Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Статьи » Живем качественно

Факторы влияющие на качество жизни населения

Введение

В современных условиях формирования рыночной экономики в России одним из приоритетных направлений осуществления социально-экономической политики государства является изучение, анализ и повышение уровня жизни населения. Уровень жизни населения включает в себя состояние многих показателей, характеризующих в целом удовлетворение экономических и социально-экономических потребностей людей. Современный уровень развития науки, производства, общества предполагает наличие работников высоких физических и профессиональных качеств. В свою очередь, воспроизводство таких работников возможно лишь при удовлетворении широкой гаммы их потребностей, формирующихся в условиях экономического роста.

Целью данной курсовой работы является изучение содержания уровня жизни, его показателей, а также состояния уровня жизни населения в Российской Федерации и направления программ его повышения. В задачи данной работы входит рассмотрение и уточнение понятия уровня жизни путем сравнения его со сходными понятиями образа и качества жизни, выделить факторы, оказывающие влияние на уровень жизни населения, а также обозначить основные направления жизненного уровня населения Российской Федерации. В качестве предмета данной курсовой работы можно назвать совокупность экономических отношений и показателей, обусловливающих уровень жизни населения, а также условия, влияющие на него.

В написании данной курсовой работы были использованы такие методы и приемы, как сравнительный анализ, переход количественных изменений в качественные, методы научной абстракции, сравнения и обобщения, а также методы статистики;были использованы диаграммы и таблицы для наглядного отображения динамики изменения различных показателей.

К вопросу изучения уровня жизни как экономической категории относятся работы различных авторов, таких как К. Маркс, Дж. М. Кейнс, В. Леонтьев, А. Маршалл, А. Пигу, П. Самуэльсон. Отдельно стоит отметить исследования Всероссийского центра уровня жизни, проведенные под руководством Бобкова В.Н. [3] Основные понятия, связанные с уровнем жизни населения, были раскрыты с помощью учебников Вечканова и Бобкова. При написании второй и третьей глав были активно использованы работы Кундакчян, Нестерова и Делягина.

Так как нет общепризнанного определения понятия уровня жизни и нет определенного конкретно утвержденного числа показателей, характеризующих уровень жизни, то в раскрытии понятия уровня жизни будет использоваться синтетический материал из различных источников. В первой главе будет дано общее представление об уровне жизни населения, а также будут выделены определенные показатели, которые отражают состояние уровня жизни. Во второй главе будут рассмотрены факторы, оказывающие влияние на уровень жизни. В третьей главе рассматриваются программы, пути и методы повышения жизненного уровня населения России и Республики Татарстан.

1. Экономическая сущность уровня жизни населения

Уровень жизни - это степень удовлетворения потребностей людей, соответствующая достигнутой ступени развития производительных сил и производственных отношений данного способа производства. Уровень жизни определяется, с одной стороны, степенью развития самих потребностей людей, а с другой стороны, количеством и качеством жизненных благ и услуг, используемых для их удовлетворения. Так как уровень жизни не только экономическое, но и сложное социально-экономическое понятие, то уровень жизни как степень удовлетворения потребностей будет включать в себя удовлетворение первичных (или физиологических) потребностей (питание, потребление одежды, обуви и других предметов), духовных (интеллектуальных) и социальных потребностей, возникающих в процессе общественной деятельности. Уровень жизни отчетливо отражает социальные различия отдельных групп населения. Поэтому может рассматриваться уровень жизни различных социальных групп и слоев населения, семей и отдельных людей.

Уровень жизни выступает в неразрывном единстве с образом жизни людей.

Образ жизни - это социально-экономическая категория, выражающая вид, способ жизнедеятельности людей (общества, социального слоя, личности) в национальном и мировом сообществе. Образ жизни охватывает различные стороны жизнедеятельности человека: труд, формы его социальной организации;быт, формы использования свободного времени;участие в политической и общественной жизни;формы удовлетворения материальных и духовных потребностей;правила и нормы поведения людей, вошедшие в повседневную практику.

Уровень жизни можно рассматривать в трех аспектах: применительно ко всему населению, его социальным группам и в отношении семей с разной величиной дохода. Последние две категории особенно важны для характеристики степени расслоения населения по имущественному состоянию. Они активно изучаются, поскольку сближение благосостояния различных групп населения и сокращение дифференциации доходов семей являются приоритетными целями социальной политики развитых стран, в том числе и России.

При количественном определении жизненного уровня обычно пользуются совокупностью абсолютных и относительных показателей, которые характеризуют обеспеченность населения материальными и духовными благами и, соответственно, степень удовлетворения потребностей людей в этих благах [18].

Таблица 1

Основные показатели уровня жизни населения

Источник: http://www.bestreferat.ru/referat-261566.html

Информация

Курсовая по Экономика, язык русский, 20 страниц.

1. Введение

Динамика уровня жизни,его дифференциация определяются уровнем производственных сил, производством, использованием продуктов и распределением доходов.

Факторы, влияющие на уровень жизни:

социальные

научно- технические

экологические

политические

экономические

Повышение благосостояния населения- одна из главных целей экономической и социальной политики.

Под уровнем жизни понимаются показатели денежных доходов и их использования,а так же основные показатели на социальную помощь, жилище и его условия.

2. "Доход и уровень жизни"- понятие в экономической теории.

Заработная плата- первый основной источник. но часто случается,что её далеко не хватает на необходимые условия существоания. Чем выше уровень доходов,тем выше спрос на продукцию,следовательно улучшается качество продукции, значит растет эффективность производства, а это значит,что экономическое положение в стране становится лучше. поэтому заработная плата- часть политики государства.

Доход- очень многозначное понятие- это деньги и материальные ценности, он относится не только к отдельным лицам,но и к предприятиям, фирмам и государству. от уровня дохода зависит уровень жизни и уровень потребления. Денежные доходы включают в себя: 1. оплату труда работающих;2.пенсии;3.степендии;4.пособия;5.проценты от ценных бумаг,недвижемостей и т.д.

В благосостоянии населения важную роль имеют совокупные доходы (человека, семьи, населения) при неизменных ценах и налогах рост которых направляет на повышение возможностей удовлетворения потребностей.

Доходы:

номинальные- уровень денежных доходов, не зависящие от изменнеия цен и налогооблажения

распологаемые- доходы, тратящиеся на сбережения и потребление

реальные доходы зависят от рознычных цен и тарифов

натуральные доходы- продукция домашнего хозяйства на собственное потребление

Одна часть доходов идет на потребление материальных благ, вторая - на потребление услуг. Потребление влияет на структуру населения,его изменения,т.е. на уровень жизни.

Уровень жизни является очень сложной категорией, так как нет единого показателя определяющего уровень жизни. Существует четыре основных раздела определяющий уровень жизни:

демографические параметры

природно-климатические условия

показатели условий жизни(обеспеченность населения техническими средствами и т.п.)

потребление населения, доходы, соотношение доходов и стоимости жизни, уровень бедности

3. Доходы населения,как главный показатель уровня жизни.

Состав доходов и его размерность- самая главная характеристика, определяющая уровень жизни населения. Доход населения- сумма денежных средств и материальных благ, которые получили за определенный промежуток времени.

Говоря об обществе в целом, стоит рассматривать весь доход всех экономических субъектов или как ВВП. Предметам потребления и потребительским благам предшествует распределение доходов. Доходы тратятся на необходимые условия жизни и товары. Таким образом доход имеет большое значение в уровне жизни.

Дохоты характерезуются составом, уровнем, структурой, динамикой, а так же расходами.

Денежные доходы населения включают в себя:

оплата за труд

проценты, рента, предпринимательский доход

пенсии, степендии- трансфертные платежи

доходы от занятости в неформальном секторе экономики

Совокупный доход- доход всех денежных поступлений.

Уровнем дохода определяется критерии бедности.

1. Бедность- относительно низкий уровень денежных доходов, следовательно низкий уровень удовлетворения духовных, материальных, естесвенных и физиологических потребностей.

2. Бедные- члены определенного общества с особенно низким уровнем дохода.

Уровень бедности встречается во всех странах, он зависит от развития общественного производства, возможностей и жизнидеятельности.

Особенности статистики уровня жизни и доходов населения.

Трудовой потенциал- важная часть социального и экономического потенциала. Уровень жизни населения и их доходы определяет статистику экономического активного населения.

Рынок труда- рабочая сила, система экономических и социальных правовых мер. Отсюда выделяются активные экономические населения и неактивные. Экономически активное население- население, которое дает свой труд на производство товаров и услуг. Если население предлагает свой труд не на длительный период (на день или на неделю), то такое население называется активным в некоторый период и равен термину "рабочая сила", а если на более долгий период,то значит подразумевается активное население.

Рабочая сила в наши дни встречается очень часто и так мы можем узначть число экономического активного населения, его коэффициент определяется соотношением численности экономически активного населения к численности всего населения страны. Экономически активное население бывает в виде двух категорий- безработные и занятые.

К занятым относятся лица, которые в рассматриваемый период:

выполнившие работу за вознагрождение

некоторе время отсутствовали на работе( болезнь, выходной)

на семейном предприятии представили свой труд без оплаты

К безработным относят лица, которые в рассматриваемый период:

не имели заняти,приносящего доход

готовые приступить к работе

ищащие работу

Экономически неактивное население- население, не вошедшие в рабочую силу, к ним относятся: школьники и студенты, пенсионеры, матери, лица, которым нет необходимости работать.

Статус занятости. Наемные работники- выполняют работу по найму. По длительности делятся на постоянные, сезонные, временные и нанятые. Не наемные работники- работодатели, лица с профсоюзной деятельностью, лица, которые не используют на труд наемных рабочих, а работают с одним или несколькими партнерами, члены коллективных предприятний.

Бедность- социальная категория. Это многогранная проблема и может грозить любому обществу. Ограничение уровня бедности важно не только в гуманитарном плане, но и для будущих покалений, сохранения физического, трудового, интеллектуального и духовного потенциала. В 90-ые года в ООН выдалась программа, которая учитывала текущие доходы, связанные с прожиточным минимумом, реальный доступ медецинских, информационных и образовательных услуг. Но все равно почти треть россиян сейчас получает доход в размере меньше прожиточного минимума, поэтому может ухудшиться уровень жизни населения, так как он напрямую связан с доходом.

В развитых странах есть метод определения наборов товаров и услуг, чтоб можно было гарантировать прожиточный минимум и удовлетворить потребности. Для этого служит потребительский бюджет прожиточного минимума, содержащий товары и услуги в розничных ценах.

Для определения границы бедности существует велечина дохода осуществляющаяся в натуральной форме. Получается государственная помощь не влияет на велечину доходов, при данной бедности.

Таким образом мы видим как уровень жизни влияет на уровень доходов.

4. Качество жизни населения и принципы формирования доходов в рыночной экономике.

Качество жизни- это степень удовлетворения потребностей человека, не только духовных, но материальных и духовных.

Чтобы определить большую часть потребностей необходимо иметь денежный доход. Так как человек страдает от низкого качества вещей и продуктов или наоборот испытывает удовлетворение от высокого качества жизни.

Основные показатели качества жизни населения: доход населения, качество доходов, комфорт жилища, здравоохранение, соц. услуги, образование, культура, качество сферы обслуживания, окружающая среда, демографические тенденции, безопасность. Показатей качества жизни много, а значит чтоб повысить уровень жизни, необходимо повысить уровень доходов, поэтому доходы формируются в рыночной экономике.

Доходы меняютя от множества факторов, социальных, политических, демографических, профессиональных, экономических, статусных, географических, но все эти факторы связаны с социальной ориентацией: политический режим определяет политику доходов и заработной платы, природно- климатические условия: плотность и национальные особенности.

Факторы, формирующие уровень дохода:

зависящие от человека (образование, вид занятости. )

связанные с местомработы (организация, фирма)

связанные с экономикой страны (система налогооблажения)

Все эти факторы показывают зависимость доходов и работника. На то, как он работает и его заслуг, от эффективности экономики, от результата труда. Доходы имеют разные формы, но формирование и выплата государствеенной помощи сохраняют различия в потрблении, различается уровень жизни отдельных групп и слоёв населения.

На рынке труда формируется "заработная плата". Велечина этого дохода определяется объемом и стоимостью благ, что дает полноценное воспризводсво рабочей силы. В условиях рыночной экономики зп- цена стоимости товара- рабочая сила. она определяется стоимостью рабочей силы, а так же спросом и предложением. Из этого следует, что доходы распределяются по труду и по собственности. Видно, что государственные органы не устанавливают соотношений, но роль распределения по труду возрастает.

Распределение по должности имеет тоже большую роль. Поэтому проблема распределения доходов весьма актуальна, если бы его уровень зависел не от должности, а от экономического и социального эффекта деятельности какого- либо лица.

Источник: http://www.diplomy.su/shop/109.html

Опубликованный материал нарушает авторские права? сообщите нам.

Наиболее часто в литературе встречается подразделение факторов, воздействующих на организм, на биологические (эндогенные) и средовые (экзогенные). Первые детерминированы наследственностью и относятся к неуправляемым, вторые включают в себя экологические, социальные, жилищные и т.д. и являются управляемыми.

• уровень развития производства.

• природные географические условия;

Факторы, определяющие образ жизни:

труд, быт, питание, досуг, репродуктивная деятельность;

обычаи, традиции, привычки.

Источник: http://studopedia.org/3-86064.html

Читайте также:

Сущность и классификация факторов. К социальным факторам 1 в широком смысле относятся все обстоятельства, события, условия, меры, процессы и т.д. оказывающие какое-то влияние на жизнь общества, граждан. Они же оказывают влияние на правовую систему и правовую психологию. По своей природе они делятся на две группы:

социально-психологические факторы - все виды социально-психологических явлений, закономерностей и механизмов, основные из которых рассмотрены в § 1.2.;

психологически-значимые социальные факторы. Их собственная природа не психологическая (экономическая, политическая, финансовая, правовая, управленческая и др.), но они, воздействуя на людей, по законам отражения детерминируют психические явления в группах и у отдельных личностей.

По тесноте связи с непосредственными причинами, определяющими состояние правопорядка в обществе, конкретном регионе, на территории административной единицы ( области, города, района, населенного пункта и др.) факторы делятся на: фоновые, правовые, криминогенные и криминальные. Их совокупности, характерные для жизни общества, социальных групп, трудовых и служебных коллективов, бытовых групп, отдельных граждан, образуют систему факторов, в значительной степени определяющих правовую психологию.

Фоновые факторы. Эта группа факторов присуща всему обществу и придает общность разным регионам, территориям и административным единицам, доходя до каждого села, квартиры, человека. Фоновые факторы особенно разнообразны по своей природе, действует устойчиво. Фоновыми они названы потому, что выступают как бы фоном всей специальной работы по укреплению законности и правопорядка, но не входят в нее.

К числу фоновых социально-психологических факторов, влияющих на правовую психологию людей, относятся:

• менталитет народа, его представления о жизненных идеалах, патриотизме, способах удовлетворения своих потребностей, государственности, о власти;традиции, обычаи, стереотипы социальных ожиданий и ориентации и др.;

• общественная психология, характерная для населения страны, региона, населенного пункта, группы:

• господствующие общественные мнения, настроения, чаяния, стремления;

• отношение населения к происходящим в стране радикальным процессам и изменениям;

• психологические особенности господствующего образа жизни и степень удовлетворенности им;

• особенности опыта общественной жизни в условиях гуманизма, демократии и свободы;

• сфера общественной психологии, порождаемая особенностями рыночной экономики;

• взаимоотношения между различными ветвями власти и качество их взаимодействия;

• психология людей и групп, работающих в органах государственной власти, проявляющаяся в их деятельности, и др.;

• авторитет государственной власти;

• психологическая контактность (близость) власти и народа, оценка ее в общественном мнении народа;

• отношение населения к происходящим в стране процессам и изменениям;

• уровень социальной культуры и активности населения, степень его участия в общественном обустройстве и экономическом развитии;

• взаимоотношения между различными группами населения;

• социализация подрастающего поколения в ее психологических особенностях и условиях;

• уровень духовности населения и взаимоотношения между разными религиозными конфессиями.

Подгруппу психологически значимых фоновых факторов образуют:

• общественная и политическая жизнь России, региона, города, населенного пункта, социальной группы;

• состояние экономики и уровень жизни населения;

• деятельность органов государственного и муниципального местного самоуправления;

• прочность института семьи;

• состояние системы образования и науки;

• вся система работы с населением и особенно с подрастающим поколением;

• деятельность средств массовой информации, во многом определяющая общий морально-психологический климат жизни населения, господствующие общественные мнения, убеждения, настроения, интересы, представления о перспективах жизни, устремления, порождающие определенные отношения, желания, поступки и деятельность граждан;

• исторические, этнические, культурные, национальные, религиозные и иные особенности населения, его быта, сознания, образа жизни, морали, традиций, нравов, привычек, социальных ориентации и способов проведения досуга;

• многое другое.

В общем подобно тому, как общественное бытие определяет общественное сознание, так оно определяет и правосознание. Вполне подходит здесь и формула: правовая психология есть совокупность общественных отношений. Как общество творит людей, как люди творят друг друга, в том числе и правосознание, так и люди творят общество, законность и правопорядок. Как основы последних, так и причины преступности лежат в сфере этих фоновых факторов. Американский исследователь И. Анденес отмечал, что неверие в честность политического руководства и правоприменительных органов, уроки того, что правительство продажно, беззаконие — путь к богатству, честность — заблуждение, а нравственность — капкан для простаков — вот основа отсутствия уважения к праву и склонности к общественно опасным действиям. 2

Роль фоновых факторов в реальном состоянии правовой психологии людей, законности и правопорядка подчеркивает важнейшее значение и высочайшую ответственность высших государственных законодательных и исполнительных органов, а также соответствующих им структур на местах. Наличие у них мудрости выражается в способности предвидеть юридико-психологические последствия осуществляемых радикальных перемен и масштабных мер, заблаговременно оценить, облегчат ли они задачу укрепления законности и правопорядка, без которой такие перемены и меры «не идут», или осложнят ее решение, и упреждающе принять надлежащие меры по юридико-психологическому и правоохранительному обеспечению их.

К сожалению, начиная с середины 80-х годов наша государственная мудрость была в рассматриваемом плане не на высоте и криминальная революция, возникшая в нашей стране, спада которой пока не наблюдается, — неопровержимое тому доказательство. Видимо, есть два психологически обоснованных практических направления работы, которые заслуживают неотложного воплощения:

• включение в систему подготовки, образования и работы с кадрами государственной службы, государственных образований и частных структур, деятельность которых оказывает фоновое влияние на правовую психологию населения и правовую социализацию подрастающего поколения, подготовку по вопросам юридической психологии;

• введение практики юридико-психологического обеспечения законо- и нормотворческой, а также текущей деятельности персонала упомянутых структур, решения задач и проблем. Это осуществимо путем создания специальных служб или обращения к специалистам по юридической психологии за консультациями и помощью, использования психологической экспертизы и аудита.

Понимание основополагающего влияния фоновых психологических фактов на правовую психологию, состояние законности и правопорядка отнюдь не прибавляет оптимизма работникам органов правоохраны. Недостатки в них в основном вне компетенции этих органов. Однако и их возможности велики, потому что имеются региональные и местные особенности фоновых факторов. Все они нуждаются в понимании и обеспечении адекватными правовыми мерами. Кроме того, есть и другие группы факторов, влияющих на правовую психологию и правовую социализацию населения, влияние на которые в основном и даже исключительно в компетенции органов правоохраны и их персонала.

Правовые факторы. Они непосредственно связаны с правовой системой, ее урегулированностью и состоянием, целенаправленной деятельностью юридических органов, общественных формирований и частных структур, функционирующих в интересах укрепления законности и правопорядка.

Подгруппа социально-психологических правовых факторов включает:

• психологические свойства, механизмы, эффективность всей системы правового регулирования,

• психологию персонала, коллективов всех законодательных, правоохранительных и правоисполнительных органов (юстиции, судов, милиции, внутренних войск, таможни, налоговой полиции, органов, исполняющих наказания и др.),

• психологию личностей работников органов правоохраны;

• уровень юридико-психологической подготовленности персонала органов правоохраны;

• уровень юридико-психологической подготовленности и работы руководителей и сотрудников кадровых аппаратов органов правоохраны с его персоналом;

• уровень психолого-юридической подготовленности выпускников юридических образовательных учреждений, не ограничивающейся знанием психологии судебной деятельности, а обладающей целостной психологической концепцией психолого-юридической работы;

• эффективность юридического образования и степень правовой сформированности выпускников как личностей, отвечающих цивилизованным требованиям современной юридической деятельности;

• социальное восприятие, оценку населением правильности построения и степени успешности деятельности правовой системы;

• степень одобрения населением правовых установлений, направленных на борьбу с преступностью;

• мнение населения о состоянии законности, преступности, об уровне защищенности граждан от чиновничьего произвола и криминала;

• мнение населения об уровне действенности законодательства и правопослушности тех, кто призван его строго исполнять и защищать права граждан;

• общественное мнение граждан по вопросам эффективности деятельности правоохранительных органов, о людях, работающих в них, их коррумпированности и честности;

• авторитет всех органов правоохраны и профессии их работников у населения;

• взаимоотношения и общение персонала органов правоохраны с населением;

• степень веры граждан в возможность встретить человеческое отношение, понимание и защиту от правонарушителей у работников юридических органов, вынесенное из опыта обращений к ним;

• психологию стихийного правовоспитания в бытовых объединениях и сообществах, в молодежной среде;

• психологические особенности связей органов правоохраны с населением;

• наличие и эффективность функционирования психологических служб в различных ведомствах, решающих юридические задачи и оказывающих психологическое влияние на население, и др.

Подгруппа собственно правовых факторов, влияющих на правовую психологию, частично раскрыта в предыдущих параграфах главы. Если их дополнить и сконцентрировать, то совокупность будет выглядеть так:

• совершенство и надежность функционирования всей правовой системы;

• совершенство законодательства, его адекватность состоянию общества и правопорядка, реалистичность, отсутствие признаков «левацкого» забегания вперед или отставания от требований времени;

• уровень законности в работе самих юридических органов и их представителей;

• уровень реализации психолого-педагогических функций в управленческой и юридической работе всех категорий работников органов правоохраны;

• наличие и эффективность организованных и эффективных систем правового развития граждан, управления правовой социализацией, правового всеобуча, правовой пропаганды;

• уровень правового воспитания в семьях и бытовых общностях;

• уровень работы общеобразовательных школ, внешкольной работы, воспитания школьников, наличия и эффективности работы по их правовому обучению и воспитанию, то же - в дошкольных учреждениях;

• степень усилий, организованности и успешности деятельности органов правопорядка по укреплению законности, защите прав и свобод граждан, реализации принципа неотвратимости наказания;

• эффективность всех направлений работы по профилактике правонарушений и преступлений, особенно среди несовершеннолетних и молодежи;

• психолого-педагогическая эффективность системы исполнения наказаний и постпенитенциарной работы по профилактике рецидивной преступности;

• уровень правовой работы в трудовых коллективах по укреплению дисциплины, ответственного отношения к делу, строгому выполнению нормативных требований в производственном процессе и выполнению обязательств перед государством и другими коллективами;

• психолого-педагогическая компетентность всех лиц (государственного аппарата, образовательных учреждений, дошкольных, частных и др.), участвующих в юридико-психологической и юридико-педагогической работе с подростками, молодежью и другими категориями населения;

• педагогическая подготовленность сотрудников кадровых аппаратов, отделов профессиональной подготовки, начальников и командиров, преподавательского и командно-административного состава юридических органов и образовательных учреждений, а также работников их пресс-центров и подразделений по связям с общественностью, руководителей занятий по служебной подготовке и др.;

• степень представленности в персонале юридических органов лиц с базовым психологическим и юридическим образованием.

Все эти факторы в зависимости от своих характеристик положительно или отрицательно, но всегда реально и сильно, сказываются на правовой психологии населения и состоянии законности и правопорядка. Особенно заметно это в масштабе субъекта федерации, населенного пункта, группы. Бывает даже, что при наличии недостатков в них они становятся непосредственной причиной или условием совершения правонарушений. Оптимизация этих факторов — во власти и возможностях руководства территориальных юридических органов и местной власти.

Криминогенные факторы. Эти факторы непосредственно способствуют зарождению и развитию правонарушающего поведения. Практически почти все они обусловлены слабостями позитивных мер и работы по упрочению правовой психологии общностей и отдельных личностей.

В подгруппе социально-психологических по своей природе факторов в качестве криминогенных выступают:

• низкая психологическая воздейственность правовой системы, системы законодательства, «пробелы» в нем, отставание законотворчества от фактических изменений в обществе;

• низкая психологическая действенность всей системы правовоспитательной работы, разрушение старой, социалистической, и запаздывание с созданием новой, отвечающей реальностям свободы, прав, демократии в современном обществе;

• правовой нигилизм, падение авторитета норм права у значительной части населения;

• падение престижа честного труда;

• социально-психологические напряжения и недовольства, вызываемые различными недостатками в жизни российского общества, в работе органов государственного управления, органов правопорядка, состоянием борьбы с преступностью;

• недовольство населения безнаказанностью явно противоправной деятельности людей типа Мавроди, фирм типа «Гермес» «Хопер» и др.;

• недовольство населения плохой работой с жалобами, заявлениями, исками граждан в государственных органах и судах;

• заразительность для части населения примеров быстрого и легкого обогащения людей с низким уровнем образованности, культуры и нравственности, наживших состояния явно нечестным путем;

• обостренные взаимоотношения между различными группами населения (социальными, профессиональными, национальными, религиозными и др.);

• падение авторитета органов правопорядка;

• низкая эффективность мер по профилактике криминальных деформаций правовой психологии у отдельных групп населения и граждан;

• тревожные слухи, возбужденная толпа, паника и др. К числу непсихологических криминогенных факторов можно отнести:

• снижение уровня общественной морали;

• феномен «бизнеса власти», связанный с фактическим богатством жизни людей, находящихся у власти, обилием различных льгот и привилегий у «слуг народа», богатством услуг, возможностями получения квартир, обогащения путем лоббирования чьих-то интересов, злоупотребления властью при пол-

ной безнаказанности, обеспеченной безграничной неприкосновенностью, доходящей для абсурда;

• широкое распространение рэкетирства, шантажа, вымогательства, запугивания, психологического насилия, в том числе в сфере судопроизводства;

• криминализация и сексуализация досуга, искусства, видеорынка, телевизионных передач: культ силы и насилия, жестокости, неуважения к человеку;пропаганда необходимости самозащиты любыми средствами, мести, самосуда;распространение уголовного жаргона, песенок на уголовный манер;социальная дифференциация молодежных групп по образцу уголовных, «дедовщина»;идеализация жизни удачливых преступников и их «благородных» качеств;подмена слов родного языка «красивыми» иностранными словечками, прикрывающими и романтизирующими омерзительную сущность преступной деятельности («киллер», «рэкетир» и др. вместо русских слов «убийца», «вымогатель», «подонок» и др.), засорение языка словами и словесными оборотами, почерпнутыми из уголовного жаргона, и др.;

• повсеместная бесхозяйственность, слабая защищенность ценностей;

• распространение пьянства и наркомании;

• увеличение числа лиц без определенных занятий, места жительства, безработных;

• низкий уровень раскрываемости преступлений;

• коррупция в органах государственного управления и органах правопорядка;

• политический экстремизм и религиозный фанатизм;

• слабости системы воспитания подрастающего поколения и взрослых, особенно нравственного, правового, трудового, патриотического, семейного, культурного;

• слабости системы внешкольного воспитания, по месту жительства;

• распространение фактов педагогической запущенности и безнадзорности несовершеннолетних, юношей и девушек;

• отсутствие пропаганды здорового образа жизни и воспитания молодежи, всего населения;

• слабая психолого-педагогическая эффективность воспитания персонала юридических органов в духе строжайшего соблюдения законности;

• недостаточный уровень психолого-педагогической подготовленности персонала органов правопорядка;

• снижение массовости и активности участия населения в работе общественных формирований социально-педагогического и профилактического профиля;

• распространение по стране оружия;

• крупные пожары, стихийные бедствия, чрезвычайные обстоятельства и др.

Можно привести еще десятки факторов криминогенного характера.

Криминальные факторы. Эти факторы относятся к криминальному миру и активно обусловливают весь криминал, испытывают на прочность правовые устои общностей и отдельных граждан, вербуют новых рекрутов криминального мира. Это:

• криминальная деформированность правосознания, потребностей, нравственности, криминальная «образованность» личностей, занимающихся преступной деятельностью;

• криминальная субкультура, каждодневно и стихийно углубляющая антиправовую психологию членов преступных группировок;

• целенаправленная деятельность авторитетов преступного мира и организованной преступности по криминализации психологии молодых правонарушителей, повышению их «криминального профессионализма», психологически расчетливому воздействию на граждан с неустойчивой правовой ориентацией и постепенному вовлечению их в преступный образ жизни, криминализации «массовой культуры», модной у нынешней молодежи;

• коррумпированно представителями преступного мира части должностных лиц, чиновников, личного состава МВД, работников судов и прокуратуры, органов юстиции с неустойчивой и слабой правовой устойчивостью методами соблазна, подкупа, сбора компромата, шантажа, запугивания и др.;

• взаимоотношения преступных групп и преступных «авторитетов», приводящие к «разборкам», и др.

В итоге можно сказать, что все факторы:

1) находятся в числе причин и условий, определяющих состояние законности и правопорядка в обществе, в регионе, городе, районе, а также правомерное или противоправное поведение групп населения и отдельных личностей. Можно сказать, что преступность — это не только социальное, криминологическое, но и психологическое явление;

2) выступают важным условием деятельности личного состава органов правоохраны и одной из причин, влияющих на ее успешность;

3) нуждаются в тщательном и постоянном изучении, оценке, использовании в деятельности государственных, законодательных, правоприменительных и правоисполнительных структур;информация о них (психологическая информация) — важный вид криминологической, оперативной, служебной, управленческой, кадровой и другой информации, необходимой для правильной оценки обстановки, принятия мер, прогнозирования и планирования;без нее трудно рассчитывать на успех в укреплении законности и правопорядка;

4) выступают особым предметом правового и юридико-психологического воздействия (регулирования, оптимизации, изменения, нормализации и пр.), содержащим большие резервы улучшения всей работы по укреплению законности и правопорядка;

5) предъявляют особые требования к профессиональной подготовленности персонала правоохранительных органов, профессионально-психологической подготовленности;

6) нуждаются в комплексном, всестороннем и постоянном учете в деятельности правоохранительных органов, что оптимально может быть достижимо созданием системы профессионально-психологического обеспечения.

1 Фактор (от лат. factor - делающий, производящий) - причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.

2 Анденес И. Наказание и предупреждение преступлений. - М. 1979. С. - 186.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.net/13_134561_faktori-vliyayushchie-na-pravovuyu-psihologiyu-naseleniya.html

Категория: Живем качественно | Добавил: vladhrom (10.05.2016)
Просмотров: 502 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar