Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Статьи » Живем качественно

Качество и условия жизни населения

дать анализ бедности в России, ее качественные и количественные характеристики и на этой основе обосновать формы и методы преодоления данного социального явления;

исследовать оценки населением социальных условий жизни и их динамику в процессе реализации социальных реформ.

Научная новизна настоящего диссертационного исследования состоит в следующем:

на основе анализа современных концептуальных подходов исследования социальных условий жизни уточнены понятия «уровень жизни», «качество жизни», «социальные условия жизни». Социальные условия жизни являются понятием, характеризующим социальную сферу общества (условия жилья, качество здравоохранения, образования, социального обеспечения, социальной защиты, пенсионного обслуживания, социального страхования и др.), а также создаваемые в обществе предпосылки для формирования социальной стабильности, предоставления равных жизненных шансов и возможностей для удовлетворения социальных потребностей населения, повышения качества жизни, снижения уровня бедности и социальной дифференциации;

обосновано, что социальная политика является эффективной, когда она направлена на улучшение социальных условий жизни населения, повышение уровня и качества жизни, снижение социальной дифференциации в обществе, когда она реализует взаимосвязи в системе «бизнес-власть-общество» таким образом, чтобы сбалансировать личные, групповые и общественные интересы в целях социальной стабильности и развития общества;

определено, что развивающаяся социальная структура общества непосредственно влияет на условия жизни населения. Противоречия между бедностью и богатством обусловливают высокую степень несовместимости интересов верхних и нижних слоев населения. Одновременно социальные гарантии, стандарты и индикаторы, на которые ориентирована деятельность государственного административно-управленческого аппарата, имеют тенденцию к отставанию от процесса интенсивного реформирования общества. Таким образом, инновационный потенциал реформ сдерживается ориентацией управляющих структур на устаревшие стандарты и индикаторы, - с одной стороны, а с другой - разрывом ценностных ориентаций полярных социальных

обосновано наличие противоречий в условиях жизни россиян, вызванных отсутствием равных шансов для развития человеческого потенциала, выраженным предпочтением молодому возрасту в социально-трудовой сфере, социальным неравенством, изначально обусловленным неравными жизненными шансами, особым российским феноменом «вторичной бедности», связанным с пенсионным возрастом, потерей работы, многодетностью семьи и т.д.;

выявлено, что реализация приоритетных национальных проектов способствовала смягчению социальной напряженности в обществе, вызванному принятием и реализацией Федерального закона № 122 –ФЗ, однако они не могут снизить дифференциацию социальных условий жизни населения и обеспечить предоставление россиянам равных возможностей для развития человеческого потенциала;для успешного решения данных социальных проблем необходим возврат к социально ориентированному государству;

результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что положение неблагополучных слоев населения имеет объективные причины: низкий уровень образования, отсутствие навыков, необходимых для занятия выгодных позиций на рынке труда, проблемы со здоровьем и т.д. Значительная часть населения соглашается с необходимостью проведения современных реформ, однако настаивает на расширении возможностей для самостоятельного решения своих социальных проблем.

Положения, выносимые на защиту:

успешный переход к новым социальным условиям зависит от содержания и способов реализации современных реформ, методов взаимоотношений между государством и гражданским обществом, государственным административным аппаратом и населением. Социальная политика является эффективной, когда способствует улучшению условий жизни населения, повышению уровня и качества жизни, снижению социальной дифференциации в обществе, основана на сбалансированности личных и общественных интересов в целях устойчивого развития общества на базе социальной солидарности. Данный процесс взаимосвязан с совершенствованием управления социальной сферой, с социальной ответственностью бизнеса перед обществом, а также с условиями, обеспечивающими развитие гражданского общества и общественную активность населения;

развивающаяся социальная структура общества непосредственно влияет на условия жизни населения. Возникновение диспропорций в предоставлении государством жизненных шансов и возможностей для улучшения социальных условий различным группам населения препятствует развитию общества. Реализация закона № 122- ФЗ, приоритетных национальных проектов показала, что сфера социального обслуживания оказалась не затронута рыночными преобразованиями, что привело к снижению качества многих социальных услуг, неэффективному использованию ресурсов, игнорированию потребностей отдельных групп населения. Необходимо перераспределение социальной ответственности между уровнями государственной власти и местного самоуправления, между государственными и негосударственными субъектами социальной политики, формирование в стране единого социального пространства;

в результате проводимых реформ сформировалась устойчивая замкнутость социальных слоев российского общества, возникли социально-экономические препятствия, не позволяющие бедным и малообеспеченным слоям населения осуществлять вертикальную мобильность. Доля бедных в ближайшие годы скорее будет возрастать, чем снижаться, что является следствием исчерпаемости прежних жизненных ресурсов малообеспеченных россиян, а также невозможности для большинства из них в силу особенностей их человеческого потенциала и условий региональных рынков труда самостоятельно выйти из состояния нуждаемости. Качество социальных условий жизни улучшают в основном те, кто уже находится в более благополучном положении. Развитие демократизации общества, рыночных отношений повышает ответственность отдельного человека за собственные социальные условия жизни;

исследование социальных условий жизни предполагает учет объективных показателей качества и уровня жизни населения, а также субъективную оценку населением своих условий жизни. Результаты мониторинга общественного мнения позволяют своевременно корректировать действия государства по реформированию социальной сферы, создать условия для активного участия населения, структур гражданского общества в социальной модернизации общества.

Теоретические, методологические и методические основы исследования составили общеметодологические подходы к изучению социальных явлений, в частности системный, конкретно-исторический, структурно-функциональный, проблемно-целевой подходы, принципы единства исторического и логического. Анализ темы основывается на теоретических положениях и выводах отечественных и зарубежных ученых, а также научных публикациях по данной проблематике. В диссертации также использованы теоретические обобщения и понятийный аппарат, разработанный в трудах российских и зарубежных ученых в области социологии управления, социальной политики. В эмпирическом исследовании применялись статистические и социологические

Эмпирическую базу исследования составили:

нормативные правовые документы, постановления и распоряжения Правительства РФ по проблемам социальной политики, в том числе Федеральный закон от 22 августа 2004 г № 122-ФЗ, приоритетные национальные проекты: «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса»;

аналитические материалы Социологического центра РАГС при Президенте Российской Федерации (1996-2006 г.г.), в том числе результаты социологических исследований, проведенных при участии автора:

«Социальная справедливость в массовом сознании российского общества». Объем выборочной совокупности 2404 человека. Опрос проведен с 25 ноября по 3 декабря 2003 года по общероссийской многоступенчатой квотной выборке в 25 субъектах Российской Федерации.

«Социально-трудовые отношения в современном российском обществе: тенденции, противоречия и способы разрешения». Объем выборочной совокупности 1612 человек. Опрос проведен с 15 по 22 декабря 2004 года по общероссийской выборке.

Социологический мониторинг «Народ и власть», проводимый с 1996 года по настоящее время по общероссийской репрезентативной выборке в 24-26 субъектах Российской Федерации. Объем выборочной совокупности опрошенных в каждом из исследований составляет 2400 человек.

материалы социологических исследований «Социальное неравенство и публичная политика», проведенных в апреле-мае 2006 г. Институтом социологии РАН в сотрудничестве с «Горбачев-Фондом». По репрезентативной общероссийской выборке было опрошено 1750 респондентов;

материалы социологических исследований «Социальная политика и социальные реформы глазами россиян», проведенных в марте-апреле 2006 г. Институтом социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в РФ. По репрезентативной общероссийской выборке опрошено 1750 респондентов, представляющих 11 социальных групп населения;

данные официальных статистических источников, в том числе итоговый отчет «Социально-экономическое развитие Российской Федерации за 2006г.».

В работе над диссертацией были использованы программы социального развития 8 регионов страны, материалы международных и всероссийских конференций и семинаров, научных дискуссий по данной теме.

Надежность и достоверность результатов диссертационного исследования обусловлена репрезентативностью исходной и вторичной эмпирической информацией, применением адекватных методов теоретического осмысления и эмпирической обработкой социальной информации, соблюдением принципов и логики построения доказательств, практической апробацией работы. Научные выводы и практические результаты основаны на законодательных актах, инструктивных и аналитических документах государственных органов власти, органов местного самоуправления, результатах социологических исследований.

Практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могут быть применены при разработке и обосновании социальных программ повышения уровня и улучшения социальных условий жизни населения как на федеральном, так и региональном, муниципальном уровнях. Ряд теоретических положений может быть использован при разработке методологии анализа социальных условий жизни населения в период проведения реформ, реализации приоритетных национальных проектов, а также при чтении учебного курса «Социология управления», подготовке спецкурсов по проблемам социального реформирования общества.

Апробация диссертации. Результаты диссертационного исследования докладывались автором на международных, федеральных, региональных научных конференциях и симпозиумах, на ряде заседаний Совета Федерации, а также при подготовке материалов, посвященных вопросам улучшения социальных условий жизни населения: к заседанию научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему: « Россия как социальное государство: конституционная модель и реальность»;к заседанию «круглого стола» на тему: «Законодательное обеспечение устойчивого развития сельских территорий» в рамках IX Петербургского международного экономического форума (2005 г.);при проведении первого Дальневосточного международного экономического конгресса (IX.2005 г. Хабаровск);при подготовке проектов федеральных законов «О кооперации в Российской Федерации». Основное содержание и выводы по диссертационному исследованию представлены в пяти публикациях автора, общим объемом 2,45 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, характеризуется степень её научной разработанности, сформулированы цели и задачи, объект и предмет исследования, указаны теоретические и методологические основы диссертации. ее эмпирическая база, определены научная новизна, практическая значимость работы.

Первая глава «Теоретико-методологические основы исследования социальных условий жизни населения в период проведения социальных реформ» посвящена анализу основных концептуальных подходов к исследованию социальных условий жизни населения, взглядов представителей зарубежной и отечественной социологии по вопросам содержания, показателям, основным характеристикам социальных условий жизни, направлениям формирования социальных условий жизни россиян, способных повысить уровень, качество жизни населения, обеспечить социальную стабильность в обществе.

В работе рассмотрены соотношения категорий «социальные условия жизни», «уровень жизни», «образ жизни» и «качество жизни»;исследованы формы влияния политической власти на социальные условия жизни населения (М. Вебер), зависимость социальной стабильности общества от возможностей удовлетворения населением своих социальных интересов и потребностей (П. Сорокин), показано, что наличие равных шансов и возможностей в социальной сфере обеспечивает развитие общества с устойчивым ростом благосостояния населения (Р. Дарендорф). Исторический приоритет в социологической науке как за рубежом, так и в России получили категории «экономические условия жизни», «уровень жизни». Но данные категории в большинстве случаев предполагают преимущественно экономический подход к изучению социальных явлений. Для социологического анализа социальной сферы общества важен, прежде всего, анализ социальных условий жизни населения.

В диссертации показано, что на Западе ещё в 60-х и 70-х годах прошлого века категории «качество жизни», «уровень жизни», «социальные условия жизни» широко использовались в научной литературе. Была определена система соответствующих социальных показателей, которые широко применяются при обосновании и реализации социальной политики. В диссертационной работе проведен анализ современных трактовок категории «социальные условия жизни». По этому вопросу среди специалистов имеются различные точки зрения. В период социальных реформ произошла деидеологизация категории «социальные условия жизни», и в настоящее время нет единых критериев для характеристики современной социальной жизни общества. Категория «социальные условия жизни населения» - одна из важных социологических категорий, она взаимосвязана с категориями «уровень жизни» и «качество жизни» населения. Социальные условия жизни являются понятием, характеризующим социальную сферу общества (условия жилья, качество здравоохранения, образования, социального обеспечения, социальной защиты, пенсионного обслуживания, социального страхования и др.), а также создаваемые в обществе предпосылки для формирования социальной стабильности, предоставления равных шансов и возможностей для удовлетворения социальных потребностей населения, повышения качества жизни, снижения уровня бедности и социальной дифференциации.

Социальные условия жизни населения зависят от содержания и степени развития социальной сферы общества, основных ее составляющих: здравоохранения, образования, социального обслуживания, социальной защиты, пенсионного обеспечения, демографической политики. Степень развития социальных условий представлена в показателях, разработанных и принятых международным сообществом в виде индикаторов развития человеческого потенциала. Данные индикаторы, наряду с экономическими характеристиками, имеют комплекс социологических показателей, которые в последние годы стали использоваться и для характеристики социальных условий жизни российского населения. В настоящее время показатели развития социальных условий российского населения существенно отстают от международных стандартов по целому ряду социальных отраслей. Социальные условия часто рассматриваются, как условия жизнеобеспечения общества в целом, они зависят от степени социального развития общества. Социальное развитие общества определяется как процесс перехода от одного уровня и качества жизни к другому (Э. Гидденс). Социальная деградация общества предполагает резкое снижение уровня и качества жизни населения, сокращение социальных ресурсов, рост общественного напряжения. Качество жизни и уровень жизни являются характеристиками социальных условий жизни населения. Качество жизни характеризует сущность развитости личности, социальных групп и всего общества в увязке со степенью удовлетворения ими своих потребностей (В.Н. Бобков). Уровень жизни включен в систему характеристик качества жизни. С другой стороны, категория «уровень жизни», несмотря на попытки интегрировать ее в содержание качества жизни, не утрачивает своей самостоятельности, так как определяет степень развития экономических условий жизни населения.

В диссертации показано, что по одним только статистическим показателям нельзя составить реальное представление о социальных условиях жизни населения. Необходимо учитывать и степень удовлетворенности населения своими социальными условиями жизни. Критерием социальных условий жизни населения служат научно обоснованные нормативы потребностей людей, по соотношению с которыми можно судить о степени удовлетворения этих потребностей. С другой стороны, потребности и интересы людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты в их личных мнениях и оценках.

На основе исследования различных концептуальных подходов как зарубежных, так и отечественных исследователей, а также на примерах и практической реализации социальной политики в странах с развитой рыночной экономикой, обоснована необходимость выработки единого подхода к формированию и реализации социальной политики, особенно в период социальных реформ на государственном уровне.

В связи с переходом общества к рыночным отношениям социальная сфера жизни общества претерпела серьезные изменения. В период проведения социальной реформы, в связи с принятием Федерального закона № 122-ФЗ, закона о монетизации льгот, существенно изменились социальные условия жизни населения. Социальные услуги для населения стали платными, только категории малообеспеченных граждан, чей прожиточный уровень жизни ниже установленного, могут получить государственную поддержку. Реформы, предусмотренные законом, затронули почти 50% населения, а выполнение социальных обязательств напрямую зависело от финансовых возможностей государства, его организационных и кадровых ресурсов. Несвоевременное удовлетворение социальных интересов населения привело к возникновению конфликта между гражданами и государством. Последствия реализации закона свидетельствуют о необходимости введения в практику управления социальной сферой системы индикативного планирования и минимальных социальных стандартов в области оказания социальных услуг, прежде всего в здравоохранении и социальной защите. Важным является задача введения системы критериев состояния и развития социальной политики территорий, включающей шкалу показателей с их пороговыми и целевыми значениями, доступности и качества предоставляемых социальных услуг населению. Последствия проводимых социальных реформ для большей части россиян оказались крайне неблагоприятными. Значительная часть населения нуждается в серьезной государственной социальной защите. Результаты социологических исследований, проведенных в марте-апреле 2006 г. специалистами Института социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в РФ показывают (Рис.№1), что либеральная модель социальной политики не популярна среди россиян. Более половины респондентов придерживается социал-демократической модели, при которой государством осуществляется защита всех малоимущих. Однако другая половина респондентов не является сторонниками социал-демократической модели, она придерживается других моделей социальной политики – в том числе и либеральной.

Рисунок № 1

Динамика взглядов россиян на то, как должна строиться

Источник: http://discollection.ru/article/15042007_savinkov_vladimir_il_ich_76069/2

МЕТОДЫ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА, ИХ СОДЕРЖАНИЕ

На практике используются опытно-статистический и аналитический методы нормирования.

При опытно-статистическом (иногда его называют суммарным) методе нормы устанавливаются в целом на всю работу без поэлементного анализа операций. Опытный метод предполагает определение нормы на основе личного опыта нормировщика, а статистический - основан на установлении норм по данным о фактических затратах времени на аналогичную работу в прошлом. Опытно-статистический метод не может быть признан научным, так как нормы разрабатываются без необходимого анализа фактических условий труда.

Научно обоснованные нормы труда устанавливаются аналитическим методом. С его помощью нормирование осуществляется в следующем порядке:

· нормируемая операция расчленяется на составляющие ее элементы;

· определяются все факторы, влияющие на продолжительность выполнения каждого элемента (технические, организационные, психофизиологические, экономические и социальные);

· проектируются рациональный состав операции и последовательность выполнения ее элементов с учетом наилучшего сочетания факторов, влияющих на их продолжительность.

После этого рассчитываются затраты времени на каждый элемент и определяется норма времени на операцию в целом. Одновременно разрабатываются организационно-технические мероприятия, обеспечивающие внедрение запроектированного трудового процесса и установленной нормы.

Аналитический метод нормирования имеет две разновидности: аналитически-расчетный и аналитически-исследовательский. Они различаются способом определения затрат времени.

При аналитически-расчетном методе затраты времени на каждый элемент операции и операцию в целом определяются по научно обоснованным межотраслевым, отраслевым или местным нормативам.

При аналитически-исследовательском методе затраты времени на каждый элемент и операцию в целом устанавливаются на основе непосредственных измерений этих затрат на рабочих местах (путем проведения фотографии рабочего времени или хронометража).

Кроме того, на предприятиях встречаются случаи одновременного использования двух разновидностей аналитического метода, когда одни элементы нормы времени устанавливаются по нормативам, а другие - на основе проведенных исследований .

Наибольшее распространение на практике получил аналитически-расчетный метод. так как он значительно сокращает трудоемкость разработки норм, способствует установлению норм равной напряженности и дает возможность рассчитать нормы до начала производства новых изделий.

Нормирование труда служащих. К категории "служащие"относят руководителей различного ранга, специалистов с высшим и средним специальным образованием и технических исполнителей (делопроизводителей, архивариусов, секретарей, машинисток-стенографисток и др.). Для установления их нормативной численности используются те же методы, что и для нормирования труда рабочих, в том числе:

  • аналитически-расчетный метод на основе применения: единых норы времени (например, на машинописание, чертежные и копировальные работы);
  • типовых норм времени (например, на работы по делопроизводству, бухгалтерскому учету, на нормативно-исследовательские работы и др.);
  • нормативов численности служащих по функциям управления (например, нормативы численности по функции "Бухгалтерский учет и отчетность"и др.).

Применяется также аналитически-исследовательский метод установления норм, предусматривающий непосредственное изучение затрат рабочего времени на рабочих местах.

Нормы могут бытьдифференцированными (на операцию) и укрупненными (на всю работу).

Дифференцированные нормы используются для нормирования труда технических исполнителей, а укрупненные - для нормирования труда специалистов.

Если нормы охватывают в основном все виды работ и операций, присущие той или иной должности или группе должностей, они могут быть использованы для определения необходимой численности соответствующих работников.

Для руководителей регламентируются число подчиненных и заместителей, затраты рабочего времени на закрепленные за ними виды деятельности.

Так, для директора предприятия рекомендуется норма числа подчиненных в пределах от 7 до 10 контролируемых им звеньев (заместителей, служб, производств).

При нормировании труда специалистов и технических исполнителей используются нормативы затрат времени на выполнение закрепленных за ними видов работ. Эти нормативы должны по возможности охватывать все этапы и виды работ, правильно учитывать влияние факторов на трудоемкость и условия выполнения работ.

Для специалистов и технических исполнителей применяется метод нормирования труда путем построения балансов затрат рабочего времени. На основе анализа фактического баланса рабочего времени проектируются содержание и затраты времени по каждому виду работ с учетом реализации мероприятий, направленных на совершенствование трудового процесса.

Для тех специалистов и технических исполнителей, которые заняты обслуживанием производства, целесообразно устанавливать нормы обслуживания (например, для работников вычислительных центров, табельщиков, кассиров).

Порядок изменения норм труда. Нормы труда не могут оставаться неизменными в течение длительного периода времени и подлежат периодическому обновлению по мере снижения трудоемкости изготовления продукции.

На предприятиях должна осуществляться систематическая работа по выявлению и использованию резервов роста производительности труда и установлению прогрессивных норм. Эта работа предусматривает: проведение аттестации рабочих мест;разработку и реализацию плана технического развития, и совершенствование организации производства;разработку и реализацию календарного плана замены и пересмотра норм и освоение новых норм. Аттестация рабочих мест предусматривает оценку качества всех действующих на предприятии норм труда как одного из важнейших показателей организационно-технического уровня производства. Оценка качества действующих норм предполагает проверку каждой нормы на соответствие достигнутому уровню техники, технологии, организации производства и труда, после чего принимается решение об аттестации или неаттестации проверенных норм. Аттестованными признаются технически обоснованные нормы, соответствующие достигнутому уровню техники и технологии, организации производства и труда. Устаревшие и ошибочно установленные нормы признаются неаттестованными.

Устаревшими считаются нормы, действующие на работах, трудоемкость которых уменьшилась в результате общего улучшения организации производства и труда, роста профессионального мастерства и совершенствования производственных навыков рабочих.

Ошибочными считаются норм ы, при установлении которых были неправильно учтены организационно-технические условия или допущены неточности в применении нормативных материалов, либо в проведении расчетов.

Неаттестованные нормы подлежат изменению. Пересмотр устаревших норм осуществляется в сроки, устанавливаемые руководителем предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом и в рамках календарного плана замены и пересмотра норм труда. Пересмотр ошибочно установленных норм проводится по мере их выявления по согласованию с профсоюзными комитетами.

Нормы подлежат замене новыми и по мере внедрения в производство организационно-технических мероприятий, обеспечивающих существенный рост производительности труда.

К организационно-техническим мероприятиям относятся:

· ввод нового и модернизация действующего оборудования;

· внедрение прогрессивной технологии;

· улучшение конструкций изделий;

· усовершенствование оснастки, инструментов;

· механизация и автоматизация производственных процессов;

· совершенствование организации рабочих мест, их рационализация;

· внедрение рационализаторских предложений, межотраслевых, отраслевых норм и нормативов по труду и т.д.

Действующие нормы в этих случаях заменяются более прогрессивными нормами в зависимости от эффективности внедряемых мероприятий. Основанием для изменения норм труда является также истечение срока действия временных норм.

К временным нормам относятся нормы труда, которые устанавливаются на период освоения новой продукции, новой техники, технологии, организации производства и труда. Как уже было сказано, временные нормы заменяются постоянными после истечения срока их действия. В целях планомерной работы по снижению трудовых затрат и совершенствования действующих норм на предприятии до начала года разрабатывается календарный план замены и пересмотра норм труда. Этот план составляется на основе намеченных к внедрению мероприятий плана технического развития и совершенствования производства и других хозяйственных мероприятий. Утвержденный и согласованный с профсоюзным комитетом план замены и пересмотра норм включается в коллективный договор.

РАЗДЕЛ: 3. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ

1. КАЧЕСТВО И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Вопросы организации оплаты и материального стимулирования труда тесно связаны с понятием "уровень жизни населения. Заработная плата является основным источником доходов подавляющего большинства населения в России, а величина реальной заработной платы во многом определяет материальное положение людей.

Социально-экономическая категория "уровень жизни населения "используется в научной литературе, в правовых и нормативно-хозяйственных документах для характеристики степени удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в обществе, т.е. качества жизни населения, величины его благосостояния и благополучия и служит важным социально-экономическим критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.

Уровень жизни населения определяется, с одной стороны, составом и величиной потребностей в различных жизненных благах (продукты питании, одежда, жилище, транспорт, различные коммунальные и бытовые услуги, образование, медицинское обслуживание, культурно-просветительные мероприятия и т.д.), с другой - Возможностью их удовлетворения, исходя из предложений на рынке товаров и услуг и реальных доходов людей, их заработной платы. В свою очередь и размер реальной заработной платы, и уровень жизни населения определяются степенью эффективности производства на основе использования достижений научно-технического прогресса, масштабом развития и качеством сферы услуг, образовательным и культурным уровнем населения.

Для анализа и оценки уровня жизни используют различные показатели, такие как:

· величина валового и внутреннего продукта;

· национального дохода и реального дохода на душу населения;

· обеспеченность жильем, величина товарооборота ;

· объем услуг на душу населения и др. (см. табл. 1).

Об уровне жизни косвенно свидетельствуют также показатели рождаемости и смертности населения, средней продолжительности жизни и др.

Таблица 1. Основные показатели уровня жизни населения.

Источник: http://studopedia.net/9_12091_kachestvo-zhizni-naseleniya.html

Условия жизни населения и общественное здоровье 1

Б.Б. Прохоров, И.В. Горшкова, Е.В. Тарасова

(полностью опубликовано в журнале "Проблемы прогнозирования",

2003, №5, с. 127-139)

Качество общественного здоровья в России в конце XX века. Конец XX века стал для России периодом, переходным к новой экономической модели развития. Смена перспектив и ориентиров в обществе отразилась на различных сторонах жизни населения, в том числе на уровне здоровья. Существенные перемены претерпели процессы заболеваемости, инвалидности, смертности людей.

В определенной мере интегральной характеристикой качества здоровья могут служить факторы, определяющие или инициирующие величину ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) при рождении. Показатель ОПЖ указывает, сколько лет может прожить новорожденный при сложившемся уровне возрастной смертности в конкретном году, для которого выполнен расчет.

Ранее проводившиеся работы, как правило, исследовали влияние внешних факторов (условий и образа жизни, состояния здравоохранения и др.) и внутренних причин - заболеваний как причин смерти - на изменение ОПЖ. Эти работы отмечают различия по следующим признакам: пол, место проживания (город-село), образование и характер труда (как производная), брачный статус, этнические различия и некоторые другие 2 .

Изменения ОПЖ в течение последних 20-ти лет показаны на рисунке 1.

Рисунок 1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении: всего населения, мужчин и женщин, лет

В период с 1989 (перепись населения) до 2001 года в продолжительности жизни произошли большие изменения. Особенно это относится к мужскому населению. Продолжительность жизни населения России в 2001 году составляла: мужчин - 59 лет, женщин - 72,3 года. Она менялась и во временном, и территориальном аспектах. В отдельные годы разница между ОПЖ мужчин в различных регионах достигала 8-10 лет. Так, в 1994 году в Белгородской области этот показатель был 61,1 года, а в Республике Тыва - 49 лет. Между другими субъектами Федерации разброс величины ОПЖ не так велик, но достаточно заметен.

Наглядное представление о пространственной и временной динамике ОПЖ дает изменение этого показателя за 4 года по 7-ми федеральным округам РФ (рисунок 2).

Рисунок 2. Ожидаемая продолжительность жизни населения при рождении по федеральным округам России в 1998-2001 годах (лет)

1 - Центральный;- Северо-Западный;3 - Южный;4 - Приволжский;5 - Уральский;6 - Сибирский;7 - Дальневосточный;

После кризиса 1998 года во всех округах продолжительность жизни снижалась, но этот процесс начался с различного стартового уровня и имел неодинаковые последствия. Наиболее высокие показатели ОПЖ всего населения в 1998 году были зарегистрированы в Южном округе (67,8 лет). На протяжении всего рассматриваемого периода этот округ оставался лидером. В 2001 году ОПЖ в Южном округе даже несколько увеличилась, однако отметим ненадежность статистики по республикам Северного Кавказа.

Устойчивое второе место по величине ОПЖ в 1998-2001 годы занимает Приволжский федеральный округ - 67,5 лет. В 2001 году по величине ОПЖ округ занимал второе ранговое место, и продолжительность жизни в нем по сравнению с предыдущим годом даже несколько увеличилась. Центральный округ в течение 3-х лет занимал третье место. Уральский округ заметно эволюционировал, начав с пятого рангового места в 1998 году, он занял третье место в 2001 году, величина ОПЖ в нем увеличилась по сравнению с 2000 годом.

Явно отстают от других округов Сибирский и Дальневосточный округа. В 1998 году ОПЖ в них была примерно на 1,5-2,0 года ниже, чем в других регионах. К 2001 году этот разрыв сохранился. Таким образом, в 2001 году ОПЖ всего населения в Сибирском округе равнялась 64 годам, а в Дальневосточном - 63,5. Такие явные различия в качестве здоровья в пределах одной страны нуждаются в объяснении.

Качество здоровья и его интегральное выражение - ОПЖ, зависящие от различных факторов: природных, эколого-гигиенических, производственных, в первую очередь подвержены доминирующему влиянию социально-экономических. Мысль эта не нова. Об этом писали многие врачи далекого прошлого. В конце XIX - начале XX века на зависимость общественного здоровья от социально-экономических условий указывали выдающиеся врачи и гигиенисты - А.П. Доброславин, Е.А. Осипов, В.О. Португалов, Ф.Ф. Эрисман.

Ф.Ф. Эрисман 3 считал, что все главные факторы экономической жизни, несомненно, сильно влияют на состояние общественного здоровья и что нередко в них кроется ключ к объяснению чрезмерной болезненности и смертности народонаселения. Не утратило своего значения это утверждение и в наши дни 4. На этот факт неоднократно указывали и эксперты международных организаций. Так, на 52-й сессии Всемирной организации здравоохранения вновь было подчеркнуто, что "все основные детерминанты здоровья связаны с социально-экономическими факторами. Связь между состоянием здоровья и занятостью, уровнем доходов, социальной защитой, жилищными условиями и образованием четко прослеживается во всех европейских государствах"5. Исследование связи между показателями качества здоровья (младенческая смертность, ОПЖ мужчин и женщин) и ВВП на душу населения с учетом потенциальной покупательной способности в 198-ми странах мира показало тесную зависимость между этими показателями 6 .

Факторы, определяющие качество здоровья. Среди факторов, которые достоверно определяют региональные различия качества здоровья, можно рассматривать некоторые индикаторы условий жизни как косвенные индикаторы состояния здоровья.

В качестве рабочего инструмента для анализа использованы коэффициенты корреляции между ОПЖ населения в субъектах РФ и различными социально-экономическими показателями в этих регионах, публикуемыми Госкомстатом России 7 .

На основе презумпции зависимости ОПЖ в регионах России от социально-экономических факторов был составлен список показателей, которые, вероятно могут на нее влиять:

  • рейтинг регионов по динамике изменения уровня и качества жизни за годы реформ (1991-1999);
  • удельный вес убыточных предприятий и организаций в их общем числе (%);
  • число зарегистрированных преступлений на 100000 человек населения;
  • показатели, характеризующие дифференциацию доходов:

    а) официальная величина прожиточного минимума всего населения (рублей);

    б) соотношение величины прожиточного минимума пенсионеров и среднего размера назначенных месячных пенсий (%);

    в) доля доходов от предпринимательской деятельности в общем объеме денежных доходов;

    - жилищные условия населения и развитие инфраструктуры:

    а) площадь жилья, приходящаяся в среднем на одного жителя (кв. м);

    б) благоустройство жилищного фонда - удельный вес площади, оборудованной водопроводом, центральным отоплением, газом (%);

    в) плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (км дорог на 1000 кв. км территории);

  • дискомфортность природных условий (балл).
  • Следует отметить, что из-за активных миграционных процессов и других причин существует неуверенность в достоверности демографической информации по нескольким регионам - Республикам Ингушетии, Дагестана, Калмыкии и Чукотского АО. Поэтому они исключены из перечня анализируемых регионов.

    Два основных фактора, влияющих на ОПЖ. К ним относятся рейтинг регионов по динамике изменения уровня и качества жизни за годы реформ (1991-1999) и удельный вес убыточных предприятий и организаций в их общем числе.

    Для оценки условий жизни населения использовался интегральный показатель уровня и качества жизни . Этот показатель является результатом сравнительной оценки регионов России по динамике изменения их социально-экономического положения за годы реформ 1991-1999 годов. А.О. Полынёв и В.Г. Введенский 8 оценивают изменение уровня и качества жизни в 1991-1999 годы в разрезе следующих показателей имеющих одинаковую значимость (вес) в интегральной оценке:

    • доля реальных денежных доходов населения, % к предыдущему (или базисному - 1991) году;
  • ввод в действие жилых домов (тысяч кв. м общей площади);
  • ОПЖ при рождении (лет);
  • физический объем розничного товарооборота и объем платных услуг населению;
  • число зарегистрированных преступлений на 100000 человек населения;
  • уровень безработицы, % к экономически активному населению.
  • В перечне этих показателей присутствует ОПЖ, но ее значимость в интегральной оценке не превышает 16,6% (1/6), и она приведена в динамике, поэтому мы сочли возможным выполнить корреляционный анализ ОПЖ в статике с рассматриваемым интегральным динамическим показателем.

    Интегральная оценка представлена рейтингом региона по величине снижения совокупности представленных показателей за 8 лет. Коэффициент корреляции рассчитывался между полученными рейтингами и величиной ОПЖ (таблица 1).

    Таблица 1. Коэффициенты корреляции между ОПЖ населения и уровнем и качеством жизни и доли убыточных предприятий и организаций

    Источник: http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0129/analit01.php

    Нередко происходит смешение понятий «образ жизни» и «условия жизни». Между тем, «условия жизни» — по существу все опосредующие и обуславливающие образ жизни факторы, определяющие его или сопутствующие ему. К их числу следует относить материальные, социальные, политические, духовно-нравственные, культурные и другие условия, определяющие образ жизни, а также природные условия, которые, не являясь определяющими, оказывают влияние, подчас очень существенное, на образ жизни. Условия жизни — это материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни: образ жизни — деятельность, активность людей, которые определенным образом реагируют на условия жизни, используют их.

    Таким образом, образ жизни можно определить как систему «наиболее существенных, типичных характеристик деятельности, активности людей, в единстве их количественных и качественных сторон, являющихся отражением уровня развития производительных сил и производственных отношений».

    С образом жизни связывают и такие понятия, как «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни». Эти термины получили самое широкое распространение, некоторые из них могут применяться при условии их правильного, научно обоснованного толкования. Образ жизни включает, обобщает 4 категории: экономическую — «уровень жизни», социологическую — «качество жизни», социально-психологическую — «стиль жизни» и социально-экономическую — «уклад жизни».

    Уровень жизни характеризует размер национального дохода, приходящийся надушу населения, общий объем благ и услуг, потребляемых населением за год, долю питания в структуре потребления. Надо иметь в виду, что уровень жизни характеризует жизнедеятельность людей лишь в сфере потребления.

    Однако уровень жизни нельзя оценивать или рассматривать лишь на основе средних показателей.

    Реальная картина раскрывается с помощью дифференцированных данных, относящихся к различным слоям и группам населения.

    Под укладом жизни обычно понимают порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которых проходит жизнедеятельность людей. Термин «стиль жизни», как правило, относят к индивидуальным особенностям поведения как одного из проявлений жизнедеятельности, активности. Сюда же причисляют и индивидуальные особенности образа мыслей, стиля мышления.

    Термин «качество жизни» широко используется западными (философами и социологами, однако все чаще встречается и в нашей литературе. При использовании этого термина следует иметь в виду качественную сторону условий жизни — качество жилищных условий, питания, уровень комфорта, удовлетворенность работой, общением и т.д. Понятно, что такое определение не заменяет понятия «образ жизни».

    Поскольку деятельность людей, их активность проявляется в самых различных и многочисленных сферах, чрезвычайно сложно выделить наиболее существенные показатели, критерии образа жизни. Но вместе с тем, это чрезвычайно важно, потому что без научно обоснованной системы показателей образа жизни мы не можем изучать влияние образа жизни на здоровье различных групп населения. В самом широком понимании выделяют две основные сферы деятельности;производственная и внепроизводственная, каждая из которых включает целый ряд показателей.

    В структуру образа жизни входят:

    1. Трудовая деятельность, условия труда, профессиональная и социальная активность работающих.

    2. Хозяйственно-бытовая деятельность, вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность и др.

    3. Рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой.

    4. Социолизаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками).

    5. Планирование семьи и взаимоотношения членов семьи.

    6. Медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни).

    Что же формирует здоровый образ жизни, который является, с одной стороны, аспектом образа жизни, а с другой, — здоровья?

    В отличие от социологического определения образа жизни в медико-гигиеническом толковании здорового образа жизни более выражено конкретное содержание;деятельность в основном разворачивается на микросоциальном уровне (индивид, группа), сильнее отражена повседневная жизнь человека.

    Здоровый образ жизни — это такие способы активной биосоциальной деятельности людей, которые в максимальной и непосредственной степени укрепляют здоровье населения при наличия благоприятных материальных и общественных условий.

    Международный терминологический словарь «Санитарное просвещение» дает такое понятие: «здоровый образ жизни» — гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление и сохранение здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

    По мнению академика Ю.П.Лисицына, в здоровом образе жизни обнаруживается относительное единство и согласованность трех уровней жизнедеятельности человека: социального, психологического и биологического. Это понятие нельзя свести к отдельным формам медико-социальной активности, но, в то же время, они отражают те или иные стороны здорового образа жизни.

    Источник: http://medicinapediya.ru/sistemyi-zdravoohraneniya-organizatsiya/mediko-sotsialnyie-aspektyi-obraza-jizni.html

    Категория: Живем качественно | Добавил: vladhrom (10.05.2016)
    Просмотров: 283 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar