Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Статьи » Живем качественно

Формирование качества жизни

Токарский Борис Леонидович 2012

СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

УДК 316.334 Б.л. ТОКАРСКИЙ

ББК 60.55 зав. кафедрой социологии и социальной работы

Байкальского государственного университета экономики и права, доктор экономических наук, профессор, г. Иркутск

e-mail: tokarsky@isea.ru

ВОЗДЕЙСТВИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Рассматривается сущность демографической политики и ее влияние на повышение качества жизни населения.

Ключевые слова: демографическая политика, качество жизни, уровень жизни.

B.L. TOKARSKIY

Chairholder, Chair of Sociology and Social Work, Doctor of Economics, Professor, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk

e-mail: tokarsky@isea.ru

INFLUENCE OF POPULATION POLICY ON FORMATION OF LIFE QUALITY IN MARKET CONDITIONS

The article deals with the essence of population policy and its influence on the increase of life quality of the population.

Keywords: population policy, life quality, living standards.

Демографическая политика призвана не только воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, но прежде всего обратить пристальное внимание на качественные характеристики населения и условий его жизни, какими являются уровень культуры населения, сформированность мировоззрения и жизненных ценностей, уровень образования.

Суть демографической стратегии заключается в комплексном подходе к решению проблем сфер экономики, экологии, соци-

ума, чего невозможно достичь с позиций узковедомственного подхода.

В конечном счете, целью демографической политики является создание предпосылок для повышения рождаемости, всестороннее укрепление института семьи как условия формирования и гармоничной жизнедеятельности личности.

Среди этих предпосылок, безусловно, огромную роль играют материальные, экономические. Так, по данным демографов, динамика средней продолжительности жизни в России в 1990-х гг. очень сильно коррелировала с динамикой объемов производства ВВП. Однако экономический рост 2000-х гг. не сопровождался соответствующим улучшением демографических показателей.

© Б.Л. Токарский, 2012

Следовательно, можно сделать вывод, что одними только материальными параметрами уровня жизни демографические процессы не детерминируются. Возникает объективная необходимость рассмотрения более общей категории, охватывающей различные аспекты жизнедеятельности людей, такие, например, как безопасность (экономическая и физическая), свобода политического выбора, состояние здоровья, образование и ряд других факторов.

В качестве такой категории в последнее время внимание ученых все больше привлекает категория качества жизни.

По поводу содержания понятия «качество жизни» среди ученых не сложилось единого мнения. Причиной дискуссии является многообразие подходов к определению этого понятия с различных сторон: экономической, социальной, медицинской, экологической, физиологической и др. Термин появился к началу 1960-х гг. и включал в себя представление о различных человеческих потребностях вплоть до индивидуальных ощущений и личных представлений о счастье. В то же время начали складываться стандарты качества окружающей среды, материальных благ. Появились стандарты образования, здорового образа жизни, экологичного жилья, пищи, одежды. В отечественной литературе термин «качество жизни» получает распространение после 90-х гг. XX столетия, что совпадает с тенденцией приобщения отечественной экономической науки к достижениям науки мировой. Это не означает, что проблема качественных аспектов условий жизни не исследовалась совсем. Однако в соответствии с доминировавшей концепцией технократического развития, преобладавшими материалистическими представлениями и низким жизненным уровнем населения чаще исследовались понятия «уровень жизни», «благосостояние». Качественные аспекты условий жизни исследовались частично в социологических работах, хотя социология отдавала предпочтение категории «образ жизни» [2, с. 13].

Особенность концепций качества жизни в том, что они предполагают многостороннюю оценку условий человеческой жизнедеятельности. Качество жизни может определяться и как интегральная характеристика жизни людей, раскрывающая не только

жизнедеятельность, жизнеобеспечение, но и жизнеспособность общества как социального организма, социальные качества [3, с. 19].

Энциклопедический социологический словарь дает следующее определение качеству жизни: это социальная категория, выражающая качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, качество питания, качество и модность одежды, комфорт жилища, качество здравоохранения, образования, сферы обслуживания, окружающей среды, структура досуга, степень удовлетворения потребностей в содержательном общении, занятиях, творческом труде, уровень стрессовых состояний, структура расселений и др. Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики рассматривают содержание понятия «качество жизни» как совокупность жизненных ценностей, характеризующих виды деятельности, структуру потребностей и условия существования человека (групп населения, общества), удовлетворенность людей жизнью, социальными отношениями и окружающей средой.

С.А. Айвазян рассматривает качество жизни как категорию, интегрирующую параметры качества населения, благосостояния населения, качества социальной сферы, качества экологической ниши, природно-климатические условия [1, с. 29].

С одной стороны, понятие «качество жизни» получило экономическую основу (доходы, качество продуктов, товаров, услуг, уровень здравоохранения и образования, плотность населения), а с другой — психологические (аффективные и когнитивные компоненты) и иные обоснования, соответствующие научной сфере, в которой проводились изыскания. В конечном счете, исследования качества жизни разделились на «субъективный» подход, включающий в себя личные чувства и ощущения человека, и «объективный», рассматривающий качество жизни с точки зрения состояния общества, коллектива, группы, семьи. Для полноты характеристики качества жизни стали использовать как субъективные индикаторы (ценности, ощущения, чувства), так и объективные критерии (доход, образование, здравоохранение, качество питания и т.д.) [6, с. 21].

По мнению специалистов Всероссийского центра уровня жизни, категория «качество жизни» характеризует сущность развитости личности, социальных групп и всего общества страны в увязке со степенью удовлетворения ими своих потребностей. Поскольку в стране взаимодействуют отдельные индивидуумы и группы с различным качеством жизни, они полагают целесообразным выделять индивидуальное, групповое и преобладающее качество жизни [8, с. 71]. Специалисты Всероссийского центра уровня жизни определяют структуру качества жизни следующими категориями: 1) качество общества (личности, населения, отдельных социальных групп и организаций гражданского общества);2) качество трудовой и предпринимательской жизни;

3) качество социальной инфраструктуры;

4) качество окружающей среды;5) личная безопасность;6) удовлетворенность людей качеством своей жизни [Там же, с. 72].

Таким образом, в целом круг определений качества жизни неоднозначен — от чрезвычайно узкого его понимания, как субъективного восприятия условий жизни, до более широкого, включающего показатели благосостояния и развития человека. В широком толковании термин «качество жизни» подразумевает удовлетворенность населения своей жизнью с точки зрения различных потребностей и интересов. Это понятие охватывает характеристики и индикаторы уровня жизни как экономической категории, условия труда и отдыха, жилищные условия, социальную обеспеченность и гарантии, охрану правопорядка и соблюдение прав личности, природно-климатические условия, показатели сохранения окружающей среды, наличие свободного времени и возможности хорошо его использовать, наконец, субъективные ощущения покоя, комфортности, стабильности. Более узкое понимание термина «качество жизни» (например, в словосочетании «уровень и качество жизни населения») охватывает перечисленные характеристики без собственно уровня жизни в его экономическом понимании (доходы, стоимость жизни, потребление). Ряд характеристик и показателей, такие как «условия труда и отдыха», «социальная обеспеченность», «развитость социальной инфраструктуры сферы услуг»,

занимают промежуточное положение и могут рассматриваться в зависимости от характера решаемых задач и как показатели уровня, и как характеристики качества жизни [4, с. 13]. Д.А. Сюсюра правомерно характеризует «качество жизни» как постоянно эволюционирующую экономико-философскую категорию, характеризующую материальную и духовную комфортность существования людей [7, с. 167]. Следовательно, ее содержание действительно многоаспектно и переменчиво в соответствии с изменением жизни людей.

Анализ представленных подходов к пониманию качества жизни показал, что качество жизни населения в широком толковании этой категории отражает более широкий, чем благосостояние, спектр характеристик жизни и деятельности людей. Прежде всего, за счет характеристик, отражающих ценностные установки, качественные аспекты и субъективное восприятие людьми условий жизни и деятельности. Подход, в рамках которого отдельные ученые рассматривают качество жизни как один из компонентов благосостояния, можно считать состоятельным, если качество жизни рассматривать в узком толковании этой категории.

Таким образом, проведенный анализ сущности категорий «уровень жизни» и «качество жизни» и их соотношения показал, что данные понятия тесно взаимосвязаны. Содержание каждого их них может рассматриваться с узкой и широкой точек зрения, что приводит либо к большому числу различного рода допущений, либо к использованию их в качестве синонимов, либо к подмене содержания понятия одной категории содержанием другой. Поэтому для нужд прикладной науки необходимо четкое разделение содержания этих категорий.

Представляется, что появившееся исторически позднее понятие «качество жизни населения» было призвано отразить те аспекты человеческого бытия, которые не нашли отражения при измерении-изучении уровня жизни как показателя обеспеченности человека, домохозяйства и населения в целом материальными благами и услугами, достигнутым уровнем их потребления, степенью удовлетворения их рациональных потребностей. Оно («качество жизни») отражало разницу между личным потребле-

нием, как характеристикой уровня жизни, и прочими аспектами жизни людей, их социального положения. Претендуя на роль интегральной характеристики, качество жизни было призвано дать всестороннюю оценку жизни людей с субъективной и объективной точек зрения посредством субъективных индикаторов и объективных критериев, в том числе и экономических (доход, показатели материального потребления) [1, с. 32]. Категория «качество жизни» в широком ее толковании является более емкой, нежели «благосостояние». Содержание последней, скорее, соответствует содержанию категории «уровень жизни», используемой в широком толковании.

Однако, помня о потребностях конкретных прикладных социальных измерений, для разработки методических подходов к оценке уровня и качества жизни населения необходимо разграничение содержания категорий «уровень жизни» и «качество жизни». Пытаясь разграничить смысловое содержание категорий уровня и качества жизни, авторы книги «Политика доходов и качество жизни населения» дают следующие определения: «. уровень жизни населения — социальноэкономическая категория, характеризующая степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Иными словами, — это интегрированная, существенная параметрическая величина, отражающая на определенный период степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Уровень жизни выражается в количестве и качестве потребляемых человеком благ и услуг, оцениваемых системой показателей. Качество жизни — субъективная оценка степени удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, включающая следующую параметрическую структуру: качество жизнедеятельности, качество условий проживания, качество среды обитания, качество коммуникационного обеспечения. Критериями качества жизни населения являются уровень благосостояния населения, демографические показатели, рынок труда и занятости, образовательный уровень, состояние среды обитания и др.» [5, с. 77]. Проведенное исследование показало, что под уровнем жизни следует понимать обеспеченность населения ма-

териальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей людей, реализуемую через потребление и определяемую прежде всего соотношением уровня доходов и располагаемых ресурсов и стоимости жизни, рассчитываемой на основе потребительских бюджетов. Иными словами, уровень жизни отражает уровень материального благосостояния людей. Данный подход, нам представляется, отражает состояние и динамику описываемого процесса. Основу информационной базы для оценки уровня жизни населения в таком случае должны составлять количественные социально-экономические показатели. Качество же жизни выступает обобщающей характеристикой социально-экономических результатов развития общества и предполагает характеристику прочих (кроме характеризующих уровень жизни) условий человеческого благополучия, качества удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Качество жизни трудно поддается количественному измерению, поэтому при его оценке приоритет должен отдаваться качественным показателям, в том числе показателям субъективного характера. Вместе с тем следует помнить, что рассматриваемые категории органически взаимосвязаны и взаимообусловлены. Проявляется это прежде всего в том, что уровень жизни населения выступает в качестве основы формирования качества его жизни, поскольку уровень жизни непосредственно влияет на качество жизни со стороны ее экономической определенности, соответственно повышение уровня жизни создает возможности, материальную базу для улучшения качества жизни людей.

Исследование качества жизни населения позволяет сформировать целостное представление о социально-экономическом положении населения. Поскольку основной стратегической целью социально-экономического развития России определено повышение качества жизни населения, оценка качества жизни населения представляет важный критерий достижения намеченной цели. Она (оценка) должна стать неотъемлемым элементом системы регулирования развития общества.

Список использованной литературы

1. Алексеева Е.В. Подходы к определению качества жизни // Аспирант и соискатель. 2006. № 6. С. 28-32.

2. Биктимирова 3.3. Качество жизни: теоретические подходы и методы измерения. Екатеринбург, 2006.

3. Бойцов Б.В. Крянев Ю.В. Кузнецов М.А. Системная целостность качества жизни // Стандарты и качество. 1999. № 5. С. 19-23.

4. Жеребин В.М. Романов А.Н. Уровень жизни населения. М. 2002.

5. Политика доходов и качество жизни населения / под ред. Н.А. Горелова. СПб. 2003.

6. Римашевская Н.М. Волкова Г.Н. Маркова Н.Е. Мигранова Л.А. Качество жизни в условиях социальных девиаций // Народонаселение. 2007. № 4. С. 21-31.

7. Сюсюра Д.А. Методический подход к оценке социального положения населения регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 9. С. 166-167.

8. Уровень и качество жизни населения в новой России // Уровень жизни населения регионов России. 2006. № 10/11. С. 28-110.

Referenses

1. Alekseeva E.V. Podkhody k opredeleniyu kachestva zhizni // Aspirant i soiskatel'. 2006. № 6. S. 28-32.

2. Biktimirova Z.Z. Kachestvo zhizni: teoreticheskie podkhody i metody izmereniya. Ekaterinburg, 2006.

3. Boitsov B.V. Kryanev Yu.V. Kuznetsov M.A. Sistemnaya tselostnost'kachestva zhizni // Standarty i kachestvo. 1999. № 5. S. 19-23.

4. Zherebin V.M. Romanov A.N. Uroven'zhizni naseleniya. M. 2002.

5. Politika dokhodov i kachestvo zhizni naseleniya / pod red. N.A. Gorelova. SPb. 2003.

6. Rimashevskaya N.M. Volkova G.N. Markova N.E. Migranova L.A. Kachestvo zhizni v usloviyakh so-

tsial'nykh deviatsii // Narodonaselenie. 2007. № 4. S. 21-31.

7. Syusyura D.A. Metodicheskii podkhod k otsenke sotsial'nogo polozheniya naseleniya regionov // Regio-

nal'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2007. 9. S. 166-167.

8. Uroven'i kachestvo zhizni naseleniya v novoi Rossii // Uroven'zhizni naseleniya regionov Rossii. 2006.

Источник: http://psibook.com/religion/vozdeystvie-demograficheskoy-politiki-na-formirovanie-kachestva-zhizni-naseleniya-v-usloviyah-rynka.html

УДК 338(470)

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ

В статье рассмотрено понятие «качество трудовой жизни»как комплексный феномен зависящий от реализации множества факторов функционирования в экономической системе.

Ключевые слова: качество трудовой жизни, факторы формирования качества трудовой жизни.

FACTORS SHAPING THE QUALITY OF WORK LIFE

The article considers definition of labor life the quality, from positions of different authors. The conclusion is that it is a complex phenomenon. It can be considered from the various points of view. In his research, the author also answers a question what realization of factors of formation of the labor life quality depends on.

Keywords: labor life quality, factors of formation of the labor life quality.

Современный этап развития экономической мысли характеризуется новым взглядом на проблему формирования качества трудовой жизни. В 70-х гг. ХХ века понятие «качество трудовой жизни»определялось как деятельность организации, направленная на удовлетворение потребности ее работника путем создания механизмов, при помощи которых сотрудник получает полный доступ к процессу принятия решений, определяющего его жизнь на работе.

Дж. В. Ньюстром и К. Дэвис определили качество трудовой жизни как «уровень благоприятствования общего рабочего окружения организации»[1,с.378]. Аналогичный подход к трактовке данной категории содержится в трудах Н.А. Волгина [2, с.370] и Н.Г. Колоснициной [3, с.36].

С. Бриттан и М. Паррис раскрывают понятие качество трудовой жизни с точки зрения рационализации труда, характеристик труда, потенциала труда, восприятия труда работниками, ситуационных факторов и программы обогащения труда [4, с. 73].

Исследования С. Арановича, Дж. М. Розова, Р. Х. Холла и других ученых, посвященные осознанию индивидом себя в качестве наемной рабочей силы организаций, показывают, что отношение человека к своему труду есть результат реализации собственных ожиданий и характеристик трудовой организации, в которой он работает [5].

В работах М. Кона, Дж. Лорша, Дж. Морса, С. Хейга [6]отмечается, что невозможно просто изменить организацию или работников так, чтобы получить постоянное положительное отношение к труду. Работа в организациях может способствовать и не способствовать развитию личности, поэтому при оценке качества трудовой жизни должны учитываться экономические и моральные факторы [7].

По определению П.В. Журавлева, С.А. Карташова[8], качеством трудовой жизни является степень удовлетворения важных личных потребностей работника через деятельность в организации. А.Т.Саркулова раскрывает тесную связь качества трудовой жизни со сферой трудовой мотивации [9].

По мнению, А.П. Егоршина «качество трудовой жизни - это интегральный показатель;всесторонне характеризующий экономическое развитие общества, уровень материального, медико-экологического и духовного благосостояния человека»[10].

В.М. Маслова отмечает, что «качество трудовой жизни выступает основным показателем оценки социально-духовных отношений»[11]. Данные подходы к интерпретации понятия «качество трудовой жизни»представляют его в роли показателя, используемого для оценки состояния и динамики изменений в обществе.

В.И. Янковская считает, что качество трудовой жизни - это «определенный комплекс факторов, характеризующих объективные параметры жизнедеятельности субъектов в труде»[12, с.46]. Данный подход акцентирует внимание на объективной стороне качества трудовой жизни, представляющий собой те факторы трудовой среды, которые непосредственно определяют производительность и дают возможность работнику в полной мере реализовать свой трудовой потенциал.

Подход с субъективной стороны качества трудовой жизни нашел свое отражение в исследованиях О.А. Платонова, который считает, что концепция качества трудовой жизни - это общечеловеческое движение в сторону создания условий, препятствующих процессу отчуждения труда, восстановления целостности культуры, возвышения человека как самостоятельной творческой личности [13].

В ряде исследований [14] качество трудовой жизни раскрывается через такие компоненты, как труд, физическое и социальное окружение на предприятии, система управления, соотношение между трудовой и нетрудовой сферой. В широком смысле качество трудовой жизни охватывает все то, что влияет на трудящегося, включая такие вопросы, как содержание труда, его оплата, стимулирование и мотивация, создание благоприятных и безопасных условий трудовой деятельности и охрана труда. Эти и ряд других подходов, несомненно, внесли существенный вклад в теорию качества трудовой жизни. Однако необходимо отметить, что несмотря на значительный вклад ученных в разработку указанной проблемы, системному изучению теоретико-методологических и практических вопросов формирования качества трудовой жизни в условиях инновационной экономики уделялось недостаточно внимания. Результаты исследований показали, что решение проблемы качества трудовой жизни малоэффективно без классификации факторов качества трудовой жизни.

Опираясь на существующую теорию, представим классификацию факторов качества трудовой жизни (КТЖ) (см. рис.1).

Каждый из факторов может быть выражен количественно на основе статистической информации либо как результат социологических опросов. Анализ факторов позволяет выявить и оценить их ориентировочный вклад в формирование и повышение КТЖ и, в то же время показать, в какой степени качество трудовой жизни влияет на развитие социально-экономических процессов на микро- и макроэкономическом уровне.

Рис. 1. Система факторов, формирующих качество трудовой жизни

Классификация факторов формирования качества трудовой жизни на две больших группы: технико-организационные и социально-экономические факторы отражает попытку проранжировать факторы, решить какая из этих двух групп может рассматриваться в качестве основной. Это возможно в том случае, если провести оценку КТЖ с позиции работника, работодателя или общества в целом. Л.В. Княжева рассматривая всю систему факторов, обращает внимание на то, что реальную оценку КТЖ можно получить только при анализе и оценке объективной и субъективной составляющей каждого из изучаемых факторов [15].

Каждый фактор, формирующий КТЖ, можно рассмотреть либо как внешний, либо как внутренний по отношению к работнику, работодателю или обществу. На наш взгляд, такая систематизация не позволяет однозначно ответить на вопрос, каким образом, воздействуя на фактор, мы можем повысить КТЖ. Для этого необходимо более четко сформулировать позиции по отношению к тому, как рассматривается система факторов КТЖ, т.е. определить субъекты отношений по поводу формирования КТЖ. Такими субъектами выступают работник, работодатель, государство, трудовой коллектив, профессиональные объединения и союзы. В этой классификации наиболее значимыми при формировании КТЖ будут социально-экономические взаимоотношения между работником и работодателем. Это субъекты первого уровня. Именно при их активном взаимодействии формируется базовый уровень компетенций определяющих качество трудовой жизни. Данное взаимодействие построено на взаимном интересе и противоречиях, раз решение которых позволяет работодателю получить лояльного, эффективного работника, который будет иметь максимальную полезность для организации. Работник, в свою очередь, принимая систему требований со стороны работодателя, прилагает усилия для реализации в этой системе своих компетенций и получает возможность максимально раскрыть свою способность к труду. Взаимодействие между работником и работодателем по формированию КТЖ не может быть усилием только «одного игрока». Было бы не верным утверждать, что только работодатель ответственен за формирование среды высокого КТЖ. Если работник физически, эмоционально не готов к взаимодействию с работодателем, то возможности его творческой реализации в процессе труда ограничены, даже при высоком уровне оплаты труда, при комфортных и безопасных условиях. Следствием нереализованности становится низкая удовлетворенность трудом и падение уровня мотивации к труду у работников.

Показательным в этом отношении является пример деятельности медицинских представителей фармацевтических компаний. Практически все, и в особенности крупные фармацевтические компании, изначально устанавливают высокие стандарты условий труда, такие как: высокая «белая»зарплата, гарантированный полный социальный пакет, дополнительное медстрахование, предоставление автомобиля, компьютера, свободный график работы, постоянное профессиональное обучение, в том числе и за границей и т.д. По мнению работодателя, наличие вышеперечисленных условий труда, создает для работника высокое КТЖ. Однако, несмотря на все привилегии, люди сознательно уходят из медпредставителей, понимая, что качество их трудовой жизни ухудшится. Объяснение причин этого парадоксального явления заключается в следующем. Известно, что получить работу медицинского представителя в России (по сути, это работа менеджера) может только человек, имеющий высшее медицинское образование. Сознательно выбирая профессию врача, получая медицинское образование на протяжении 7-9 лет и имея за плечами практический опыт человек, безусловно, формирует собственное представление о полезности того или иного труда. Психологически профессиональный врач просто не готов качественно выполнять работу менеджера. В обязанности медицинского представителя входит обязательное посещение врачей, лечебных учреждений и аптек. Находясь в тесном контакте с той сферой, где он реализовывал себя много лет, человек испытывает постоянный стресс. В таком случае высокое КТЖ не компенсирует эмоциональной пустоты и осознания того, что человек находится не на своем месте. Этот пример демонстрирует, что на реализацию факторов формирования КТЖ влияют условия взаимодействия работника и работодателя.

Необходимо отметить и тот факт, что чем выше уровень экономического развития общества, тем более значительным становится влияние государства, трудового коллектива и профессиональных объединений и союзов на формирование КТЖ. Это субъекты второго уровня. Они обеспечивают или ограничивают реализацию факторов формирования КТЖ. Рассмотрим это на примере такого социально-экономического фактора формирования КТЖ как законодательные и нормативные акты. Выстраивая систему нормативно-правового регулирования трудовых взаимоотношений, государство устанавливает требования и правила в рамках трудового договора и социального партнерства между работником и работодателем. В России, где сложилась кодифицированная система права (в отличие от прецедентного права западных стран) принятие или отмена действия того или иного нормативно-правового акта может существенно изменить ситуацию. Например, российское законодательство не ограничивает право работодателя требовать при приеме на работу написать одновременно с заявлением о приеме на работу, заявление об увольнении по собственному желанию без проставления даты.

Кроме того, в России отсутствует нормативная база, позволяющая трудовым коллективам и профсоюзам напрямую формировать правовое пространство взаимодействия работника и работодателя. Их деятельность на сегодняшний день в России слабо влияет на формирование КТЖ. С другой стороны, практика западных стран свидетельствует, что именно усилие, в частности профсоюзов, в сфере обеспечения расширения социальных гарантий, безопасных и здоровых условий труда позволяет закрепить новые нормы определяющие КТЖ законодательно. Они обеспечивают не только значительное изменение механизмов взаимодействия между работником и работодателем, но и контроль за исполнением норм четко направленных на повышение КТЖ.

Анализ факторов формирования КТЖ, безусловно, усложняется в связи с тем, что нет четкого определения набора компонентов из которых складывается категория КТЖ. Обобщение результатов исследований позволяет нам выделить наиболее часто определяемые компоненты, которые являются значимыми для понимания сути категории КТЖ. Большинство авторов определяют следующие компоненты КТЖ: справедливая оплата труда, безопасные и здоровые условия труда и содержание труда.

В свою очередь, на формирование этих компонентов оказывает влияние отрасль, к которой относится предприятие, стадия жизненного цикла организации и время (конкретный промежуток исследования деятельности предприятия). Очевидно, что даже при условии ограничения анализа компонентов КТЖ только этим набором, сама система компонентов постоянно трансформируется. Все компоненты определяющие КТЖ характеризуются, высокой степенью неопределенности. Обобщая все вышесказанное можно дать следующее определение категории КТЖ.

Качество трудовой жизни –это уровень удовлетворения потребностей работника осуществляющего трудовую деятельность в организации, регламентируемая определенными нормами, установленными субъектами социально-трудовых отношений в условиях неопределенности и риска.

В свою очередь воздействие системы факторов осуществляется на объект отношений при формировании КТЖ. На наш взгляд, таким объектом может выступать трудореализация каждого работника организации. Именно трудореализация позволяет в полной мере удовлетворить разнообразные потребности человека.

На сегодняшний день интерес к проблеме улучшения КТЖ носит не только научный, но и практический характер. В условиях недостатка финансовых ресурсов и возрастающей конкуренции знания, умения и навыки каждого работника становятся значительным стратегическим ресурсом. Прямая зависимость экономических результатов производства от качества трудовой жизни определяет необходимость обеспечения высокого качества трудовой жизни. Понимание сути категории качества трудовой жизни и параметров его определяющих позволяют выделить наиболее значимые факторы формирования КТЖ. Это в свою очередь приближает нас к реализации возможности управления КТЖ.

Таким образом, на основе вышеизложенного мы можем сделать вывод, что категория КТЖ включает в себя не только множество компонентов, формирующихся в процессе взаимодействия субъектов КТЖ под действием разнообразных факторов, но и предполагает постоянную трансформацию всех элементов среды формирования КТЖ. Это, в свою очередь, определяет необходимость включения фактора неопределенности и риска для характеристики КТЖ.

1. Ньюстром Дж.В. Организационное поведение/Дж.В.Ньюстром, К.Дэвис.-СПб. Питер, 2000.- 440с.

2. Экономика труда: социально-трудовые отношения/Под ред. Волгина Н.А. Одегова Ю.Г.-М. ЭКЗАМЕН, 2006.- 735с.

3. Колосницина Н.Г. Экономика труда/ Под ред. Колосницина Н.Г. -М. ИЧП Магистр, 2005.- 365с.

4. Бриттан С. Капитализм с человеческим лицом / Пер. с англ.;под ред. Гальперина В.М.- СПб. СГУ, Экон. школа, 1998.- 399с.

5. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты.- Электронное издание/ Режим доступа: http://kmt.stu.ru/cevelevw/r1.htm

6. У.Салмон, Д.Лорш, Г.Дональдсон, Д.Паунд, Д.Контжер Корпоративное управление/Серия Harvard Business Review-М. Альпина Бизнес Букс, 2007.- 224с.

7. Окунев Д.В. Майков С.Э. Социальные детерминанты качества трудовой жизни работников промышленных предприятий региона//Регионология. 2009.- № 1. Электронное издание/ Режим доступа:http://regionals.ru

8. Персонал. Словарь понятий и определений / Журавлев П.В. Карташов С.А. и др.- М. Экзамен, 1999.-512с.

9. Саркулова А.Т. К вопросу «качество трудовой жизни»// Современные проблемы науки и образования. –2010. –№ 3 –С. 121-124 Эл. ресурс: www.science-education.ru/91-4489

10. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности/ Уч. пособие. -Н.Новгород. НИМБ, 2003.- Электронное издание/ Режим доступа: http://financepro.ru/management/2302-a.-p.-egorshin-motivacija-trudovojj.html

11. Управление персоналом. Толковый словарь/ Маслова В.М.- М. Дашков и Ко, 2010.-120с.

12. Янковская В.И. Основные составляющие качества трудовой жизни // Стандарты и качество. -2003. -№2.-С. 46-47

13. Жулина Е.Г.Деятельностный подход к управлению качеством трудовой жизни //Управление персоналом, 2009.- № 14. Электронное издание/ Режим доступа: http://www.top-personal.ru/issue.html

14. Качество трудовой жизни: понятие, характерные черты, современные подходы к проблеме. Электронное издание/ Режим доступа: http://seminarprof.ru/kachyestvo-trudovoy-jizni-ponyatiye-haraktyerniye-chyerti-sovryemyenniye-podhodi-k-problyemye/

15. Княжева Л.В. Факторы формирования и развития качества трудовой жизни. Электронное издание/ Режим доступа: http://www.usurt.ru

Информация об авторе: Сафина Лилия Моратовна (г.Казань) ассистент кафедры денег и ценных бумаг ФГАУО ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (Институт экономики и финансов) (420012, РТ, г.Казань, ул.Бутлерова, д.4).

e-mail: lilisafina@yandex.ru

Источник: http://art-economy.ru/articles1/mirovaya_ekonomika1/test35/

Категория: Живем качественно | Добавил: vladhrom (10.05.2016)
Просмотров: 800 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar