Главная » Статьи » Живем качественно |
Самообразование и личностное самоопределение - 6Продолжение. В этой статье представлена технология формирования у старшеклассников бережного отношения к здоровью и умений ведения здорового образа жизни, реализующая содержание раздела №2 программы авторского учебно-практического курса «Самообразование и личностное самоопределение», ориентированного преимущественно на учащихся старших классов среднего общеобразовательного учреждения. РАЗДЕЛ II. Формирование бережного отношения к здоровью Тема №7. Основы здоровья, его роль в жизни человека, обучении, самообразовании и становлении личности. Задача повышения грамотности учащихся в вопросах сохранения и укрепления здоровья как одна из приоритетных задач образования. Основные представления о здоровье как биологической и социальной категориях. Здоровье как состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Адаптация и здоровье. Здоровье как основа человеческого бытия, как одно из самых больших желаний человека, как необходимое условие реализации замыслов и осуществления планов деятельности, как залог успешности личности. Здоровье как состояние полного физического, психического, духовно-нравственного и социального благополучия. Здоровье как единство гармонии тела и духа. Принцип триединого представления о здоровье: единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья. Факторы, влияющие на каждую составляющую здоровья. Здоровье как личная и общественная ценность. Забота о здоровье как приоритетная задача человека и общества. Забота о здоровье как система мер по сбережению и укреплению здоровья. Осознание ценности здоровья, потребность в сохранении, укреплении здоровья и подлинная забота о нем, ответственность за свою жизнедеятельность как одни из основных показателей зрелости личности. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий как основной принцип заботы о здоровье. Охранительная стратегия как стремление избежать вредные для организма воздействия, как стремление перестраховаться. Тренирующая стратегия (более рискованная и более творческая) как стремление грамотно повысить адаптационные возможности организма, чтобы в дальнейшем самостоятельно противостоять опасным для здоровья воздействиям окружающей среды. Создание тепличных условий жизни как результат неграмотности. Охранительная и тренирующая стратегии как форма проявления диалектического единства и борьбы противоположностей. Достижение более высокого уровня заботы о здоровье в результате грамотного использования противоречия как главная задача человека в процессе реализации принципа сочетания охранительной и тренирующей стратегий. Проблема необходимости точного выбора того порога потенциально вредных воздействий, с ущербом от которых организм сможет справиться. Науки и отрасли знания, изучающие здоровье. Аспектность здоровья как явления. Валеология как область знаний и здоровом образе жизни. Разные подходы к определению понятия «валеология». Ортобиоз как разумный образ жизни, как системообразующее условие долголетней работоспособности человека (по И.И.Мечникову). Ортобиотика как учение о самосбережении здоровья и устойчивого жизненного оптимизма (по В.М.Шепелю). Гигиена как учение о влиянии условий жизни и труда на здоровье человека и др. Причины усиления внимания прогрессивной общественности к вопросам здоровья. Неблагополучное состояние здоровья большинства учащихся. Проблемы здоровья. Негативное воздействие нерационального обучения на здоровье обучающихся как одна из приоритетных проблем образования. Диагностика степени сформированности бережного отношения к здоровью. Тема №8. Здоровьесберегающие принципы учебной работы. Задача повышения интеллектуальной работоспособности учащихся как одна из основных задач образования в системе мер по повышению качества обучения. Отсутствие умений критического анализа в выборе эффективных способов учебной деятельности, низкий уровень культуры умственного труда, неактивность и несамостоятельность мышления как условия сильной перегрузки и переутомления учащихся при их интеллектуальной недогруженности. Здоровьесберегающие принципы учебной работы учащегося как нормативные требования к самоорганизации учения, направленные на сбережение собственного здоровья и, как следствие, на повышение качества обучения. Здоровьесберегающие принципы учебной работы как фактор снижения риска появления у обучающихся переутомления в результате недостаточной мотивации учения;беспощадной эксплуатации резервов механической памяти;длительного ограничения двигательной активности;однообразной, монотонной деятельности;хронических стрессов из-за нехватки времени, боязни неуспеха и др. Здоровьесберегающие принципы учебной работы: принцип осознанности, целесообразности, эффективности, критичности и ответственности в выборе и анализе способов учебной деятельности;принцип рациональности и научности в организации всех этапов учебной работы (на основе деятельностного подхода);принцип позитивности;принцип диалектичности;принцип активности и самостоятельности;принцип творческого самовыражения;принцип рефлексивного анализа своих мотивов, действий, поведения;принцип сочетания разных видов учебной деятельности, принцип природосообразности (учета индивидуальности в учении) и др. Выбор и анализ способов учебной деятельности (способов поиска, восприятия, логической обработки, кодирования, запоминания, усвоения, практического применения информации и т.п.) как главная задача учащегося в процессе самообучения и самообразования. Содержание принципа позитивности: приоритет позитивных самовоздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями);стремление создать ситуацию успеха, эмоционально-благоприятную обстановку;сосредоточение на том, что предстоит сделать, а не на допущенных ошибках и неудачах;адекватная оценка ситуации и своего состояния;вера в собственные силы и успех и т.п. Принцип природосообразности как требование к признанию собственной уникальности и индивидуальности, как необходимость выстраивать собственную деятельность с опорой на свои способности. Учет в обучении индивидуальности биоритмов, индивидуальности восприятия, индивидуальности «левизны-правизны», индивидуальности мышления и др. Здоровьесберегающие технологии обучения, самообучения и самообразования. Технология усвоения программного материала посредством его превращения в личностно значимый, с учетом знаний основ логики, критичности мышления, с помощью правил самоорганизации внимания, смыслового восприятия, кодирования и запоминания как здоровьесберегающая технология. Технология научной организации собственной учебной деятельности как здоровьесберегающая технология. Тема №9. Основные направления формирования культуры здоровья. Культура здоровья как необходимая составная часть общей культуры человека. Культура здоровья как уровень сформированности ценностного и грамотного отношения человека к здоровью –собственному и окружающих людей. Культура здоровья как совокупность представлений о единстве физического, психического и духовно-нравственного здоровья;об условиях полноценного здоровья;о причинах, разрушающих здоровье, и способах их профилактики и преодоления. Культура здоровья как система умений и навыков осуществления здорового образа жизни (в широком смысле). Условия полноценного здоровья: здоровый образ жизни (физическое здоровье);любовь, творчество, общение, чувство юмора, позитивность мышления и т.п. (психическое здоровье);эмоционально-волевое и ценностное отношение к себе, человеку, жизни, природе, труду, обществу, познанию и другим высшим ценностям (духовно-нравственное здоровье). Два аспекта понятия здорового образа жизни. Здоровый образ жизни (в узком смысле) как система мер по сохранению, укреплению и улучшению физического здоровья. Здоровый образ жизни (в широком смысле) как совокупность мероприятий по организации всех сторон своего бытия, позволяющих увеличить продолжительность жизни и повысить ее качество. Составляющие фундамента здорового образа жизни (в широком смысле):
Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы
Темы рефератов
Источник: http://www.zanimatika.ru/bestsennaya-kopilka/samoobrazovanie-i-lichnostnoe-samoopredelenie-6.html ; | |
Просмотров: 256 | |
Всего комментариев: 0 | |