Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Статьи » Живем качественно

Качества жизни населения социальные услуги

Классификация социальных услуг и нормативы их оказания

Услуги - важный вид экономической деятельности, оказывающий влияние на все стороны жизни общества. Степень удовлетворения потребностей населения в услугах является одним из главных индикаторов уровня и качества жизни.

Под услугами обычно подразумевают результаты экономической деятельности, которые не принимают материальной (вещной) формы и удовлетворяют определенные потребности - личные, коллективные и общественные.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 6) государственные (муниципальные) услуги (работы) - это услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"социальные услуги - это действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной указанным федеральным законом. Клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги. Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"предусмотрены виды социальных услуг :

o социально-бытовые;

o социально-медицинские;

o психолого-педагогические;

o социально-правовые.

Также деятельность социальных служб состоит в социальной поддержке, оказании материальной помощи, проведении социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В 2012 г. было начато общественное обсуждение проекта нового федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", который планируется внести в Государственную Думу в 2013 г. В нем предлагаются следующие трактовки базовых понятий. Социальная услуга - действие (действия) в области социального обслуживания по оказанию постоянной, регулярной, периодической либо разовой помощи гражданину для преодоления трудной жизненной ситуации и (или) нормализации условий жизнедеятельности и (или) повышения степени самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей. Трудная жизненная ситуация - обстоятельство (совокупность обстоятельств), признанное по основаниям, определенным законом, как объективно нарушающее или способное нарушить жизнедеятельность гражданина, привести в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья, последствия которого он не может преодолеть самостоятельно и требующее на основе определения индивидуальной нуждаемости предоставления социального обслуживания.

В указанном законопроекте планируется предоставлять следующие виды социальных услуг:

1) услуги в целях поддержания или обеспечения привычной социальной среды;

2) услуги в целях поддержания и улучшения состояния здоровья, не предполагающие медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное значение;

3) услуги в целях содействия в улучшении психического состояния, восстановления способности к адаптации в социальной среде;

4) услуги в целях организации досуга, содействия в семейном воспитании детей, решения образовательных и педагогических проблем;

5) услуги в целях защиты законных прав и интересов, содействия в решении правовых проблем;

6) услуги в целях поддержки и улучшения уровня жизни путем оказания материальной помощи, помощи в решении других социально-экономических проблем;

7) услуги в целях содействия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям-инвалидам, в проведении реабилитационных мероприятий;

8) услуги по персональному сопровождению в целях повышения реабилитационного, интеграционного и коммуникативного потенциала получателей социальных услуг со значительными выраженными ограничениями жизнедеятельности, в том числе детям-инвалидам;

9) срочные социальные услуги в целях неотложной помощи разового характера гражданам в трудной жизненной ситуации.

Примерный перечень социальных услуг, предоставляемых в различных условиях социального обслуживания, будет утверждаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Перечень видов социальных услуг, предоставляемых в различных условиях социального обслуживания в субъекте РФ, будет устанавливаться нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Законом социальное обслуживание населения отнесено к исключительному ведению субъекта РФ, что предполагает регулирование этой деятельности на уровне региональных нормативно-правовых актов.

В Примерном положении о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896). Основными задачами центра являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Понятие "услуги"в Примерном положении отсутствует, однако указано, что центр:

а) обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

б) принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

в) оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту

учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи;

г) оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации;

д) разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации;

е) обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

ж) организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности и т. д.

Аналогичный подход к определению социальных услуг как неформализованной помощи или функциональных задач учреждения закреплен и в других нормативных документах федерального и регионального уровней, определяющих вопросы социального обслуживания населения. Обобщенные формулировки услуг характерны и для уставов учреждений социального обслуживания всех типов.

В 2004 году вступили в силу два национальных стандарта: "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг"(ГОСТ Р 52143-2003) и "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения"(ГОСТР 52142-2003), закрепивших стандартный перечень видов социальных услуг и требования к обеспечению их качества. Как и действующие законы, данные стандарты определяют услуги как помощь гражданам и их всестороннюю поддержку в трудной жизненной ситуации. Кроме того, ГОСТ 52142 использует оборот "помощь населению в получении услуг, предоставляемых социальными службами", запутывая вопрос определения социальной услуги.

По ГОСТ 52143 социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяют на следующие основные виды:

- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;

- социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;

- социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);

- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;

- социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;

- социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

Социальные услуги предоставляют клиентам социальной службы:

- в стационарных учреждениях (стационарных отделениях учреждений);

- полустационарных учреждениях (отделениях дневного и ночного пребывания учреждений);

- нестационарных учреждениях (нестационарных отделениях учреждений);

- на дому;

- комплексных учреждениях (отделениях комплексного характера учреждений);

- иных учреждениях, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.

В практике социального обслуживания возможно выделение видов услуг в зависимости от времени оказания услуги и ее комплексности.

Единовременные услуги оказываются в форме локального действия в течение фиксированного (регламентированного) периода времени. Долговременные услуги оказываются в форме повторяющихся действий в течение определенного времени и представляют собой периодическое предоставление или одной и той же услуги, или некоторого комплекса разных услуг.

Простая услуга - осуществление действий специалиста, приводящих к наступлению объективно фиксируемого результата. Сложная услуга оказывается одним или несколькими специалистами и не приводит к немедленному результату, может иметь фиксируемые промежуточные результаты. К сложным услугам можно отнести психологические и реабилитационные услуги. Комплекс услуг - последовательное предоставление набора услуг, направленных на удовлетворение нескольких или одной потребности за счет комплекса действий.

В рамках социально-бытовых услуг колка дров может рассматриваться как единовременная простая услуга, приготовление пищи представляет собой долговременную простую услугу, а уборка жилья вместе с покупкой продуктов и приготовлением пищи - комплексная услуга.

Произошедшие после вступления в силу Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"изменения для подавляющего числа регионов и муниципалитетов означают повышение самостоятельности большинства подведомственных учреждений. Главная цель данного закона - создание механизмов роста заинтересованности учреждений в повышении качества и эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг и выполнения работ. В то же время ослабление контроля деятельности организаций со стороны учредителя порождает риски. Снижение требований к текущей деятельности должно компенсироваться дополнительными механизмами оценки качества предоставляемых услуг и работ, их влияния на уровень жизни населения. Естественным элементом реформирования сети учреждений выступает развитие системы управления качеством оказываемых услуг и работ.

Стандарты качества государственных (муниципальных) услуг (работ) представляют собой базовый компонент такой системы на региональном и местном уровне. Стандарт определяет минимальный гарантированный уровень качества, которому должны соответствовать основные параметры услуг и работ, предоставление которых осуществляется за счет бюджетных средств любым поставщиком на территории региона или муниципалитета.

Общая цель внедрения стандартов качества услуг (работ) - создание системы управления качеством предоставляемых государственных (муниципальных) услуг (работ). Отметим, что при этом действующее федеральное законодательство не содержит определения понятия "стандарт качества", а его применение на региональном и местном уровне носит добровольный характер. В результате сложившаяся практика применения стандартов качества весьма разнообразна.

В нормативно-правовой базе регионов и муниципалитетов документы, по существу являющиеся стандартами качества, зачастую обозначаются как "требования к качеству", "показатели качества", "стандарты услуг"и т. п. Использование этих понятий не противоречит федеральным законам, но требует их определения. Опыт территорий позволяет рекомендовать термин "стандарт качества государственной (муниципальной) услуги (работы)". Его выбор позволяет четко разграничить понятия "стандарт качества услуг (работ)"и "стандарт предоставления государственных или муниципальных услуг", последний подлежит утверждению согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Действие указанного закона прежде всего распространяется на отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг органами публичной власти по запросам заявителей: услуги лицензирования, регистрации и аккредитации, признание прав на получение льгот и т. п. В отношении таких услуг органы власти обязаны разработать и утвердить административные регламенты, составной частью которых являются стандарты предоставления услуг. Таким образом, основная часть услуг, оказание которых регулируется этими документами, носит совершенно иной характер, чем услуги подведомственных учреждений. Исключение составляет небольшая группа услуг, одновременно подпадающих и под действие Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и под нормы законодательства об учреждениях (перечень определен распоряжением Правительства РФ от 25 апреля 2011 г. № 729-р).

Особая ситуация с определением понятия "стандарт"сложилась в сфере социального обслуживания населения, в которой региональные органы власти утверждают государственные стандарты (ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"). Функции данных документов аналогичны стандартам качества.

Стандарты качества, как правило, включают в себя следующую информацию.

1. Общая информация об оказываемой услуге (выполняемой работе).

2. Условия и порядок оказания услуги (выполнения работы).

2.1. Определение категории потребителей.

2.2. Порядок получения услуги (выполнения работы):

o принятие заявки от потребителя на получение услуги (выполнение работы);

o рассмотрение заявки;

o принятие решения об удовлетворении заявки;

o перечень оснований для отказа в предоставлении услуги (выполнении работы);

o информирование заявителя о принятом решении.

1.1. Требования к поставщику услуги (работы), в частности:

o к документам, в соответствии с которыми осуществляется деятельность поставщика услуги (работы);

o условиям размещения поставщика;

o специальному техническому оснащению поставщика (оборудование, приборы, аппаратура и т. д.);

o укомплектованности специалистами и их квалификации.

1.2. Требования к технологии оказания услуги (выполнения работы):

o параметры объема и содержание услуги (работы);

o санитарно-гигиенические нормы и требования безопасности;

o срок оказания услуги (выполнения работы) или ее отдельных составляющих.

2. Срок подачи и регистрации претензий потребителя, а также срок и порядок их рассмотрения.

3. Порядок распространения информации об услуге (работе).

При разработке стандартов качества необходимо учитывать положения нормативных актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, которые регулируют предоставление услуг и работ. Стандарт качества может содержать повышенные требования по сравнению с указанными в федеральных документах, но не пониженные. Стандарт - своего рода надстройка, которая не влияет на обязательность исполнения федеральных актов, но детализирует требования к услугам (работам) с учетом специфики соответствующей территории.

Утверждение требований к качеству предоставляемых услуг (работ) фактически определяет объем необходимых средств для исполнения расходных обязательств соответствующего бюджета. Это означает, что формирование стандартов качества связано с риском принятия таких требований к услугам (работам), которые в какой-то момент времени не смогут быть обеспечены исходя из возможностей бюджета. Поэтому важнейшей составляющей процесса подготовки указанного документа является его финансовое обоснование. Для этого требуется:

а) определить необходимый объем расходов, осуществляемых на постоянной основе,

б) подготовить прогноз объема расходов, требуемых для повышения качества услуг (работ) поставщиками, которые на момент разработки стандарта не располагают достаточными возможностями для оказания услуг (выполнения работ) требуемого качества.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса государственное (муниципальное) задание устанавливает требования "к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)". Федеральные акты не содержат четкого разграничения понятий "услуги"и "работы". Минфин России рекомендует при формировании перечней услуг (работ) исходить из того, что оказание услуг удовлетворяет личным потребностям физических и юридических лиц и не принимает материально-вещественной формы, в то время как выполнение работ нацелено на удовлетворение потребностей общества в целом. В соответствии с такой трактовкой Минфин России считает целесообразным разрабатывать стандарты качества и нормативы финансирования только на оказание услуг, но не на выполнение работ. Большинство регионов и муниципалитетов, следуя рекомендациям Минфина России, разрабатывают только стандарты качества государственных (муниципальных) услуг. Однако на многих территориях утверждаются и отдельные стандарты качества работ.

С 2011 г. финансирование бюджетных и автономных учреждений за счет бюджетных средств осуществляется путем выделения субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с заданием услуг (выполнением работ) (ст. 69.1 БК РФ). Таким образом, в отношении этих типов организаций методики нормативного финансирования должны утверждаться в обязательном порядке, для прочих поставщиков услуг (работ) их использование добровольно. Возмещение нормативных затрат предполагает наличие собственно норматива - средневзвешенной величины расхода ресурсов, рассчитанной на основе требований к результату расходования. Стандарты качества представляют собой объективную основу для разработки нормативов затрат: определенные в них требования к процедурам оказания услуг (выполнения работ), материальному, инфраструктурному и кадровому оснащению и другим параметрам услуг (работ).

При подготовке нормативов финансирования необходимо учитывать различия в уровне материальной и кадровой оснащенности поставщиков (т. е. использовать специальные коэффициенты). Применение показателей, рассчитанных исходя из среднего качества услуг (работ), без корректирующих коэффициентов приведет к тому, что объем средств, определенный на их основе, будет недостаточен для того, чтобы лучшие поставщики смогли полностью реализовать свои возможности. В предельном случае финансирование на основе усредненного норматива может привести к невозможности для поставщика осуществлять свою деятельность. Таким образом, определение требований к качеству услуг (работ) с помощью стандартов позволяет управлять не только качеством, но и затратами на оказание услуг (выполнение работ). Изменение норм потребления рабочего времени и ресурсов при оказании услуг (выполнении работ) в привязке к параметрам качества, закрепленным в стандартах, позволяет установить прямую зависимость между затратами на услуги (работы) и результатами их предоставления. Именно это является задачей бюджетной реформы и реформы системы государственных (муниципальных) учреждений.

Источник: http://studme.org/18410519/sotsiologiya/harakteristiki_sotsialnyh_uslug_okazyvaemyh_naseleniyu

Удовлетворенность результатом оказания муниципальной социальной услуги является одним из важнейших факторов, влияющих на качество жизни населения, но при этом остается трудно измеримой величиной. Формируя набор показателей для его оценки можно осуществлять эффективное регулирование рынка социальных услуг.

Процесс управления качеством жизни является составной частью сложной и многофакторной системы, включающей в себя множество индикаторов и показателей для измерения его уровня. Одной из характеристик, оказывающих значительное влияние на качество жизни является удовлетворенность населения функционированием различных предприятий на муниципальном рынке социальных и прочих услуг, а также качеством последних.

Социальная деятельность органов местного самоуправления реализуется через систему муниципальных услуг, предоставление которых обеспечивает те или иные составляющие качества жизни. Муниципальная услуга является базовым элементом, основой экономических и социальных отношений между людьми на территории муниципального образования. Следовательно, управление качеством оказания муниципальных услуг является важнейшей составной частью муниципального управления, и этот вопрос является ключевым для понимания всех социально-экономических процессов, происходящих на местном уровне а значит, качества жизни населения на территории.

Забота о качестве жизни на территории лежит на органах местного самоуправления, поскольку именно они формируют одну из главных его составляющих - муниципальную инфраструктуру. Для достижения необходимой эффективности в процессах мониторинга качества муниципальных услуг, политика органов местного самоуправления должна обеспечить формирование нормативов на оказание муниципальных услуг для достижения необходимого уровня их качества.

Нормативы затрат —это комплексные планово-экономические и расчетные показатели, введение которых направлено на помощь органам исполнительной власти в развитии и оптимизации бюджетной сети [3].

Считается, что внедрение нормативов затрат позволяет обеспечить прозрачность механизма распределения бюджетных ресурсов, исключить случаи завышенного финансирования учреждений на основе их усреднения. Кроме того, основные подходы к расчету нормативов можно использовать для расчета фактической стоимости услуг по итогам прошедшего периода, для сравнения различных учреждений одной отрасли. Достоверная информация о фактической стоимости услуги позволяет принимать обоснованные управленческие решения, направленные на повышение эффективности бюджетных расходов, и в целом выбора оптимальных моделей организации бюджетной сети, исходя из того, какие учреждения могут оказывать услуги качественнее и дешевле.

Таким образом, в числе преимуществ разработки и внедрения нормативов затрат можно указать:

–оптимизация состава государственных или муниципальных учреждений и состава оказываемых ими услуг;

–выявление «застоявшихся»проблем в организации работы учреждений и формирование предложений по ее совершенствованию для комплексного устранения факторов, влекущих рост затрат;

–определение реальных потребностей в финансировании бюджетного сектора;

–налаживание в учреждениях управленческого учета [3].

На федеральном уровне одним из основополагающих документов в этой области является приказ Министерства финансов России № 105н от 22 октября 2009 г. [2]. В нем утверждены Методические рекомендации по определению полного объема расчетно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и находящимися в их ведении учреждениями государственных услуг или работ, согласно бюджетной классификации статей расходов. Окончательное решение об определении величин финансовых и материальных нормативов остается за федеральным органом исполнительной власти.

На огромной территории нашей страны велики различия в уровне социально-экономического развития между субъектами и муниципалитетами. Они дифференцируются от высоко развитых до депрессивных и экономически отсталых. Следовательно, федеральную методику расчета нормативных затрат необходимо применять на региональном и муниципальном уровнях после соответствующих преобразований в зависимости от текущей ситуации на локальном рынке бюджетных услуг, т.е. адаптировать федеральные нормативы на местном уровне.

В настоящее время законодательная база активно пополняется различными нормативными документами, содержащими методические рекомендации по определению расчетно-нормативных затрат в некоторых регионах, субъектах РФ и муниципальных образованиях с различным уровнем социально-экономического развития. Но все они мало, чем отличаются друг от друга и не предусматривают дифференцированных методов определения нормативов в зависимости от специфики территории. Поэтому данный вопрос является на сегодняшний день актуальным.

Цель формирования формализованной и детализированной методики расчета нормативных затрат на оказание бюджетной услуги –возможность ее практического применения для получения достоверной информации об оптимальных объемах финансирования, необходимого для максимально качественного оказания государственной или муниципальной услуги.

Во всех существующих на данный момент нормативных документах или методической литературе, тем или иным образом затрагивающих вопросы качества муниципальных услуг, а также нормативов финансовых и материальных ресурсов, необходимых для их оказания, речь идет только лишь о необходимом минимуме, гарантируемом государством при оказании услуг для населения.

Например, существует определение государственных и муниципальных услуг как "общественно полезных функций, осуществляемых органами государственной власти или местного самоуправления, бюджетными учреждениями"[4]. В их основу заложены государственные минимальные социальные стандарты, которые определяются как "государственные услуги, предоставление которых. гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ"[4].

При этом органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления до утверждения государственных минимальных социальных стандартов при разработке соответствующих проектов бюджетов применяют уточненные Правительством РФ социальные нормативы. Соответствуют ли они ожиданиям потребителей услуги можно проверить только путем экспертной оценки выбора потребителя, активного спроса на рынке, а также, определив уровень удовлетворенности людей проведением социальных опросов. Но именно эта проблема является трудно решаемой. Среди бюджетных учреждений конкуренция проявляется слабо. С уменьшением численности муниципалитета сокращается вероятность ее проявления. Поэтому удовлетворенность услугами с позиции рыночной логики можно объективно определять лишь среди организаций не бюджетного сектора экономики.

Согласно нормативным документам социальная деятельность органов местного самоуправления осуществляется в виде выполнения конкретных работ и оказания определенных услуг населению. Государственные нормативы и стандарты достаточно легко определить в области выполнения работ государственными учреждениями по обслуживанию населения, поскольку там достаточно легко рассчитать необходимый объем требуемых материальных и прочих ресурсов, они легко измеряются количественными показателями. Что же касается государственных (муниципальных) социальных услуг, то здесь практически невозможно рассчитать необходимый объем ресурсов, поскольку важнее не их количество, а качество. И поэтому для достижения определенного уровня удовлетворенности получателя услуги необходимо учитывать огромное разнообразие субъективных факторов. Следовательно, необходимо получить оценку качества услуги, основанную на массовом мнении её потребителей. Отсюда сложности в стоимостном измерении одной единицы государственной (муниципальной) социальной услуги по общепринятым фиксированным нормативам.

В настоящее время стоимость единицы муниципальной услуги определяется как отношение общей суммы выделенных для её оказания государственных ассигнований к общему количеству потребителей.

Автором в составе группы исследователей было проведено аналитическое исследование на основе статистических материалов по финансированию муниципальной услуги "общее образование". По его результатам определена фактическая стоимость оказания единицы услуги в разрезе бюджетополучателей, а также исследована динамика данной величины в 2008-2009 гг. (рис. 1).

Р ис. 1. Изменение стоимости услуги "общее образование"

в расчете на одного потребителя

Общая стоимость единицы услуги по всем бюджетным учреждениям отрасли "общее образование"колеблется в диапазоне от 44 437,11 руб. до 82 112,70 руб. на одного ученика на протяжении 2008-2009 гг. В среднем эта величина уменьшилась за год с 60 557,56 руб. до 56 437,34 руб. на одного ученика, т.е. на 7,5% или на 4 680,46 руб. в денежном выражении.

Это может объясняться множеством влияющих факторов. В первую очередь необходимо исследовать изменение структуры финансирования бюджетной услуги (рис.2).

Рис. 2. Изменение структуры бюджетных затрат

на финансирование услуги "общее образование"

Как видно на рисунке, структура заработной платы изменилась в части выплат заработной платы, доля которых увеличилась с 49% до 57%, это может быть обусловлено двумя факторами, поскольку увеличение заработной платы может произойти в общем или в расчете на одного сотрудника. Т.е. необходим дополнительный анализ динамики численности сотрудников бюджетных учреждений, оказывающих услугу "общее образование", а также изменение квалификации и категорий педагогического персонала и руководящего состава. При сохранении в 2009 году общей численности сотрудников отрасли на уровне предыдущего года, увеличение сумм заработной платы говорит о повышении размера заработной платы в расчете на одного человека, т. е. это может свидетельствовать об улучшении квалификации специалистов, повышении разрядности. Также имело место законодательно утвержденное увеличение заработной платы работников бюджетных учреждений по муниципальному образованию. Все вышеперечисленные факторы будут способствовать улучшению образовательного процесса и улучшению качества оказания услуги "общее образование"

Также на рис. 2 видно, что доля средств, выделенных на содержание имущества, сократилась с 11 до 7%. Этот фактор можно рассматривать двояко. Он может свидетельствовать как о положительных, так и об отрицательных моментах. Если предположить, что в 2008 году было закуплено и установлено новое оборудование, за летний период проведены необходимые ремонтные работы, то в 2009 году нет необходимости выделять финансирование на уровне прошлого года, поскольку состояние имущества можно оценить как удовлетворительное и дополнительных затрат на его содержание не требуется. Но с другой стороны, если должным образом не проведены оценочные осмотры состояния зданий, сооружений, а также необходимого на оказание услуги оборудования и материальных запасов, то может иметь место недофинансирование, что приведет к неудовлетворительному состоянию имущества и как следствие неудовлетворенности потребителей услуги "общее образование"и значит - к некачественному образовательному процессу.

Также следует отметить незначительное изменение величины выплат пособий, стипендий и прочих социальных расходов. С одной стороны это свидетельствует о стабильном сохранении величины данных расходов на одном уровне, что является положительным моментом, а с другой - говорит о том, что на данные выплаты не начисляются ежегодные индексирующие корректирующие коэффициенты, что является свидетельством неэффективной социальной политики.

Все вышеперечисленное свидетельствует о необходимости проведения дополнительных исследований причин изменения стоимости единицы бюджетной услуги. Поскольку все эти факторы оказывают влияние также на потребителей услуги, то дополнительный аналитический материал возможно получить, оценивая именно их удовлетворенность качеством образовательного процесса и всеми сопутствующими ему факторами. Основная сложность заключается в отсутствии оперативных статистических данных для дополнительного анализа их динамики.

Таким образом, в отличие от финансирования бюджетной услуги, достаточность которого возможно рассчитать количественными методами, степень удовлетворения потребителя результатами оказания услуги носит субъективный характер и не поддаётся прямому количественному измерению, а требует сложных приёмов косвенной квалификации по различным шкалам.

Следовательно, необходимо получение необходимых для анализа данных путем проведения тематических экспертных социальных опросов на предмет удовлетворенности населения теми или иными составляющими оказываемой бюджетной услуги, в данном случае по отрасли "общее образование". Это позволит своевременно налаживать и эффективно совершенствовать механизмы и инструменты обратной связи, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему повышению качества муниципальных услуг.

Литература:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации

2. Приказ Министерства финансов России № 105н от 22 октября 2009 г.

3. Нормативы финансирования государственных услуг: используем опыт коммерческого сектора. Журнал "Бюджет", май 2010 г. Электронный источник: [ http :// www. budget. ru ].

Источник: http://www.moluch.ru/conf/econ/archive/10/792/

 1.1. понятие социально-страхового обеспечения качества жизни населения

Качество – это философская категория. Считается, что она впервые была подвергнута анализу Аристотелем ещё в III в. до н.э. [10]. Существует, например, философское определение качества, данное Гегелем (XIX в.): «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определённость, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет своё качество». Отметим, что категория качества отражает важную сторону объективной действительности объекта – определённость. Качество объекта, как правило, не сводится к отдельным его свойствам, а связано с объектом как целым, охватывая его полностью и неотделимо от него;поэтому понятие качества связывается с бытием предмета.

Проблема качества постоянно привлекает внимание не только специалистов технических специальностей, но и учёных – экономистов, социологов;широкие круги общественности;государственных деятелей. Проводятся исследования в различных областях качества: качество продукции и услуг, качество жизни.

Система социально-экономических отношений – это сфера жизненно важных интересов населения. Её качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического и культурного развития государства и общества. Сформировать же эффективную систему социально-экономических отношений можно только на основе сочетания различных видов и организационно-правовых норм социальной защиты, активного и ответственного участия в её функционировании работников, работодателей и государства.

В человеческой практике в связи с бесконечным разнообразием явлений и объектов окружающей действительности повседневные понятия качества неполны, многообразны, неточны, и до настоящего времени дискуссии по этому вопросу не прекращаются, но в каждом случае они отвечают конкретным потребностям общения.

В 1986 г. Международной организацией по стандартизации ИСО были сформулированы термины по качеству для всех отраслей бизнеса и промышленности. В 1994 г. терминология была уточнена. Стандартизовано следующее определение качества: качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности [11].

В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО 8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввёл такие понятия, как «обеспечение качества», «управление качеством», «спираль качества». Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили чёткие требования к системам обеспечения качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента – ме-

неджмент качества. В настоящее время учёные и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (Total Quality Management) – всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества [20].

Стандарты ИСО – жёсткая ориентация на потребителя. При этом речь идёт о культуре производства. Качество можно представить в виде пирамиды (рис. 1.1).

Наверху пирамиды находится TQM – всеохватывающий, тотальный менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего это работа, связанная с обеспечением высокого организационнотехнического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы.

КАЧЕСТВО КАЧЕСТВО ФИРМЫ

Источник: http://vuzmen.com/book/1202-sovremennoe-sostoyanie-yeffektivnosti-mexanizmov-socialno-straxovogo-obespecheniya-kachestva-zhizni-naseleniya-kulikova-na/5-11-ponyatie-socialno-straxovogo-obespecheniya-kachestva-zhizni-naseleniya.html

Категория: Живем качественно | Добавил: vladhrom (10.05.2016)
Просмотров: 523 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar