подходы к формированию и оценке экономического потенциала депрессивного региона (на примере Чеченской Республики: Автореф. дисс. канд. экон. наук. Кисловодск: КИЭП, 2008.

2. Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики на период до 2020 года (Проект): опубликовано на Сайте Министерства экономического развития и торговли Чеченской Республики.

ТЕRRА ECONOMCUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3

Источник: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-v-realizatsii-mer-po-povysheniyu-urovnya-zhizni-naseleniya-chechenskoy-respubliki

Новые авторы

1. Обоснование необходимости создания и внедрения Единой концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики (далее – Концепция)

2. Цели и задачи Концепции

3. Базовые аспекты Концепции

4. Приоритеты в духовно-нравственном воспитании и развитии подрастающего поколения

5. Методы и технологии реализации Концепции

6. Условия эффективности работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения

7. Задачи органов государственной и муниципальных власти и институтов гражданского общества в реализации Концепции

Источник: http://pandia.ru/text/79/465/43519.php

Современный мир все более осознает важность образования. От того, какой является система образования, как она функционирует, какое внимание уделяется государством школе, во многом зависит будущее народа. Образование на современном этапе развития общества – это не только процесс приобретения знаний, но и средство для решения задач экономического развития Республики, увеличения доходов населения. В конечном итоге образование – инструмент повышения качества жизни.

Общее и профессиональное образование в Чеченской Республике – это общенациональное достояние, где сплетаются интересы общества и государства. В осуществлении новой образовательной политики активными участниками должны стать семья и родительская общественность, федеральные и республиканские институты власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Цель модернизации образования – создание механизма устойчивого развития национального образования Чеченской Республики, обеспечение современного качества образования в соответствии с актуальными и перспективными этнокультурными потребностями личности, общества и государства.

Модернизация системы образования Чеченской Республики предусматривает воспитание гражданина с современным мышлением, формирование чувства национальной нордости и осознания себя частью своего этноса, понимание ценностей родной культуры, подготовку к функционированию и развитию в поликультурном обществе, воспитание толерантности, уважительного отношения к культуре других народов. Школа призвана воспитать современно образованных, высоконравственных, предприимчивых людей, способных принимать ответственные решения в любой ситуации, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу Республики и страны в целом.

Система образования охватывает все социальные институты: семью, детские дошкольные учреждения, школу и другие образовательные учреждения, средства массовой информации, учреждения культуры, государственные и общественные организации.

Общее и профессиональное образование в Чеченской Республике призвано стать фундаментом гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Оно может консолидировать общество, обеспечить равноправие национальных культур и различных конфессий, устранить причины возникновения межнациональных и социальных конфликтов.

Школа Чеченской Республики призвана решать новые задачи по сохранению, передаче и развитию национальной культуры, родного языка.

Приоритетным должно стать внимание к чеченскому языку – его сохранению, изучению, вовлечению его безграничных богатств в практику сегодняшней жизни, в разговорную речь, в литературную жизнь, в искусство и в художественно-эстетическую жизнь народа, особо акцентируя при этом внимание на детях, подростках и молодежи. Всестороннее внедрение чеченского языка во всем его многообразии и богатстве во все сферы жизни позволит реально обогатить духовно-нравственную, художественно-эстети­ческую жизнь Республики, сделать ее полнокровной и полноценной. При этом необходимо усилить внимание к освоению русского языка и культуры, традиций соседних братских кавказских народов и достижений цивилизованного человечества.

Особой заботой является обеспечение равных возможностей для молодых людей к качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальности, вероисповедания и состояния здоровья.

Социальная защита детей и подростков, сирот, создание необходимых условий для их обучения и воспитания – важнейшая задача государственных органов на местах. Более чем ущербный десятилетний период в функционировании системы образования требует организации работы и создания общеобразовательных школ для детей-переростков и взрослых. Острой является задача ускоренного восстановления специализированных учреждений для детей-инвалидов, детей с отклонениями в развитии, социально-незащищенных категорий детей. Прежде всего, это дома ребенка, школы-интернаты и сеть реабилитационных учреждений: медико-социальных, психолого-педагогических и трудовой реабилитации. Действующие общефедеральные нормативы предусматривают создание в каждом регионе РФ (при любых, даже самых благоприятных условиях) одного реабилитационного центра в расчете на 5 тысяч детей. Очевидно, что потребность в таких учреждениях в Чеченской Республике в три-пять раз превышает этот норматив. Предусмотреть создание сети образовательных реабилитационных учреждений нового типа, обеспечивающих комплекс условий для обучения, воспитания и развития детей и подростков с поствоенным синдромом (дезадаптивных).

Образование в Чеченской Республике призвано формировать профессиональную элиту, выявлять и поддерживать наиболее одаренных, талантливых детей и молодежь. Назревшим, перспективно важным является создание в системе общего образования специализированных школ для одаренных детей.

История чеченцев с давних времен сопряжена с мусульманским вероучением, поэтому многие нравственно-этические представления предшествующих поколений, обогатившись связью с исламской традицией, стали определяющими в жизни чеченского этноса. История ислама (и мировых религий), являющаяся неотъемлемой частью духовного наследия народа, может стать предметом специального изучения. Моральный аспект изучения основ религии связан с созданием механизма формирования в мировоззрении человека высоких моральных ценностей и идеалов. В этих целях после подготовки учебных пособий и учителей, способных обеспечить качественное преподавание, в чеченской национальной школе может быть введен один из факультативных курсов «История ислама и мировых религий», «Ислам и чеченская культура», «Ислам, чеченская культура и этика» и др.

Одной из важных задач образования в Республике является целенаправленное формирование рациональных взаимоотношений человека и окружающей среды. Экологическое воспитание в современных условиях Республики следует отнести к приоритетным. Экологическое образование — это один из видов образования в ряду гуманитарного, политехнического, художественного. Окружающая природа — это и внешняя экзосфера, и внутренняя природа человека — эндосфера.

К основным положениям и принципам концепции обновления учебно-воспитательного процесса с учетом основополагающих базисных воспитательных основ относится:

– тесный союз академической, профессиональной педагогики с этнопедагогикой;такой союз определит вектор развития гуманной, образованной, культурной личности);

– всемерное повышение статуса семьи, авторитета матери, материнского языка как этнопедогогического пространства ребенка;

– привитие учащимся исторической памяти через социальный опыт предшествующих поколений, воспитание учащихся на основе хозяйственных, культурных, трудовых традиций народа;

– воспитание толерантного сознания необходимо выстраивать на путях интеграции культур народов, особенно живущих по соседству. Важно акцентировать внимание не на негативных фактах истории прошлого, а на исторических примерах, способствующих пониманию и взаимному сопереживанию;

– модернизация образования как основного направления развития общества в сторону гражданского согласия, мира и стабильности;достижение этого возможно только на основе национальных и общечеловеческих ценностей, заложенных в философии народной педагогики.

^ 3. Структура образования

Структура чеченского национального образования состоит из следующих звеньев: семейное воспитание, дошкольное воспитание, общеобразовательная школа, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшая школа, повышение квалификации кадров.

Общеобразовательная школа включает в себя 3 ступени: первая ступень – начальное общее образование (1-4 кл.), вторая – основное общее образование (5-9 кл.), третья – среднее (полное) общее образование

(10–11 кл.). Каждое звено образования имеет особое значение для непрерывного развития и совершенствования личности, формирования будущего специалиста.

Общеобразовательные школы могут быть следующих направлений: общего (базового), гуманитарного, естественного, физико-математического, художественного, музыкального и других профилей.

В содержание образования чеченской национальной школы вводятся этнокультурный и национально-региональный компоненты, исходящие из природно-климатических, экологических и народно-хозяйственных характеристик Чеченской Республики, социально-психологических и этнических особенностей ее населения.

3.1. Семейное воспитание

Приоритетное базовое воспитание детей осуществляется родителями;семья и семейная педагогика играют важную роль в формировании личности ребенка как представителя этноса и гражданина, в приобщении подрастающего поколения к основным этнокультурным ценностям, моделям поведения и жизни.

Серьезная угроза утраты национальных традиций, обычаев, народных обрядов, богатейших духовно-нравственных ценностей, т.е. самобытности чеченского этноса, усугубляется в последние 15 лет в связи с кризисной ситуацией в общественно-политической и социльно-экономической жизни Республики. Сохраняется опасность практически полной утраты возможности получения молодыми поколениями дошкольного и общего образования, что связано и с серьезным кризисом семьи как института воспитания и образования, а также с привнесенными извне религиозными течениями, в том числе и фундаменталистического толка.

Знание детьми семейных традиций, обрядов, участие с ранних лет вместе с родителями в народных праздниках и церемониях приобщает их к национальной культуре.

Семейное воспитание не должно быть в противоречии с целью, задачами, содержанием и направленностью воспитания в национальной школе, оно должно способствовать их адаптации к школьным требованиям и последующей интеграции в общественную систему. Поэтому педагогическая пропаганда и просветительная работа с родителями должна быть системной и постоянной.

Семья способствует установлению гуманных отношений между людьми, стимулирует в детях лучшие человеческие чувства, формирует положительные личностные качества, навыки и умения.

Базой для воспитания детей является родной язык, народный опыт воспитания и национальные традиции.

Объектом особой заботы являются сироты. В первую очередь необходимо приблизить их жизнь к домашним условиям. Возможно открытие национальных детских домов для детей-сирот, проживающих в Республике и за ее пределами.

3.2. Дошкольное образование

Основное содержание программы воспитания в дошкольных учреждениях республики составляет национально-региональный компонент. Дети дошкольного возраста должны воспитываться в стихии родной культуры, они знакомятся с произведениями устного народного творчества на родном языке, знают сказки, загадки, учатся исполнять чеченские народные песни и танцы, играют в народные подвижные игры.

Осуществляется восстановление и развитие сети учреждений дошкольного образования (комбинаты, ясли, детские сады, создаются группы кратковременного пребывания с охватом детей от 1 года до 7 лет и др. формы).

В связи с особым положением в Республике (экологическим, материальным, физическим здоровьем детей) необходимо открыть в дошкольных учреждениях кабинеты лечебной медицины и диагностики, физиотерапии.

Проводится политика поддержки дошкольного образования и семьи, создания благоприятных условий для воспитания и развития юных граждан Республики.

Решаются задачи обеспечения общедоступности и бесплатности дошкольного образования.

3.3. Общеобразовательная школа

Общеобразовательная школа – базовое звено образования, ее модернизация предполагает ориентацию не только на усвоение знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей. Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Основные идеи и положения Концепции модернизации и развития чеченского национального образования, развитие интеллектуальных способностей и нравственное воспитание детей, приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, к его духовным и нравственно-этическим ценностям, подготовка учащихся к жизни и труду в соответствии с потребностями общества и с учетом требований, возникающих в условиях рыночных отношений, т.е. реализация всех образовательных и воспитательных задач, – находит отражение в учебных планах образовательных учреждений различных типов: дошкольных, общеобразовательных школ I, II, III ступеней, гимназий, лицеев, колледжей, а также при разработке учебных программ и учебников нового поколения на основе национально-регионального компонента образования Чеченской Республики государственного образовательного стандарта.

Концепция обновления и развития образования предполагает решение следующих задач:

– определение собственного пути развития в едином образовательном пространстве Российской Федерации;

– удовлетворение национально-культурных запросов, формирование нового гражданина Чеченской Республики и Российской Федерации;

– разработка и внедрение национально-регионального компонента, который становится одним из важнейших в определении содержания образования в Чеченской Республике;

– расширение сферы применения чеченского языка;

– поэтапный перевод начальной школы на родной язык обучения;

– введение дисциплин этнокультурного содержания.

3.3.1. Школа первой ступени (начальное общее образование)

Школа первой ступени предусматривает общее начальное обучение и воспитание. Ее основные задачи заключаются в следующем:

продолжение обучения и воспитания ребенка в стихии родной культуры;

развитие у ребенка самостоятельного мышления;

развитие навыков чтения, письма и счета;

трудовое, физическое и гигиеническое воспитание на основе национальных обычаев и традиций;

изучение основ национальной музыки, живописи и прикладного искусства, ознакомление с мировой художественной культурой;

развитие индивидуальной и коллективной творческой деятельности учащихся.

После всесторонней подготовки (осуществление учебно-методического, кадрового обеспечения) вся начальная школа поэтапно переводится на родной язык обучения. Обучение на родном языке считается важным компонентом качественного образования, особенно в младшем возрасте. В Установочном документе ЮНЕСКО «Образование в многоязычном мире» (2003) в качестве руководящих принципов этой межправительственной организации записано: «…Обучение наиболее эффективно проводится на родном языке, и такое обучение предваряет и дополняет подходы к образованию на двух языках».

Одно из приоритетных направлений модернизации начального общего образования – введение информатики и иностранного языка, что обеспечит более высокий уровень их освоения на основной ступени. Иностранный язык изучается со 2 класса. «Информатика и информационно-коммуника­ционные технологии (ИКТ), направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в 3-4 классах в качестве учебного модуля.

В начальной школе при изучении всех предметов большое внимание уделяется их эстетическому содержанию. Уроки музыки, физкультуры, рисования, труда занимают в программе, наряду с другими предметами, основное место. Эти уроки учитель ведет сам или при помощи специалистов-предметников.

Развитие речи младших школьников осуществляется в неразрывном единстве с предметно-продуктивными видами деятельности (трудовой, исследовательской, художественной, игровой), которые определяют мотивы и содержание общения.

Осуществляется подготовка соответствующих кадров для работы с детьми младшего школьного возраста.

Применяются различные виды тестирования.

3.3.2. Школа второй ступени (основное общее образование)

Школа второй ступени – основное общее образование – звено образования, обязательное для всех детей. Основная школа дает детям знания на основе учета их способностей и профессиональной направленности. Наряду с изучением учебных предметов федерального компонента вводятся новые предметы нацинально-регионального компонента: география Чеченской Республики, история ЧР, чеченская традиционная культура. За счет компонента образовательного учреждения могут быть введены интегрированные предметы: «Ислам и чеченская культура», «Ислам, чеченская культура и этика», «История ислама и мировых религий».

На этой ступени уделяется большое внимание определению способностей детей и углубленному изучению предметов, формированию национального самосознания учащихся, воспитанию чувства уважения к другим народам и их культурному наследию, обучению начальному ремеслу для работы в народном хозяйстве. Прививаются учащимся практические умения в национальной резьбе, шитье, вышивании, приготовлении национальных блюд. Продолжается знакомство с произведениями устного народного творчества, разновидностями прикладного искусства. Учащиеся осваивают национальные игры и виды спорта, получают знания о народных обычаях и ритуалах.

Ключевая тема модернизации – это информатизация образования.

Решение острых социально-экономических проблем требует подготовки учащихся по основным направлениям информационных технологий, наличия навыков, обеспечивающих социальную адаптацию (экономика, право, основы политической системы и социологии), а также знания иностранных языков на уровне функциональной грамотности.

В 9 классе вводится предпрофильная подготовка учащихся. Цель предпрофильной подготовки – с помощью различных элективных курсов помочь школьнику выбрать соответствующий его наклонностям профиль.

В школе могут практиковаться разные технологии обучения. Учитель имеет право на выбор образовательных технологий, методов, приемов и средств, однако учебно-воспитательный процесс должен строиться с учетом индивидуальных, возрастных и национальных особенностей. В начальных классах преподавание ведется на основе игровых приемов, в школе второй ступени – в форме самостоятельной и коллективной работы, на третьей ступени – в форме творческого исследования.

Как средство для повышения качества общего образования проводятся предметные олимпиады.

Применяются различные виды тестирования и новые подходы к оценке качества знаний учащихся.

3.3.3. Школа третьей ступени среднее (полное) общее образование

Школа третьей ступени завершает среднее (полное) общее образование и призвана обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию учащихся, содействовать их общественному, гражданскому и профессиональному самоопределению.

В старших классах вводится профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения учащихся в соответствии с их интересами и склонностями. Особое внимание уделяется подготовке учащихся для поступления в высшие учебные заведения, учитывая потребности Республики.

Целесообразно разработать систему выявления и отбора одаренных детей, создать необходимые условия для индивидуального обучения и подготовки национальной элиты. Организовать подготовку индивидуальных интегрированных учебных программ повышенной сложности для детей с опережающим развитием, создание республиканского банка данных об одаренных детях.

В школе третьей ступени содержание учебных предметов национально-регионального компонента углубляет и расширяет знания учащихся в различных видах национальной культуры, развивает художественные способности, эстетический вкус учащихся, знакомит с традиционной культурой жизни, труда и быта народа. Совершенствуются знания учащихся по философии, истории, литературе народа. Старшеклассники приобретают практические навыки и умения в традиционных ремеслах чеченского народа.

Среднее (полное) общее образование в Республике требует дополнения инновационными типами учебных заведений с профессиональной первичной подготовкой, в частности гуманитарного и других профилей.

^ 4. Общие основы разработки образовательных стандартов,

учебных планов, программ и учебников

Базисный учебный план образовательных учреждений Чеченской Республики разрабатывается на основе федерального базисного учебного плана. Наряду с учебными предметами федерального компонента государственного стандарта общего образования в республиканский Базисный учебный план вводятся учебные предметы национально-регионального компонента: чеченский язык, чеченская литература, история Чеченской Республики, география Чеченской Республики и другие предметы этнокультурного содержания. На основе Базисного учебного плана Республики разрабатывается примерный учебный план образовательных учреждений общего образования с годовым и недельным распределением часов. Примерный учебный план служит основой для разработки учебных планов учреждений общего образования Республики.

При всем разнообразии и вариативности учебных планов предельно допустимая недельная нагрузка учащихся во всех классах не превышает объема часов, предусмотренных Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.1178-02).

Основные идеи и положения обновления содержания образования, пересмотр образовательных и воспитательных принципов находят отражение в образовательных стандартах по каждому учебному предмету, а также учебных планах дошкольных учреждений, школ первой, второй, третьей ступеней, учреждений начального и среднего профессионального образования, гимназий, лицеев, колледжей, в учебных программах и учебниках нового поколения для чеченских школ.

В образовательных стандартах определяются цели изучения предмета, обязательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки выпускников. Образовательные стандарты служат основой для составления программ по учебным предметам.

Программы по чеченскому языку имеют практическую направленность. Они способствуют введению детей в мир материнского языка, развитию умения свободно пользоваться лексическим богатством, формированию культуры речи. Родной язык – основа развития интеллекта, формирования эмоциональной сферы ребенка, становления творческой личности, способной создавать национальные и общечеловеческие ценности. Это наилучшее средство познания истории народа, основ культуры и религии, обогащения национальной культуры, воспитания чувства гордости за тот вклад, который он вносит в общечеловеческую культуру. Одновременно он является реальной основой воспитания уважительного отношения к носителям других языков, к представителям других культур.

Содержание и методический аппарат учебников и учебных пособий по чеченскому языку и чеченской литературе направлены на раскрытие богатства и красоты родного языка, художественных средств и своеобразия, эстетической и нравственной ценности произведений родной литературы, на формирование способности учащихся мыслить на чеченском языке.

Учебники по чеченской литературе, истории, географии последовательно формируют представления школьников о Чеченской Республике, ее природе, о прошлом и настоящем, о своем народе, его взаимодействии с другими народами. Их содержание направлено на формирование у учащихся глубинного понимание того, что все народы должны жить в мире и согласии, что любовь к своему народу, родному языку невозможна без уважения национальных культур других народов, что полное приобщение к национальной культуре немыслимо без знания родного языка, что сохранение и приумножение культурного богатства своей родины является важной жизненной задачей каждого гражданина Чеченской Республики.

Учебники — один из показателей обеспеченности учебного процесса и необходимое условие его организации. Учебник, учебное пособие, средства наглядности имеют важнейшее значение для становления личности.

Создание образовательных стандартов по предметам национально-регионального компонента, программ, учебников, учебных и методических пособий, проведение исследований по методике преподавания этих дисциплин в школе и другим проблемам образования осуществляет Институт проблем образования Министерства образования и науки ЧР. Институтом проблем образования для создания учебных планов, программ, учебников и учебно-методической литературы привлекаются ученые и специалисты-смежники, преподаватели высших учебных заведений и работники научных учреждений, учителя, методисты и другие работники системы образования. Институт координирует основные направления и тематику научно-педагогических исследований, проводимых в научных учреждениях и высших учебных заведениях Республики.

Издание учебно-методической литературы осуществляет издательство «Абат» Института проблем образования.

Учебники и учебные пособия для образовательных учреждений республики утверждаются Министерством образования и науки Чеченской Республики грифом «Допущено» («Магийна») или «Рекомендовано» («Къобалйина»).

^ 5. Дополнительное образование

Значительную роль в системе образования Чеченской Республики должны играть учреждения дополнительного образования – художественного, технического и естественно-научного творчества, а также детско-юно­шеские спортивные школы, имеющие в Республике традиционно важное значение. Они во многом способствуют духовно-нравственному развитию детей и подростков, молодежи, их ориентации на традиционные и современные прогрессивные ценности.

Внешкольное неформальное дополнительное образование – это путь развития и саморазвития личности (в том числе и в культуре), который человек выбирает в соответствии со своими потребностями. Поэтому так важно восстановление и развитие сети учреждений дополнительного образования.

В системе дополнительного образования следует развивать два направления: внеклассное (внеурочное) и внешкольное.

Внеклассное дополнительное образование детей осуществляется в школе через предметные кружки, факультативы, различные мероприятия, проводимые по системе образования (лекции, экскурсии, олимпиады, конкурсы и т.д.), то есть через различные формы, способствующие развитию познавательной активности учащихся, расширению их кругозора.

Внешкольное дополнительное образование способствует объединению учащихся по интересам, обеспечивает развитие мотивации растущей личности к познанию и творчеству.

Хорошо организованное дополнительное образование способствует выявлению и поддержке одаренных, талантливых детей, развитию индивидуальных способностей и созданию условий для правильного выбора будущей профессии;это и физическое развитие детей, приобщение их к спорту.

Система дополнительного (внешкольного) образования детей включает образовательные учреждения разной ведомственной принадлежности с охватом детей от 5 до 18 лет, занимающихся в свободное время дополнительным образованием по выбору: художественным, научно-техническим, спортивным, туристско-краеведческим, эколого-биологическим, исследовательской деятельностью.

В концепции модернизации российского образования подчеркивается особая роль этих учреждений как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Сфера дополнительного образования детей требует особого внимания: это открытие новых школ и домов творчества юных, центров творчества с новыми информационно-методическими услугами.

Следует предусмотреть:

– создание на бюджетной и внебюджетной основе в микрорайонах (включая школы) сети учреждений, обеспечивающих дополнительное образование (музыкальное, художественное, техническое, эстетическое, спортивное), а также клубы, стадионы, площадки, кружки, частные и смешанные учреждения;

– создание на базе республиканских учреждений дополнительного образования экспериментальных площадок и центров научно-методической и организационно-педагогической работы;

– создание нормативной базы и механизмов контроля и управления деятельностью внешкольных учреждений образования.

^ 6. Начальное профессиональное образование

Модернизация профессионального образования — сложный и длительный процесс, затрагивающий цели, содержание, формы, методы, средства обучения и способы управления качеством образования.

Цель начального профессионального образования — подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования.

По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании.

Направления развития начального профессионального образования:

модернизация содержания начального профессионального образования;

поиск и внедрение эффективных образовательных технологий;

проблемы повышения роли воспитания в системе начального профессионального образования;

управление развитием учебного заведения в условиях модернизации.

Воспитание обучающихся в учреждениях начального профессионального образования рассматривается как целенаправленное управление развитием личности. Цель воспитания – становление компетентного рабочего (специалиста), способного принимать решения, осуществлять саморазвитие, использовать современные информационные технологии.

В учреждениях начального профессионального образования развиваются инновационные процессы и осуществляется опытно-экспериментальная деятельность.

Приоритетные направления работы:

– совершенствование содержания профессионального образования с учетом запросов рынка труда и интересов обучающихся;

– реализация личностного подхода в организации процесса обучения;

– развитие творческого потенциала обучающихся и переход на качественные долгосрочные программно-целевые основы, учитывающие закономерности развития учебного заведения.

^ 7. Среднее профессиональное образование

Цель среднего профессионального образования — подготовка специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Среднее профессиональное образование получают в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени учреждений высшего профессионального образования.

Профессиональные училища начального профессионального образования, колледжи, техникумы и училища – это традиционно сложившаяся и исторически утвердившаяся часть системы профессионального образования нашей Республики. Сеть училищ обеспечивает образовательные и кадровые потребности учреждений социально-экономической сферы ЧР по 29 профессиям НПО и по 23 специальностям СПО.

В целях обеспечения преемственности содержания среднего профессионального образования готовятся рекомендации по разработке образовательных программ на базе родственных профессий НПО и сопряженные образовательные программы среднего профессионального образования на базе НПО по наиболее массовым специальностям.

Среднее педагогическое образование может быть реализовано как на базовом, так и на повышенном уровне подготовки. В рамках многоуровневой системы среднего педагогического образования могут быть реализованы шесть традиционных специальностей: «Дошкольное образование», «Преподавание в начальных классах», «Физическая культура», «Труд», «Музыкальное образование», «Изобразительное искусство и черчение».

В соответствии с требованиями модернизации профессионального образования (начальное и среднее) значительно обновляется и расширяется содержание общекультурного, медико-биологического и психолого-педагогического циклов.

В условиях неопределенной ситуации на рынке труда необходимо восстановление практики государственного заказа на подготовку кадров в соответствии с современным состоянием востребованности и перспективами развития социально-экономической сферы.

Широкое развитие получает практика инновационной работы по разным направлениям:

– качество подготовки СПО, тестирование выпускников СПО;

– новые технологии обучения в системе СПО;

– развитие методического обеспечения современных педагогических технологий.

Демографическая тенденция роста рождаемости ставит в перспективе задачу расширения сети ссузов и училищ НПО в Республике (строительный, железнодорожный, технологический, промышленного производства пищевой продукции и т.д.).

^ 8. Высшее профессиональное образование

Цель высшего профессионального образования — подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (в высших учебных заведениях). Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Чеченский государственный университет (ЧГУ) как классический университет Чеченской Республики осуществляет подготовку специалистов по широкому спектру специальностей, охватывающих основные сферы общества и природы, в том числе по фундаментальным научным направлениям, потребность в которых существует в учреждениях системы Академии Наук Чеченской Республики, учреждениях Российской Академии Наук в ЧР, в высших учебных заведениях и научных учреждениях ЧР.

В связи с необходимостью обновления и реорганизации отраслевой структуры экономики, представляется целесообразной ориентация Грозненского государственного нефтяного института на политехнические специальности при частичном, но достаточном сохранении перечня специальностей нефтедобывающей и нефтехимической отраслей. Отраслевая структура промышленности Республики должна расширяться с направлением на максимальное использование избыточного на протяжении десятилетий трудоресурсного потенциала. Этому же может и должно способствовать исключение дублирования подготовки специалистов по целому ряду направлений в Чеченском государственном университете и в Чеченском государственном педагогическом институте.

Чеченский государственный педагогический институт целенаправленно готовит специалистов, считая главным подготовку педагогических кадров для общеобразовательных, начальных и средних профессиональных учебных заведений ЧР, учреждений культуры и творческих организаций.

Географическое и геополитическое положение Чеченской Республики в Российской Федерации требует ориентации в значительной мере ряда специальностей на углубленное изучение экономики, культуры, традиций и языков стран арабского мира, Ближнего востока и Закавказья. Чеченская Республика — приграничная территория.

^ 9. Создание условий для повышения качества

Источник: http://top-bal.ru/literatura/26645/index.html?page=2

Категория: Живем качественно | Добавил: vladhrom (12.05.2016)
Просмотров: 335 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar