Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Статьи » Живем качественно

Качества необходимые для ведения здорового образа жизни

Самообразование и личностное самоопределение - 6

Продолжение. В этой статье представлена технология формирования у старшеклассников бережного отношения к здоровью и умений ведения здорового образа жизни, реализующая содержание раздела №2 программы авторского учебно-практического курса «Самообразование и личностное самоопределение», ориентированного преимущественно на учащихся старших классов среднего общеобразовательного учреждения.

РАЗДЕЛ II. Формирование бережного отношения к здоровью

Тема №7. Основы здоровья, его роль в жизни человека, обучении, самообразовании и становлении личности.

Задача повышения грамотности учащихся в вопросах сохранения и укрепления здоровья как одна из приоритетных задач образования. Основные представления о здоровье как биологической и социальной категориях. Здоровье как состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Адаптация и здоровье. Здоровье как основа человеческого бытия, как одно из самых больших желаний человека, как необходимое условие реализации замыслов и осуществления планов деятельности, как залог успешности личности.

Здоровье как состояние полного физического, психического, духовно-нравственного и социального благополучия. Здоровье как единство гармонии тела и духа. Принцип триединого представления о здоровье: единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья. Факторы, влияющие на каждую составляющую здоровья.

Здоровье как личная и общественная ценность. Забота о здоровье как приоритетная задача человека и общества. Забота о здоровье как система мер по сбережению и укреплению здоровья. Осознание ценности здоровья, потребность в сохранении, укреплении здоровья и подлинная забота о нем, ответственность за свою жизнедеятельность как одни из основных показателей зрелости личности.

Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий как основной принцип заботы о здоровье. Охранительная стратегия как стремление избежать вредные для организма воздействия, как стремление перестраховаться. Тренирующая стратегия (более рискованная и более творческая) как стремление грамотно повысить адаптационные возможности организма, чтобы в дальнейшем самостоятельно противостоять опасным для здоровья воздействиям окружающей среды. Создание тепличных условий жизни как результат неграмотности.

Охранительная и тренирующая стратегии как форма проявления диалектического единства и борьбы противоположностей. Достижение более высокого уровня заботы о здоровье в результате грамотного использования противоречия как главная задача человека в процессе реализации принципа сочетания охранительной и тренирующей стратегий. Проблема необходимости точного выбора того порога потенциально вредных воздействий, с ущербом от которых организм сможет справиться.

Науки и отрасли знания, изучающие здоровье. Аспектность здоровья как явления. Валеология как область знаний и здоровом образе жизни. Разные подходы к определению понятия «валеология». Ортобиоз как разумный образ жизни, как системообразующее условие долголетней работоспособности человека (по И.И.Мечникову). Ортобиотика как учение о самосбережении здоровья и устойчивого жизненного оптимизма (по В.М.Шепелю). Гигиена как учение о влиянии условий жизни и труда на здоровье человека и др.

Причины усиления внимания прогрессивной общественности к вопросам здоровья. Неблагополучное состояние здоровья большинства учащихся. Проблемы здоровья. Негативное воздействие нерационального обучения на здоровье обучающихся как одна из приоритетных проблем образования.

Диагностика степени сформированности бережного отношения к здоровью.

Тема №8. Здоровьесберегающие принципы учебной работы.

Задача повышения интеллектуальной работоспособности учащихся как одна из основных задач образования в системе мер по повышению качества обучения. Отсутствие умений критического анализа в выборе эффективных способов учебной деятельности, низкий уровень культуры умственного труда, неактивность и несамостоятельность мышления как условия сильной перегрузки и переутомления учащихся при их интеллектуальной недогруженности.

Здоровьесберегающие принципы учебной работы учащегося как нормативные требования к самоорганизации учения, направленные на сбережение собственного здоровья и, как следствие, на повышение качества обучения.

Здоровьесберегающие принципы учебной работы как фактор снижения риска появления у обучающихся переутомления в результате недостаточной мотивации учения;беспощадной эксплуатации резервов механической памяти;длительного ограничения двигательной активности;однообразной, монотонной деятельности;хронических стрессов из-за нехватки времени, боязни неуспеха и др. Здоровьесберегающие принципы учебной работы: принцип осознанности, целесообразности, эффективности, критичности и ответственности в выборе и анализе способов учебной деятельности;принцип рациональности и научности в организации всех этапов учебной работы (на основе деятельностного подхода);принцип позитивности;принцип диалектичности;принцип активности и самостоятельности;принцип творческого самовыражения;принцип рефлексивного анализа своих мотивов, действий, поведения;принцип сочетания разных видов учебной деятельности, принцип природосообразности (учета индивидуальности в учении) и др.

Выбор и анализ способов учебной деятельности (способов поиска, восприятия, логической обработки, кодирования, запоминания, усвоения, практического применения информации и т.п.) как главная задача учащегося в процессе самообучения и самообразования.

Содержание принципа позитивности: приоритет позитивных самовоздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями);стремление создать ситуацию успеха, эмоционально-благоприятную обстановку;сосредоточение на том, что предстоит сделать, а не на допущенных ошибках и неудачах;адекватная оценка ситуации и своего состояния;вера в собственные силы и успех и т.п.

Принцип природосообразности как требование к признанию собственной уникальности и индивидуальности, как необходимость выстраивать собственную деятельность с опорой на свои способности. Учет в обучении индивидуальности биоритмов, индивидуальности восприятия, индивидуальности «левизны-правизны», индивидуальности мышления и др.

Здоровьесберегающие технологии обучения, самообучения и самообразования. Технология усвоения программного материала посредством его превращения в личностно значимый, с учетом знаний основ логики, критичности мышления, с помощью правил самоорганизации внимания, смыслового восприятия, кодирования и запоминания как здоровьесберегающая технология.

Технология научной организации собственной учебной деятельности как здоровьесберегающая технология.

Тема №9. Основные направления формирования культуры здоровья.

Культура здоровья как необходимая составная часть общей культуры человека. Культура здоровья как уровень сформированности ценностного и грамотного отношения человека к здоровью –собственному и окружающих людей. Культура здоровья как совокупность представлений о единстве физического, психического и духовно-нравственного здоровья;об условиях полноценного здоровья;о причинах, разрушающих здоровье, и способах их профилактики и преодоления. Культура здоровья как система умений и навыков осуществления здорового образа жизни (в широком смысле).

Условия полноценного здоровья: здоровый образ жизни (физическое здоровье);любовь, творчество, общение, чувство юмора, позитивность мышления и т.п. (психическое здоровье);эмоционально-волевое и ценностное отношение к себе, человеку, жизни, природе, труду, обществу, познанию и другим высшим ценностям (духовно-нравственное здоровье).

Два аспекта понятия здорового образа жизни. Здоровый образ жизни (в узком смысле) как система мер по сохранению, укреплению и улучшению физического здоровья. Здоровый образ жизни (в широком смысле) как совокупность мероприятий по организации всех сторон своего бытия, позволяющих увеличить продолжительность жизни и повысить ее качество.

Составляющие фундамента здорового образа жизни (в широком смысле):

  • знания о единстве гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил, об основных мировоззренческих, физических и психических причинах, разрушающих здоровье человека, об основных причинах неудач;
  • физические и интеллектуальные способности;активная жизненная позиция;позитивность и диалектичность мышления;способность выбирать оптимальные пути решения проблем;система отношений (психо-философская, психо-физическая, психо-социальная), используемая для регулирования своих действий и поведения;
  • способность создания благоприятных условий жизнедеятельности;знания способов действий по сохранению и укреплению здоровья, способов обеспечения духовной и физической защиты против вредного воздействия окружающей среды;способность к самообразованию в вопросах здоровья и др.
Основные направления формирования культуры здоровья:
  • выработка установки на сохранение, поддержание и укрепление собственного здоровья;определение своего отношения к собственному здоровью (как к долгу или как к своему личному делу);обеспечение устойчивого интереса и грамотности в вопросах здоровья;
  • формирование «здорового»мышления;мотивации ведения здорового образа жизни (в широком смысле);эмоционально-волевого и ценностного отношения к себе и всему окружающему, здоровью, культуре, жизни и т.д.;воспитание интеллектуальной свободы личности, ответственности за свою жизнедеятельность;
  • выработка активной жизненной позиции, позитивного мышления, навыка саморегуляции и рефлексивной деятельности и др.;
  • формирование коммуникативной культуры личности;культуры выражения эмоций;культуры профилактики и преодоления факторов, разрушающих здоровье;культуры самообразования в вопросах здоровья и т.п. как составные части системы мер по воспитанию общей культуры здоровья.

Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы

  • Как влияет процесс обучения на мое здоровье.
  • Причины дискомфортного состояния на занятиях.
  • Мои рекомендации по оптимизации учебного труда.
  • Мои здоровьесберегающие принципы учебной работы.
  • Мои рекомендации по психологической самонастройке в учебном процессе.
  • Влияние биоритмов на мое здоровье.
  • Мои рекомендации по профилактике вредных информационных воздействий.
  • Место моей индивидуальности в учебном процессе.
  • Мои рекомендации по профилактике и преодолению стрессов.
  • Слагаемые моего здорового образа жизни.
  • Мои способы сбережения и укрепления здоровья.
  • Мои рекомендации по самообразованию в вопросах здоровья.
  • Мои рекомендации по формированию культуры здоровья.

Темы рефератов

  • Валеология как учение о психолого-педагогических и этических методах осуществления здорового (грамотного) образа жизни.
  • Основные принципы валеологии как области знаний о здоровом образе жизни.
  • Законы диалектики и здоровье, их влияние на формирование принципа сочетания охранительной и тренирующей стратегий, других принципов.
  • Защитные системы организма и доступные способы их укрепления.
  • Здоровый образ жизни как необходимое условие качественного обучения.
  • Здоровьесберегающие технологии обучения.
  • Коммуникативная культура как условие здоровья и успеха в жизни.
  • Личностное и духовное совершенствование человека как необходимое условие осуществления здорового (грамотного) образа жизни.
  • Мировоззренческие причины разрушения здоровья.
  • Психологические самонастройки в учебном процессе.
  • Рациональная организация и гигиена учебной и интеллектуально-творческой работы. Способы оптимизации учебного труда.
  • Роль здоровья в обучении и самообразовании.
  • Роль интеллекта в формировании культуры здоровья.
  • Система доступных мер по сбережению и укреплению здоровья.
  • Способы самообразования в вопросах здоровья.
  • Средства психотерапии в повседневной жизни.
  • Факторы информационной среды, оказывающие негативное влияние на здоровье. Способы профилактики вредных информационных воздействий.
  • Формирование «здорового»мышления как необходимое условие формирования мотивации ведения здорового образа жизни (в широком смысле).

Источник: http://www.zanimatika.ru/bestsennaya-kopilka/samoobrazovanie-i-lichnostnoe-samoopredelenie-6.html

;
Категория: Живем качественно | Добавил: vladhrom (09.05.2016)
Просмотров: 256 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar